Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа познавательно-исследовательской направленности «Я познаю мир» |
Педагогика | |||
Автор: Шкурина Евгения Александровна | |||
11.04.2023 20:42 | |||
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа познавательно-исследовательской направленности «Я познаю мир» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад № 57» Возраст обучающихся: 2-4 года, Срок реализации: 1 год, Автор-составитель: Воспитатель Шкурина Е.А. г. Северск, 2022 Пояснительная записка: Рабочая программа составлена для детей 2 – 4 лет в соответствии с возрастными особенностями детей, на основе образовательной программы, используемой в детском саду, не противоречит федеральным государственным образовательным стандартам и обеспечивает целостность воспитательно – образовательного процесса. Огромный потенциал развития познавательной активности детей имеет детская экспериментальная деятельность. Потому что все усваивается крепко и надолго только тогда, когда ребенок слышит, видит и делает сам. На этом и основано активное внедрение детского экспериментирования.
В процессе экспериментальной деятельности познавательная активность идет от самого ребенка. Он выступает как её полноценный субъект. В этом случае ребенок удовлетворяет свои потребности, свои интересы и в то же время познает мир. Программа кружка направлена на потребность ребенка в познании окружающего мира, на новые впечатления, которые лежат в основе возникновения и развития неистощимой исследовательской (поисковой) деятельности. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается. Главное достоинство программы в том, что в основе ее лежит метод обучения дошкольников — экспериментирование, который дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами. За использование этого метода выступали такие классики педагогики, как Я.А. Каменский, Н.Н. Поддъяков, К.Д. Ушинский, И.Г. Песталоцци, Ж.Ж. Руссо и многие другие. Актуальность программы заключается в том, что детское экспериментирование как форма деятельности используется в практике недостаточно широко, хотя является эффективным средством развития важных качеств личности, таких, как творческая активность, самостоятельность, самореализация, умение работать в коллективе. В процессе экспериментирования идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа, сравнения и классификации, обобщения. Нельзя не отметить положительное влияние экспериментальной деятельности на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей, на формирование трудовых навыков. Детское экспериментирование как важнейший вид поисковой деятельности характеризуется высоким уровнем самостоятельности: ребенок сам ставит цели, сам достигает их, получая новые знания о предметах и явлениях. Цель: развитие у детей младшего дошкольного возраста познавательного интереса, наблюдательности, любознательности в процессе экспериментирования. Задачи:
Организация работы идёт по следующим взаимосвязанным направлениям:
Основными условиями реализации детского экспериментирования являются:
Приёмы реализации рабочей программы: Приёмы организации воспитанников в процессе обучения:
Приёмы активизации умственной активности:
Приёмы обучения:
Оборудование детской лаборатории:
Организационно-методическое обеспечение: Срок реализации кружка – 1 год, сентябрь и май — обследование уровня овладения экспериментальной деятельностью детей. Программа разработана для детей младшего дошкольного возраста. Возраст детей 2-4 года. Режим занятий: 1 раз в неделю; продолжительность – 15минут. Форма проведения занятий кружка — занимательные игры-занятия с элементами экспериментирования Диагностика уровня познавательной активности и любознательности детей будет проводиться 2 раза в год: сентябрь и май Предполагаемые результаты:
В ходе реализации задач по экспериментированию предполагается, что дети приобретут:
|