Развитие оптико-пространственных представлений у детей с ОВЗ, с использованием нейропсихологических игровых приемов |
Педагогика | |||
Автор: Пашковская Ольга Петровна | |||
12.04.2023 20:24 | |||
Развитие оптико-пространственных представлений у детей с ОВЗ, с использованием нейропсихологических игровых приемов Еще в середине прошлого века было установлено, что уровень развития речи детей напрямую зависит от сформированности тонких движений пальцев рук. С анатомической точки зрения, около трети всей площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой зоны. Поэтому развитие речи ребёнка неразрывно связано с развитием мелкой моторики. Если координация движений соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Если же развитие движений пальцев отстаёт, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть выше нормы.
М.М. Кольцова доказала, что движения пальцев рук стимулируют деятельность центральной нервной системы и ускоряют развитие речи ребенка. Таким образом, постоянная стимуляция зон коры головного мозга, отвечающих за мелкую моторику, является необходимым элементом в системе дошкольного воспитания. Улучшать навыки мелкой моторики, тем самым оказывая положительное влияние на развитие речи, можно с помощью нейротренажеров. Массаж и самомассаж рук и пальцев является хорошим средством развития мелкой моторики детей дошкольного возраста. Цель проведения самомассажа — улучшение координации произвольных движений, восстановление ослабленных мышц, снятие излишнего напряжения. Весь материал, в котором предполагаются движения развития мелкой моторики, лучше предложить в стихотворной форме, так как стихи оказывают возможность войти в игровой ритм движения. Проговаривание, «оречевление» деятельности даёт больший эффект (включаются и слуховой, и речевой, и кинестетический анализаторы). Мы предложим Вам несколько игровых нейротренажеров которые улучшают умственную деятельность, синхронизируют работу полушарий содействую запоминанию, повышают стойкость внимания, и развивают мелкую моторику. Все ученые, изучавшие психику детей, также отмечают большое стимулирующее влияние функций руки на развитие головного мозга. Педагог В. А. Сухомлинский писал: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев». А известный немецкий ученый Эммануил Кант называл руки, видимой частью полушарий головного мозга. «Рука – это внешний наружу мозг человека» (И. Кант); Систематические упражнения по тренировке движений пальцев, по мнению М.М. Кольцовой, являются «мощным средством» повышения работоспособности головного мозга. Правильно формирование мелкомоторных функций тем более важно еще и потому, что в раннем и дошкольном детстве сенсорные процессы развиваются особенно активно. Изучая всевозможные предметы, трогая и ощупывая их руками, ребенок приходит к пониманию причинных связей. Педагоги и психологи единодушно сходятся во мнении о том, что мелкая моторика очень важна, поскольку через нее развиваются такие высшие свойства сознания, как внимание, мышление, координация, воображение, наблюдательность, зрительная память, ловкость. «Рука – это инструмент всех инструментов» (Аристотель). «Таланты детей находятся на кончиках их пальцев» (М. Монтессори) Развитие мелкой моторики находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка. Уровень развития мелкой пальцевой моторики и координации движений рук – один из показателей интеллектуального развития. Ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно хорошо развиты внимание и память, связная речь. Пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития речи. Психомоторные процессы развития речи напрямую зависят от развития мелкой моторики. Разучивание текстов с использованием «пальчиковой» гимнастики стимулирует развитие мышления, внимания, воображения. Ребенок лучше запоминает стихотворные тексты, его речь делается более точной и выразительной. Каждый день с детьми мы используем пальчиковую гимнастику, массаж рук с помощью нейротренажеров. Сейчас мы вам покажем некоторые игры, которые мы проводим с детьми в группе. Вот такие игры мы проводим в группе, ну это, конечно же, еще не все игры. А сейчас я с вами хочу немножко поиграть (пальчиковые игры). 1. Нейротренажер «Варежка-колючка». «Оладушки» Мы играли в ладушки- (прижимает две рукавички вместе) Жарили оладушки (движения легкие похлопывания по щекам) Так пожарим, повернем (положение варежки прижимаем -отпускаем) И опять играть начнем (круговые движения варежками). 2. Нейротренажер «Варежки-ладошки». Игра «Листопад» На каждую строчку показывают движения Листопад, листопад, Осыпается наш сад, Листья желтые летят, Под ногами шелестят. 3. Нейротренажер «Мячик-Ёжик». Инструкция выполнения: Возьмите мячик, прижмите пальцы к мячу, сцепите мячик в замок. Выполняйте руками движения вперед, назад к себе. Двигайте руками, и ладонями. Движения должны двигаться точно и четко. Последовательно в упражнении должны участвовать все пальцы обеих рук. Маленький колючий еж До чего же ты хорош. Ежик быстро побежал и ежат своих догнал. 4. Нейротренажер «Колючие ладошки». Инструкция: Обе руки лежат на столе. Одновременно поднять две ладошки вперед. Движения по мере усвоения можно ускорять, но следить за тем, чтобы — производились попеременно, не соскальзывая. Ёжик, Ёжик колкий, покажи иголки? (дети поднимают ладошки) Вот они, вот они (дети показывают ладошки колючки) Ёжик, Ёжик колкий, спрячь свои иголки Раз и спрятал ежик колкие иголки (дети прижимают ладошки на коврике) 5. Нейротренажер «Волшебный Арт -Коврик» Что за чудо- чудеса! В гости радуга пришла. Коврик нам принесла. И тропинку собрала. 1-красный коврик Предложить ребенку походить пальчиками и попилить (Ребрышки). «Красным цветом он горит, Как костер к себе манит, У весны нет ярче знака Чем цветок простого мака 2-оранжевый. Предложить сжать кулачки. 3коврик-желтый. Кулачки (дети собирают в кулачки) 5. Нейротренажер « «Арт- коврик». Вот человечек идет по дорожке И высоко поднимает он ножки. На одной ноге стоит и по сторонам глядит. На вторую ногу встал, покачался, покачался и упал. 6. Нейротренажер «Кукуруза» Игра «Пирог» (Сидя за столом. Катают пирог) Я захотел устроить бал И я гостей к себе позвал. Я взял муку и взял творог, Испек рассыпчатый пирог (Прижимать ладошки, то левой, то правой рукой одновременно). Пирог, ножи и вилки тут, Но что-то гости не идут. Потом кусочек откусил. Потом подвинул стул и сел, И весь пирог в минуту (съел) Нейротренажер «Кукуруза» Игра «Огород» В огород пойдем, Урожай соберем. Идут по ладошкам Мы морковки натаскаем «Таскают»: выполняют имитирующими движениями рук-кулачки вверх И картошки накопаем. «Копают»: выполняют движения руками, имитирующие работу с лопатой. Правая вверх, левая лежит внизу, меняем поочередно. Срежем мы кочан капусты, «Срезают»: одной рукой держат воображаемый кочан, а другой, с воображаемым ножом, подсекают снизу кочан. Круглый, сочный, очень вкусный. Рисуют на ладошках круг три раза. Нейротренажер «Колючие ладошки» Игра «Ёжик» С барабаном ходит ежик, Бум-бум-бум! Целый день играет ежик, Бум-бум-бум! Изображая игру на барабане кулачки сжимают и разжимают. С барабаном за плечами, Бум-бум-бум! Ежик в сад забрел случайно, Бум-бум-бум! Изображая игру на барабане Очень яблоки любил он, Бум-бум-бум! Барабан в саду забыл он, Бум-бум-бум! Воображают яблочки (зажимают ладошки в кулачки) Ночью яблоки срывались, Бум-бум-бум! И удары раздавались, Бум-бум-бум! Стучат правой, левой рукой кулачком. Нейротренажер «Арт-Коврик» Игра «Дождик» К нам на длинной тонкой ножке Дети идут пальчиками снизу вверх. Скачет дождик по дорожке. Прыгаю пальчики по коврику. В лужице — смотри, смотри! Он пускает пузыри Ноги ты не промочи! Он пускает пузыри. Показывают лужицы пальчиками на коврике. Показывают, как пальчики подпрыгивают на коврике Развитие ребёнка происходит постоянно и главное не упустить время, помочь ему успешно справляться с пробелами в знаниях и умениях. Надеюсь, что предложенный подход к логокоррекционной работе с использованием игр и игровых упражнений, помогут специалистам дошкольных учреждений сделать процесс обучения эффективным, и интересным. Помните, что помощь ребёнку должна быть обучающей — не выполняйте задание за него, не заставляйте играть в развивающие игры насильно, задайте наводящий вопрос, подтолкните к самостоятельному решению. Отмечайте похвалой каждый успех, каждое достижение ребёнка и даже попытку, пусть и неудачную. Только постепенные и регулярные занятия дают результат. Таким образом, развивать мелкую моторику пальцев и координацию движений рук у детей дошкольного возраста можно используя различные нейротренажеры. Применяя данные упражнения, мы добиваемся улучшения координации и точности движений рук и глаз, развиваем мышечную силу кистей рук. Сопровождение массажа и развития мелкой моторики стихотворным текстом дает больший эффект (включаются и слуховой, и речевой, и кинестетический анализаторы). Мы предложили Вам несколько игровых нейротренажеров которые улучшают умственную деятельность, синхронизируют работу полушарий содействую запоминанию, повышают стойкость внимания, улучшают развитие мелкой моторики.
|