«Дидактическая игра как средство обучения дошкольника» |
Педагогика | |||
Автор: Громова Инна Геннадьевна, Сорокина Татьяна Валериевна | |||
12.04.2023 20:41 | |||
«Дидактическая игра как средство обучения дошкольника»
воспитатели МАДОУ «Детский сад №4 «Парк детского периода», города Киселевска, Кемеровской области. «Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности» В.А. Сухомлинский Игра – основной вид деятельности дошкольника, она оказывает многогранное влияние на психическое развитие ребенка. В игре дети овладевают новыми навыками и умениями, знаниями. Идея включения дидактической игры в процесс обучения всегда привлекала отечественных педагогов. Еще К.Д. Ушинский отмечал, что дети легче усваивают новый материал в процессе игры, и рекомендовал стараться проводить занятия более занимательными, так как это одна из основных задач обучения и воспитания детей.
Многие ученые отмечают важную роль обучающих игр, которые позволяют педагогу расширять практический опыт ребенка, закреплять его знания об окружающем мире. Вот почему даже самые простые вопросы: почему играют дети? Когда впервые возникла игра? Как игра влияет на развитие ребенка? – стали предметом серьезных научных исследований в педагогике и психологии. Одним из важнейших положений теории детской игры является подход к игре как ведущей деятельности. Это означает, что «в связи с развитием игры происходят главнейшие изменения в психике ребенка, развиваются психические процессы, подготавливающие переход ребенка к новой, высшей ступени его развития» Игра занимает значительное место в жизни детей младшего и старшего возраста. Она является естественным состоянием, потребностью детского организма, средством общения и совместной деятельности детей. Игра создает тот положительный эмоциональный фон, на котором все психические процессы протекают наиболее активно. Она выявляет индивидуальные способности ребенка, позволяет определить его уровень знаний и представлений. Наблюдая за играми детей, их поведением в процессе игры, педагог может выявить их индивидуальные особенности, наметить наиболее эффективные пути воздействия на личность ребенка. Игра не только выявляет индивидуальные способности, личностные качества ребенка, но и формирует определенные свойства личности. Структура дидактической игры:
Классификация дидактических игр:
В играх с предметами используются игрушки и реальные предметы. Играя с ними. Дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различие предметов. С помощью этих игр дети знакомятся со свойствами предметов и их признаками: цветом, величиной, формой, качеством. Настольно-печатные игры уточняют и расширяют представления об окружающей действительности, систематизируют знания, развивают мыслительные процессы. В основе игр – парность картинок, лото, домино, лабиринт, разрезные картинки, пазлы. Словесные игры построены на словах и действиях играющих. Дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные процессы; описывают предметы, выделяя характерные их признаки; отгадывают по описанию; находят признаки сходства и различия; группируют предметы по различным свойствам, признакам. Методика проведения и использование дидактических игр Дидактические игры можно проводить на занятиях со всей группой, с подгруппой и индивидуально с каждым ребёнком. Игры планируются заранее. Определяется программная задача, продумывается оборудование игры (раздаточный материал). Продумывается словарная работа (напоминается, уточняется, закрепляется). Также продумывается организация проведения игры (за столом, на ковре, на улице, в зависимости от того какой материал используется). Кого с кем из детей посадить (сильный со слабым). Дидактическая игра – это обучающая игра, в ней обязательно будут образовательные задачи, но она должна оставаться игрой. Необходимо использовать в игре правильную интонацию, продумать, как заинтересовать игрой детей, можно использовать песни, хороводы. В старших группах проводится как часть занятия, в младших группах можно проводить как целое занятие. В начале игры необходимо заинтересовать детей далее идёт объяснение, а затем идёт выполнение необходимых действий детьми. Воспитатель должен контролировать, чтобы в игре выполнялись поставленные задачи. Словесные игры в старшей и подготовительной группах проводятся 5 минут – это конец занятий. Воспитатель не даёт объяснения уже известной детям игры. Водящими могут быть сами дети. В младшей группе от начала до конца игры полностью проводит воспитатель. Игру лучше проводить в разных вариантах. Воспитатель должен заранее (для словесной игры) подобрать слова на случай затруднения детей. Игра вырабатывает у ребенка умения выделять в окружающем существенное, характерное, помогает ему глубже и полнее осознать явления действительности. Игра способствует развитию творческого воображения, которое необходимо последующей учебной и трудовой деятельности ребенка. Игра формирует у детей волевые качества: умения подчинять свои действия определенным правилам, согласовывать свое поведение с задачами целого коллектива. В игре ребенок овладевает нравственными нормами и правилами поведения, играющими решающую роль в формировании его личности. Игра – важное средство умственного воспитания. Воспроизводя различные события жизни, эпизоды из сказок, ребенок размышляет над тем, что видел, о чем ему читали и говорили. Таким образом, через игру закрепляется и углубляется интерес детей к разным профессиям, воспитывается уважение к труду. Правильное руководство играми имеет решающее значение в развитии психики ребенка, в формировании его личности.
|