«Упражнения и задания для улучшения межличностного взаимодействия педагога и родителя» |
Педагогика | |||
Автор: Погорелова Ирина Сергеевна, Поцелуйко Нина Викторовна | |||
05.04.2023 19:57 | |||
«Упражнения и задания для улучшения межличностного взаимодействия педагога и родителя» Мир постоянно информационно усложняется. Непрерывное образование становится потребностью. Современная семья все чаща нуждается в разнообразных знаниях: медицинских, педагогических, психологических, юридических. Деятельность педагогического коллектива детского сада не может оставаться в стороне от изменяющейся ситуации в социуме. Главная тенденция обучать родителей самостоятельному решению жизненных задач. Это подразумевает изменения в системе «воспитатель-родитель», которые требуют усилия от педагогического коллектива ДОУ. Одной из приоритетных задач работы дошкольного учреждения является организация взаимодействия с семьями воспитанников. Эффективные формы и методы взаимодействия педагогов и родителей — это многообразие организации их совместной деятельности и общения. Это:
Общение играет огромную роль в жизни любого человека. От процесса общения и его результатов во многом зависит психическое здоровье человека — его настроение, его чувства и эмоции могут быть окрашены в положительные или отрицательные тона и зависимости от того, насколько успешно проходит процесс общения его с другими людьми. Помочь улучшить взаимоотношения педагогов с родителями, чтобы избежать конфликтных ситуаций — такова тема сегодняшней нашей встречи. Все родители разные, это взрослые люди, и к каждому нужно найти определенный подход. Проблема конфликта между родителями и педагогами — это глобальная проблема. Даже при очень хорошем воспитателе и замечательном устройстве детского сада есть множество причин порождающие сложные отношения. Мы предлагаю вам через определенные упражнения и задания овладеть приемами межличностного взаимодействия. Упражнение "Сфера ответственности". (На столах размешаются листы с надписями: "Родитель", "Воспитатель", "Администрация"..) -Как вам кажется, кто больше несет ответственность за эффективное общение в большей степени: родитель, воспитатель или администрация. Встаньте, пожалуйста, около той надписи, где вы считаете, кто в наибольшей степени несет ответственность за эффективное общение. Обменяйтесь мнениями в своей группе. Затем один представитель от каждой группы представит аргументы в защиту вашей позиции в отношении ответственности за эффективное общение. Мини-лекция Карьеры эффективного общения. Родители, доверяя свое любимое и зачастую единственное чадо детскому саду, надеются, что пребывание малыша в новом коллективе будет комфортным и радостным. Но, к сожалению, иногда надежды родителей оборачиваются разочарованием. Не от того ли, что зачастую родители и воспитатели просто не умеют прислушаться друг к другу и встают по разные стороны баррикад? Теоретическое вступление «Правила построения эффективного общения». - Общаясь с родителями, нужно помнить, что в общении существуют свои закономерности. Основа отношения к нам человека закладывается в первые 15 секунд! Для того, чтобы благополучно пройти через «минное поле» этих первых секунд, необходимо применить «Правило трех плюсов» (чтобы расположить к себе собеседника нужно дать ему как минимум три психологических плюса. Самые универсальные:
«Здрась-те!», а «Здравствуйте, Анна Ивановна!». Во время конфликтов, желая снять их остроту, люди подсознательно начинают чаще использовать имя своего собеседника. В общении наиболее применим косвенный комплимент. Мы хвалим не самого человека, а то, что ему дорого: охотнику — ружье, родители, его ребенка. Загруженные, усталые после работы родители особенно уязвимы в отношении хорошего и плохого поведения ребенка. Поэтому не стоит акцептировать внимание на плохом! Сначала нужно рассказать об успехах и только в конце тактично можно поведать о проблемных сторонах ребенка. Кроме этих приемов существуют и другие приемы установления хорошего контакта с собеседником (демонстрация приемов общения совместно с ассистентом)
Вот самые основные правша установления хорошего личностного контакта и построения эффективного общения и взаимодействия с родителями. Игра «Волшебная шляпа». Цель: упражнение воспитателей в высказывании комплимента родителям. (Участники встают в круг) Инструкция: — Пока звучит музыка, передаём шляпу по кругу, когда музыка останавливается, тот, у кого она осталась, одевает её на себя и говорит комплимент стоящему в круге, называя его по имени, отчеству. Это может быть и поверхностный комплимент, касающийся одежды, украшений, внешности, а так же можно сказать что-либо положительное о «ребёнке». Тот «родитель», которому адресован «комплимент», должен принять его сказав: «Спасибо, мне очень приятно! Да мне это в себе тоже очень нравится!». По окончании игры все возвращаются на места. Обмен впечатлениями: легко ли было говорить комплимент; приятно ли было принимать комплимент. Ведущий подводит итог: комплимент должен быть искренним, лучше не прямых, а косвенным, т.е. хвалить «родителю» ребенка. А.С. Макаренко отмечал, что он стал считать себя мастером, когда научился говорить фразу "Иди сюда» с 16 различными интонациями голоса. Упражнение на умение интонировать «Тренировки интонации». Цель: осознание значения интонации для достижения цели воздействия воспитателя и общении с родителями. Произнести фразы: Мне не безразличны успехи Вашего ребенка. Мне хотелось бы большей откровенности в нашем разговоре. (с оттенками иронии, упрёка, безразличия, требовательности, доброжелательности- интонации обозначены на карточках). По окончании произнесения участники сообщают, какая интонация наиболее приемлема в общении с родителями.
|