Взаимодействие педагогов с семьей. Традиции и современность. |
Педагогика | |||
Автор: Миронова Наталья Алексеевна | |||
26.05.2023 13:15 | |||
Взаимодействие педагогов с семьей. Традиции и современность. За тысячелетнюю историю человечества сложились две ветви воспитания порастающего поколения: семейное и общественное. Каждая из этих ветвей, представляя собой социальный институт воспитания обладает своими специфическими возможностями в формировании личности ребенка. Великие педагоги склонялись в пользу семьи, другие общественным учреждениям. Так, Я.А. Коменский назвал материнской школой ту последовательность и сумму знаний, которые получает ребенок из рук и уст матери. Уроки матери – без перемен и расписания, без выходных и каникул. Чем многообразнее и осмысленнее становится жизнь ребенка, тем шире круг материнских забот. Я. А. Коменскому вторит другой педагог- гуманист И.Г. Песталоцци: семья- подлинный орган воспитания, она учит делом, а живое слово только дополняет и, падая на распаханную жизнью почву, оно производит совершенно иное впечатление. Современная наука располагает многочисленными данными, свидетельствующими о том, что без ущерба для развития личности ребенка невозможно отказаться от семейного воспитания, поскольку его сила и действенность несравнимы ни с каким, даже очень квалифицированным воспитанием в детском саду. В современном укладе жизни семья занимает фундаментальное место в воспитании ребенка, также играет роль в формировании мировоззрения нравственных качеств и позиций ребенка. Однако в последнее время заметна проблема по утрате семейной функции передачи детям значимых культурных и жизненных ценностей.
В.В. Путин в своих выступлениях о современной семье отмечает, что «Здоровая семья и здоровая нация, переданные нам предками традиционные ценности в сочетании с устремленностью в будущее, стабильность как условие развития прогресса, уважение к другим народам и государствам при гарантированном обеспечении безопасности России и отстаивание ее законных интересов-вот наши приоритеты». Не все семьи реализуют весь комплекс возможностей воздействия на ребенка. Причины разные: одни семьи не хотят воспитывать ребенка, другие – не умеют это делать, третьи – не понимают, зачем это нужно. Во всех случаях необходима квалифицированная помощь дошкольного учреждения. Психолого – педагогическое просвещение родителей с целью повышения их педагогической культуры — одно из направлений в сотрудничестве дошкольного учреждения и семьи. Задача дошкольного учреждения – раскрыть перед родителями важные стороны психолого – педагогического развития ребенка на каждой возрастной ступени дошкольного детства и порекомендовать соответствующие приемы воспитания. Педагоги детского сада находятся в постоянном взаимодействии с родителями, составляя неразрывное триединство «ребенок – родитель – педагог» понимая, что домашняя среда имеет основное воспитание и формирующее значение. В условиях сотрудничества с семьей, предполагает взаимное уважение, понимание, доверие, достигаются желаемые результаты в процессе становления личности ребенка. Основной целью взаимодействия является создание единого пространства «Семья – детский сад», в котором всем участникам педагогического процесса (детям, родителям, воспитателям) будет уютно, интересно, безопасно, полезно, благополучно. Положительные результаты в воспитании детей достигаются при умелом сочетании разных форм сотрудничества. Это: посещение семьи ребенка – многое дает для ее изучения, установления контакта с ребенком, его родителями, выяснения условий воспитания. День открытых дверей – дает возможность познакомить родителей с дошкольным учреждением, его традициями, правилами, особенностями воспитательно – образовательной работы. Консультации – усвоение родителями определенных знаний, умений, помощь в разрешении проблемных вопросов. Семинары – практикумы – форма работы дает возможность рассказать о способах и приемах обучения. Родительские собрания – где обсуждаются задачи на новый учебный год или результаты образовательной работы. Родительские конференции – это обмен опытом семейного воспитания. В настоящее время особой популярностью как у педагогов, так и у родителей пользуются нетрадиционные формы общения с родителями. Они построены по типу развлекательных программ, игр и направлены на установление неформальных контактов с родителями, привлечение их внимания к детскому саду. Родители лучше узнают своего ребенка, поскольку видят его в другой, новой для себя обстановке, сближаются с педагогами. Схему классификации нетрадиционных форм предлагает Т.В. Кротова. Автором выделяются следующие нетрадиционные формы: информационно-аналитические, досуговые, познавательные, наглядно-информационные. Основной задачей информационно-аналитических форм организации общения с родителями (таких, например, как социологические срезы, опросы, “Почтовый ящик”) являются сбор, обработка и использование данных о семье каждого воспитанника, общекультурном уровне его родителей, наличии у них необходимых педагогических знаний, отношении в семье к ребенку, запросах, интересах, потребностях родителей в психолого-педагогической информации. Только на аналитической основе возможно осуществление индивидуального, личностно-ориентированного подхода к ребенку в условиях дошкольного учреждения, повышение эффективности воспитательно-образовательной работы с детьми и построение грамотного общения с их родителями. Досуговые формы организации общения призваны устанавливать теплые неформальные отношения между педагогами и родителями, а также более доверительные отношения между родителями и детьми. К данной группе форм можно отнести проведение педагогами дошкольных учреждений таких совместных праздников и досугов в группе, как “Встреча Нового года”, “Лучший папа”, “Папа, мама, я – дружная семья” и др. Такие вечера помогают создать эмоциональный комфорт в группе, сблизить участников педагогического процесса. Родители могут проявить смекалку и фантазию в различных конкурсах. Использование досуговых форм способствует тому, что благодаря установлению позитивной эмоциональной атмосферы родители становятся более открытыми для общения, в дальнейшем педагогам проще налаживать с ними контакты, предоставлять педагогическую информацию. Познавательные формы организации общения педагогов с семьей предназначены для ознакомления родителей с особенностями возрастного и психологического развития детей, рациональными методами и приемами воспитания для формирования у родителей практических навыков. Основная роль продолжает принадлежать таким коллективным формам общения, как собрания, групповые консультации и др. Данные формы использовались и раньше. Однако сегодня изменились принципы, на основе которых строится общение педагогов и родителей. К ним относятся общение на основе диалога, открытость, искренность в общении, отказ от критики и оценки партнера по общению. Поэтому данные формы можно рассматривать как нетрадиционные. Наглядно-информационные формы организации общения педагогов и родителей решают задачи ознакомления родителей с условиями, содержанием и методами воспитания детей в условиях дошкольного учреждения, позволяют правильнее оценить деятельность педагогов, пересмотреть методы и приемы домашнего воспитания, объективнее увидеть деятельность воспитателя. Это могут быть информационные проспекты для родителей, организация дней (недель) открытых дверей, открытых просмотров занятий и других видов деятельности детей, выпуск газет, организация мини-библиотек и др. Все больший интерес вызывают такие формы работы с родителями, как исследовательско-проектные, ролевые, деловые игры. Родители принимают активное участие в проектной деятельности. Совместно с педагогами и детьми разрабатывают следующие проекты: « «Город, в котором я живу», «Комнатные растения», «Масленица» и др. Родители приглашаются на открытые занятия, где принимают активное участие в ролевых играх. В процессе этих игр участники не просто «впитывают» определенные знания, а конструируют новую модель действий. Стало традициейприглашать родителей будущих школьников на открытые занятия, которые проводятся в конце учебного года. Открытые просмотры очень много дают родителям: они получают возможность видеть своего ребёнка в ситуации, отличной от семейной, сравнивать его поведение и умения с поведением и умениями других детей, перенимать у педагога приёмы обучения и воспитательного воздействия. Не менее эффективная форма работы с родителями – конкурсы, мастер-класс, конкурсы. Новое в практике работы детского сада с семьёй — это использование письменных форм общения с родителями. Так, первым шагом к взаимопониманию может стать письмо, которое приходит родителям, ещё стоящим на очереди в детский сад. В этом письме воспитатель рассказывает о том, как родители могут облегчить предстоящую адаптацию ребенка в детском саду, прививая необходимые навыки, психологически подготавливая к ежедневному расставанию. Одним из самых любимых видов деятельности — остается участие родителей в праздниках. Живое общение с мамой или папой приносит детям особое удовольствие, а родители, погружаясь в мир детского праздника, лучше понимают своих детей, их желания и интересы. Таким образом современные формы работы с семьями воспитанников, в соответствии с новой философией взаимодействия ДОУ с семьей имеет возможность реализации единой программы воспитания и развития ребенка в ДОУ.
|