Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа познавательно-исследовательской направленности «Я познаю мир»
Педагогика
Автор: Шкурина Евгения Александровна   
11.04.2023 20:42

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа познавательно-исследовательской направленности «Я познаю мир»Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа познавательно-исследовательской направленности «Я познаю мир»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад № 57»

Возраст обучающихся: 2-4 года, Срок реализации: 1 год,

Автор-составитель: Воспитатель Шкурина Е.А. г. Северск, 2022

Пояснительная записка:

Рабочая программа составлена для детей 2 – 4 лет в соответствии с возрастными особенностями детей, на основе образовательной программы, используемой в детском саду, не противоречит федеральным государственным образовательным стандартам и обеспечивает целостность воспитательно – образовательного процесса.

Огромный потенциал развития познавательной активности детей имеет детская экспериментальная деятельность. Потому что все усваивается крепко и надолго только тогда, когда ребенок слышит, видит и делает сам. На этом и основано активное внедрение детского экспериментирования.

 

Скачать программу

В процессе экспериментальной деятельности познавательная активность идет от самого ребенка. Он выступает как её полноценный субъект. В этом случае ребенок удовлетворяет свои потребности, свои интересы и в то же время познает мир.

Программа кружка направлена на потребность ребенка в познании окружающего мира, на новые впечатления, которые лежат в основе возникновения и развития неистощимой исследовательской (поисковой) деятельности. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.

Главное достоинство программы в том, что в основе ее лежит метод обучения дошкольников — экспериментирование, который дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами. За использование этого метода выступали такие классики педагогики, как Я.А. Каменский, Н.Н. Поддъяков, К.Д. Ушинский, И.Г. Песталоцци, Ж.Ж. Руссо и многие другие.

Актуальность программы заключается в том, что детское экспериментирование как форма деятельности используется в практике недостаточно широко, хотя является эффективным средством развития важных качеств личности, таких, как творческая активность, самостоятельность, самореализация, умение работать в коллективе.

В процессе экспериментирования идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа, сравнения и классификации, обобщения. Нельзя не отметить положительное влияние экспериментальной деятельности на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей, на формирование трудовых навыков. Детское экспериментирование как важнейший вид поисковой деятельности характеризуется высоким уровнем самостоятельности: ребенок сам ставит цели, сам достигает их, получая новые знания о предметах и явлениях.

Цель: развитие у детей младшего дошкольного возраста познавательного интереса, наблюдательности, любознательности в процессе экспериментирования.

Задачи:

  1. Расширять представление детей о физических свойствах окружающего мира.
  2. Знакомить детей со свойствами различных предметов, природных материалов. 3. Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении экспериментов.
  3. Развить и обогащать образную память, мышление, сенсомоторный интеллект
  4. Обогащать словарь и развить речь детей младшего дошкольного возраста.
  5. Воспитывать интерес к интеллектуальным играм, формировать стремление доводить дело до конца, доброжелательное отношение к сверстникам.
  6. Привлечение родителей к совместной деятельности.

Организация работы идёт по следующим взаимосвязанным направлениям:

  • О материалах (песок, глина, бумага, ткань, дерево).
  • О природных явлениях (ветер, снегопад, солнце, вода; игры с ветром).
  • О мире растений (способы выращивания из семян, луковицы).
  • О человеке.
  • О предметном мире.

Основными условиями реализации детского экспериментирования являются:

  • взаимосвязь с другими сторонами воспитания (умственным, трудовым, нравственным и т.д.)
  • использование разных видов деятельности
  • четкое определение содержания экологического воспитания
  • использование эффективных средств диагностики, контроля экологического воспитания.
  • взаимосвязь семьи и дошкольного учреждения
  • создание развивающей среды (книги, программы, дидактические игры, наглядные пособия и т.д.)
  • экологическая грамотность самих взрослых.

Приёмы реализации рабочей программы:

Приёмы организации воспитанников в процессе обучения:

  • создание ситуаций, побуждающих оказывать помощь друг другу

Приёмы активизации умственной активности:

  • включение игровых упражнений
  • активное участие воспитателя в совместной деятельности с детьми
  • решение проблемных ситуаций

Приёмы обучения:

  • показ или демонстрация способа действия в сочетании с объяснением, выполняется с привлечением разнообразных дидактических средств
  • инструкция для выполнения самостоятельных упражнений
  • пояснение, разъяснение, указание с целью предупреждения ошибок.

Оборудование детской лаборатории:

  • Приборы — «помощники»: лабораторная посуда, объекты живой и неживой природы, емкости для игр с водой разных объемов и форм;
  • природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, птичьи перья, спил и листья деревьев, мох, семена;
  • утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пробки;
  • разные виды бумаги, ткани;
  • медицинские материалы: ватные диски, пипетки;
  • прочие материалы: зеркала, воздушные шары, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла, сито, свечи, магниты, нитки, и т.д.

Организационно-методическое обеспечение:

Срок реализации кружка – 1 год, сентябрь и май — обследование уровня овладения экспериментальной деятельностью детей.

Программа разработана для детей младшего дошкольного возраста.

Возраст детей 2-4 года.

Режим занятий: 1 раз в неделю; продолжительность – 15минут.

Форма проведения занятий кружка — занимательные игры-занятия с элементами экспериментирования

Диагностика уровня познавательной активности и любознательности детей

будет проводиться 2 раза в год: сентябрь и май

Предполагаемые результаты:

  • В группе используются детьми как в непосредственно образовательной деятельности, так и в самостоятельной деятельности детская лаборатория «Я — исследователь»;
  • Родители принимают участие в пополнении оборудованием детской лаборатории;
  • Дети проявляют активный интерес к познанию окружающего мира;
  • Дети самостоятельно проявляют познавательную активность в процессе экспериментальной деятельности.

В ходе реализации задач по экспериментированию предполагается, что дети приобретут:

  • представления о свойствах веществ
  • умения устанавливать причинно-следственные связи между свойствами материалов и способами их использования
  • навыки исследовательской деятельности
  • необходимые знания об объектах и их свойствах.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год