Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

«Индивидуализация развивающей предметно-пространственной среды в ДОО как эффективное условие полноценного развития личности ребёнка»
Педагогика
Автор: Двинских Елена Александровна   
07.04.2023 08:24

«Индивидуализация развивающей предметно-пространственной среды в ДОО как эффективное условие полноценного развития личности ребёнка»«Индивидуализация развивающей предметно-пространственной среды в ДОО как эффективное условие полноценного развития личности ребёнка»

В ФГОС ДО много пунктов, в которых говорится об индивидуализации дошкольного образования: здесь и «сохранение уникальности и самоценности детства», и «учет индивидуальных потребностей ребенка», и «поддержка индивидуальности и детской инициативы».

Начнем изучение данной темы с проблем социализации, с которыми сталкивается современный дошкольник:

  • Сужение объема «живого» общения с родителями
  • Изолированность ребенка в семье
  • Не могут самостоятельно занять себя
  • Перенасыщение элементами культуры взрослых
  • Меньше совместных игр
  • Ограничение общения со сверстниками
  • Рост «экранной» зависимости
  • Уход детской дворовой культуры
  • Рост числа детей с ОВЗ
  • Отстают в развитии речи

Из всех вышеперечисленных проблем сразу вытекает актуальная задача для ДОО — создать социальную ситуацию развития для общения и взаимодействия с окружающим миром, взрослыми и сверстниками через индивидуализацию образовательной деятельности и организовать мотивирующую развивающую образовательную среду, поддержку инициативы и самостоятельности детей в разнообразных видах деятельности.

А теперь мы поделимся с вами, как же мы решали эти задачи в своей группе. Объединив свои силы с коллегами, старшим воспитателем, учителем-логопедом, мы поставили для себя цель — создание оптимальных условий для полноценного проявления индивидуальных особенностей личности ребёнка средствами детской субкультуры. И обозначили задачи:

  • Рассмотреть теоретические подходы к понятию «субкультура», ее особенности на современном этапе.
  • Разработать модель использования компонентов детской субкультуры в образовательном процессе старших дошкольников
  • Оптимизировать взаимодействие участников образовательного процесса (педагогов, родителей).
  • Выявить эффективность реализации модели.

Наша проделанная работа сегодня будет представлена в виде модели использования компонентов детской субкультуры в образовательном процессе и состоять из нескольких этапов.

На этапе проектирования, изучив программно-методическое обеспечение, все компоненты детской субкультуры мы разделили на постоянные, временные и полученные в ходе реализации проектов. Что же они включает в себя?

  • Осознание ребенком себя личностью, членом коллектива
  • Учет достижений ребёнка
  • Формирование положительной «Я-концепции»
  • Развитие самосознания и самооценки
  • Развитие инициативности, самостоятельности, ответственности
  • Развитие умения планировать свою деятельность
  • Развитие творческих способностей
  • Поддержка увлечений детей
  • Развитие любознательности, самостоятельности, творчества
  • Активизация развития речевой деятельности
  • Развитие эмоционального благополучия ребенка, психологическая разгрузка

Когда мы приступили к реализации и внедрению в образовательный процесс данных компонентов, мы использовали следующие технологии:

  • групповой сбор
  • день выбора
  • портфолио дошкольника
  • и технологию разно уровневого обучения

Неотъемлемой частью внедрения субкультуры в образовательный процесс является преобразование РППС.

Без сомнения, после внедрения компонентов детской субкультуры в образовательный процесс нашей группы мы заметили ряд положительных изменений. А именно, субкультура:

  • создает условия для активного взаимодействия со взрослыми и сверстниками, при которых каждый чувствует успешность, что делает продуктивным образовательный процесс
  • даёт возможность приобщаться к ценностям других людей, осознавать свои предпочтения, интересы
  • создает условия для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности; поддержки детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности
  • дает возможность усвоить возрастные нормы поведения в группе сверстников, научиться эффективным способам выхода из трудных ситуаций
  • создает условия для проявления ребенка в собственной деятельности – реализовывать свои цели, возлагать на себя ответственность за результаты своей деятельности
  • обеспечивает личностный рост каждого ребенка
  • позволяет создавать положительный эмоциональный настрой, побуждать к целесообразной полезной занятости.

Будем очень рады, если наш представленный опыт поможет вам в вашей работе и реализации ФГОС ДО.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год