ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (4 — 5 ЛЕТ) |
Педагогика | |||
Автор: Н.В. Евстюничева, Л.В. Емельянова | |||
07.06.2023 18:02 | |||
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (4 — 5 ЛЕТ) ОБЪЕДИНЕНИЯ «ТЕРЕМОК» бюджетное дошкольное образовательное учреждение Сокольского муниципального округа «Детский сад общеразвивающего вида №30» Разработчик: педагоги дополнительного образования Н.В. Евстюничева, Л.В. Емельянова Педагог, реализующий программу: педагоги дополнительного образования Н.В. Евстюничева, Л.В. Емельянова Уровень: ознакомительный Возраст детей: 4 -5 лет Срок реализации программы: 8 месяцев Форма обучения: очная город Сокол 2022-2023 год РАЗДЕЛ 1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ 1. 1. Пояснительная записка (общая характеристика программы) 1. 1.1. Направленность дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
Данная рабочая программа имеет художественную направленность, адресована детям 4 – 5 лет. Программа предназначена для обучения детей театрализованной деятельности. Программа составлена с учетом методических рекомендаций Губановой Н.Ф. «Театрализованная деятельность дошкольников» 1. 1.2. Актуальность программы. В связи с введением в систему дошкольного образования федеральных государственных стандартов педагогам открываются большие возможности использования новых педагогических технологий, методик, различных видов дидактического материала. Ориентированность современных концепций дошкольного образования на гуманизацию предполагает изменение самого подхода к личности ребенка. Наиболее общим в этих подходах является направленность на удовлетворение потребностей растущей личности во всестороннем развитии. Следовательно, надо строить всю педагогическую работу исходя из понимания педагогом самобытности дошкольного детства, уникальности каждого ребенка, ценности его своеобразия. Это говорит о необходимости принятия личностно ориентированных целей дошкольного образования как приоритетных. В педагогике и психологии активно обсуждается проблема взаимосвязи личности и творчества. Ученые рассматривают личность ребенка с точки зрения ее потребности в созидании себя. В этом смысле на первый план выдвигается деятельность, в которой наиболее полно проявляется потребность ребенка в преобразовании. Такой еятельностью является игра. Развитие творческой активности и игровых умений детей происходит под непосредственным руководством педагога. Он побуждает детей к неформальному общению в игре, творческому воспроизведению текста, к использованию средств театральной выразительности: мимики, жеста, позы, движения, интонации. 1. 1.3. Новизна программы В результате реализации программы появится возможность создания условий для развития творческих способностей дошкольников. 1. 1.4. Педагогическая целесообразность Работа систематизирована таким образом, чтобы на каждом занятии воспитатель стимулировал двигательную, интонационно- речевую, творческую активность детей. Упражнения и разминки требуют активного движения, но обязательно с постановкой взрослым художественных задач, использования образных сравнений. Игры-хороводы включают в себя индивидуальные кратковременные выходы героев в их четкой последовательности и ориентированы в основном на выразительное инсценирование текста. Этюды требуют от детей умения включаться в импровизацию, проживать ее, используя все выразительные возможности перевоплощения в героя. Это эмоционально-игровые ситуации, в которых дети могут почувствовать себя в образе какого-либо персонажа. Обычно этюды сопровождаются музыкой. Значительное место отводится произведениям малых фольклорных жанров: потешкам, прибауткам, песенкам, играм. Они развивают эмоциональную сферу ребенка, открывают целую галерею привлекательных образов (детей, животных, птиц, игрушек). Соблюден принцип сезонного проживания времени детьми, то есть в комплексе занятий отражены времена года, что позволяет детям ощущать движение жизни. В игровом материале отражены различные персонажи, приведены как традиционные, известные, так и оригинальные авторские сюжеты, стихи, инсценировки, игры. Программа разработана с учетом основных принципов:
Программа составлена с учетом методических рекомендаций Н.Ф. Губановой «Театрализованная деятельность дошкольников». Программа составлена также с учетом личного опыта разработчика программы. 1. 1.6. Психолого- педагогическая характеристика возраста. Художественно-эстетическое развитие. На пятом году жизни ребенок осознаннее воспринимает произведения художественно-изобразительно-музыкального творчества, легко устанавливает простые причинные связи в сюжете, композиции и т.п., эмоционально соотносит увиденное со своими представлениями о красивом, радостном, печальном, злом и т.д. У ребенка появляется желание делиться своими впечатлениями от встреч с искусством, со взрослыми и сверстниками. Продолжает развиваться воображение. Формируются такие его особенности откликается на отраженные в произведении искусства действия, поступки, события,, как оригинальность и произвольность. Дети могут самостоятельно придумать небольшую сказку на заданную тему. Значительное развитие получает изобразительная деятельность. Рисунки становятся предметным и детализированным. В этом возрасте дети рисуют предметы прямоугольной, овальной формы, простые изображения животных. Дети могут своевременно насыщать ворс кисти краской, промывать по окончании работы. Графическое изображение человека характеризуется наличием туловища, глаз, рта, носа, волос, иногда одежды и ее деталей. Дети могут вырезать ножницами по прямой, диагонали, к 5 годам овладевают приемами вырезывания предметов круглой и овальной формы. Лепят предметы круглой, овальной, цилиндрической формы, простейших животных, рыб, птиц. К 5-ти годам ребенок выполняет элементарные танцевальные движения (пружинка, подскоки, кружение и т.д.). Может петь протяжно, при этом вместе начинать и заканчивать пение. Развитию исполнительской деятельности способствует доминирование в данном возрасте продуктивной мотивации (спеть песню, станцевать танец, сыграть на инструменте). Дети делают первые попытки творчества. 1. 1.7. Срок реализации программы Программа рассчитана на 8 месяцев работы с детьми из расчёта 1 раз в неделю по 20 минут. Возраст обучающихся: программа разработана для детей от 4 до 5 лет. 1. 1.8. Формы и режимы занятий Ведущей формой организации детей на занятии является групповая. Наполняемость группы – до 15 человек. Формы проведения занятий: продолжительность непосредственной образовательной деятельности составляет: - для детей от 4 до 5-ти лет — не более 20 минут. В ходе занятия предусмотрены физкультурные минутки и динамические паузы. Занятия проводятся во второй половине дня в групповой комнате преимущественно в игровой форме. 1. 1.9. Требования к уровню подготовки дошкольников В объединение принимаются все желающие дети без специальной подготовки. Добор в группу проводится в течение всего учебного года, по результатам собеседования. 1. 2. Цели и задачи: Цель: формирование творческого мировосприятия жизни, художественной зоркости, развитие воображения, эмоциональной сферы, игровых умений. задачи:
- принять участие в творческих конкурсах. Основные методы:
- метод активного восприятия, позволяющий детям накапливать впечатления от произведений искусства и окружающего мира.
|