ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ВРЕМЕНИ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА |
Педагогика | |||
Автор: Борисова Александра Романовна | |||
30.05.2023 11:56 | |||
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ВРЕМЕНИ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА А.Р. Борисова Студент (магистрант) Новгородского государственного университета имени Ярослава Мудрого Аннотация. Статья посвящена вопросу формирования представлений о времени у детей среднего дошкольного возраста. В статье рассматриваются определения «педагогические условия». Статья представляет наиболее эффективные педагогические условия по изучению времени. Данная статья адресована педагогам и воспитателям ДОО, а также может представлять интерес для студентов кафедры дошкольного образования. Ключевые слова: Педагогические условия, средняя группа, представления о времени, части суток, время года.
Представления о времени могут формироваться у дошкольника спонтанно, в процессе накопления ребенком жизненного опыта. Однако, в этом случае они не достигают должного уровня и могут вообще не появиться при отсутствии необходимых для этого условий. Для полноценного формирования представлений о времени у детей среднего дошкольного возраста необходимо грамотное руководство данным процессом со стороны взрослого. В этой статье мы рассматриваем, какие именно условия формирования представлений о времени у детей среднего дошкольного возраста необходимо организовать в детском саду. Прежде всего, уточним понятие педагогических условий. Обращаясь к понятию «условие», мы можем рассмотреть его с двух сторон, с одной как обстоятельство, от которого может что-либо зависеть, а с другой как обстановка, в которой может что-то осуществляться. [3] Таким образом, педагогические условия качественно характеризуют основные факторы, различные процессы и явления образовательной среды, которая определяет требования к организации деятельности. Они отражают систему объективных возможностей и обстоятельств педагогического процесса целенаправленно создающихся и реализующихся в образовательной среде. Собственно эти условия и обеспечивают решение поставленных педагогических задач, представляя собой комплекс мер способствующих повышению эффективности рассматриваемого процесса. [2] В образовании понятие «педагогические условия» связывают с понятием «педагогический процесс», так как условия создаются для совершенствования педагогического процесса и проявляются именно в нем. А само понятие «педагогический процесс» определяется как: «функциональная характеристика педагогической системы, ведущий фактор ее личностно-развивающего потенциала. Элементами педагогической системы являются: цели и задачи; субъект, объект-субъект, а также их взаимодействие; условия и принципы построения работы; содержание и организационные формы; средства, способы и методы; контроль и коррекция; результаты и их оценка. Позитивное воздействие педагогического процесса определяется совокупностью влияния проводимых занятий, их содержания, методики, стиля преподавания, личности педагогов». [6] В исследованиях Н. Ипполитовой и Н. Стереховой, которые были посвящены изучению сущности педагогических условий, было определено, что большинство ученых выделяют три основные группы условий:
Под «педагогическими условиями», вслед за определением В.И. Андреева, мы понимаем обстоятельства процесса обучения и воспитания, которые являются результатом отбора, конструирования и применения элементов содержания, форм, методов и средств воспитания и обучения, способствующие эффективному решению поставленных задач» Следовательно, педагогическими условиями формирования представлений о времени у детей среднего дошкольного возраста будет являться комплекс форм, методов и структурированного содержания работы с детьми, направленных на решение данной задачи. [1] Занятия по математике в средней группе (дети 5- 6 лет) проводятся каждую неделю. День недели выбирается с учетом режима детей данного возраста, по всем требованиям ФГОС ДО и профессионального стандарта педагога дошкольного образования. День недели не меняется со временем, так как это может запутать ребенка, усложнить процесс обучения. Длительность занятий составляет примерно 20 мин. На каждом занятии идет работа одновременно по новой теме и повторению пройденного материала. Детей в конкретной ситуации упражняют в понимании смысла слов: сейчас, теперь, сначала — потом, рано — поздно (раньше — позже). Стимулируют использование этих слов в речи для обозначения последовательности собственных действий, действий и поступков других (детей, взрослых, персонажей художественных произведений и т. д.) при передаче хода событий во времени. Малыши знакомятся с частями суток: день — ночь, утро — вечер. Они распознают каждый из этих промежутков времени по характерной для него своей деятельности (спит, делает зарядку, завтракает, обедает, смотрит детскую передачу) и внешним признакам (солнце светит, звезды и луна на небе, темно или светло на улице). Дети определяют части суток в реальной действительности и изображениях на картинках, осуществляя выбор из нескольких картинок нужной: на ней нарисовано то, что бывает в какой-либо период суток (утром, днем, вечером, ночью). Дети учатся отвечать на вопрос «Что делают утром (днем, вечером, ночью)?», называя 1—2 вида деятельности, характерной для той или иной части суток. Также они отвечают на вопрос, начинающийся со слова «когда?..» (например: «Когда это бывает?»), используя в ответах знакомые временные категории. Идет обогащение словаря ребенка (вначале пассивного, а потом и активного) словосочетаниями: «доброе утро», «добрый день», «добрый вечер», «спокойной ночи». Условия работы с детьми средней группы по ориентировки во времени:
Факторами, на основе которых формируется чувство времени, являются: 1. Знание временных эталонов (в данном возрасте обобщенное представление о них). Для того чтобы ребенок мог понять, о каком количестве времени ему говорят, или определить самостоятельно длительность какой-либо деятельности, он должен знать меры времени (Век, год, месяц, неделя, сутки, час, минута, секунда). Умение пользоваться часами, сложно освоить детям дошкольного возраста. В средней группе это не умение пользоваться часами (представление о секунде, минуте, часе), это умение отличать день от утра, ночь от вечера; это знать название текущего месяца, сезона, года (в некоторых случаях дня недели). Хоть ребенок и не разбирается в часах, он уже может знать о разнице часа и минуты по длительности (минуты проходит быстро, час – дольше). 2. Переживание — чувствование детьми длительности временных интервалов. Для этого необходимо организовать разнообразную деятельность детей в пределах определенных временных отрезков. Это даст возможность детям почувствовать протяженность времени и представить, что реально можно успеть сделать за тот или иной его отрезок. А в дальнейшем это послужит основой формирования способности планировать свою деятельность во времени, т. е. выбирать объем работы соответственно отведенному на нее времени. Для этого хорошо подойдут разноцветные часы. Например, они будут поделены на 4 разных отсека (4 разных цвета), каждая часть это 15 минут. Что бы ориентироваться в этих часах не надо знать точное время, дети ориентируются по цвету и тому, сколько цвета прошло, а сколько осталось. 3. Развитие у детей умения оценивать временные интервалы без часов, на основе чувства времени. Контроль со стороны взрослых поможет им совершенствовать адекватность оценок, следовательно, он необходим как подкрепление при выработке навыков ориентировки во времени. [4] Это связано, прежде всего, с тем, какое дошкольник выполняет действие. Если деятельность захватывает его, время летит незаметно, и ребенку кажется, что времени прошло меньше. А когда выбранная деятельность ему скучна, она длиться весьма долго. Здесь педагог и родитель должны сориентировать ребенка на объективную оценку времени, объяснить ему, почему так происходит, направить его на правильный путь. [7] Педагог не должен стремиться к тому, чтобы дети заучивали не до конца понятные им термины. Педагогу необходимо с помощью своей речи показывать личный пример, где он будет пользоваться временными эталонами. Для средней группы временными эталонами будут части дня (утро, день, вечер, ночь), сезоны года, начальный этап ориентировки во днях неделях. В этом педагогу будет активно помогать такой метод, как беседа. Список использованных источников
|