Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Наставническая деятельность педагогов ДОУ как эффективное средство повышения заинтересованности и участия в конкурсном движении
Педагогика
Автор: Михайлова Рената Федоровна Краснова Олеся Юрьевна   
03.04.2023 04:23

Наставническая деятельность педагогов ДОУ как эффективное средство повышения заинтересованности и участия в конкурсном движенииНаставническая деятельность педагогов ДОУ как эффективное средство повышения заинтересованности и участия в конкурсном движении

  • Михайлова Рената Федоровна, старший воспитатель;
  • Краснова Олеся Юрьевна, педагог дополнительного образования

МБДОУ «Детский сад №203 «Непоседы» города Чебоксары Чувашской Республики

Аннотация. Статья посвящена актуальной проблеме организации наставнической деятельности в образовательной организации и реализации основной миссии 2023 года, который Указом Президента нашей страны В.В. Путина объявлен Годом педагога и наставника. Авторы статьи на основе личного опыта участия педагогов в профессиональных конкурсах подтверждают, что эта миссия состоит в признании особого статуса педагогических работников, выполняющих наставническую деятельность.

Статья будет интересна руководителям, старшим воспитателям, педагогам ДОУ для внедрения одной из форм наставнической деятельности – модели совместной деятельности «Педагог-наставник» и «Наставляемый педагог».

Ключевые слова: дошкольное образование, профессиональный стандарт, наставничество, молодой специалист, профессиональное становление, конкурсное движение.

Существует важная особенность современного образования, это его постоянное совершенствование. Сегодня дошкольное образование нуждается в инициативных, творческих педагогах, готовых работать в новых условиях развития системы образования с учетом стандартизации всех ее уровней. Так, одним из трудовых действий педагога (воспитателя), в соответствии с профессиональным стандартом, является развитие профессионально значимых компетенций, необходимых ему для решения образовательных задач развития детей раннего и дошкольного возраста с учетом возрастных и индивидуальных особенностей их развития [3].

 

Качественному повышению квалификации педагогических работников в условиях дошкольного образовательного учреждения (далее ДОУ), несомненно, будет оказывать хорошо отлаженный механизм наставничества. Национальная цель Российской Федерации, определена Президентом России Владимиром Путиным и зафиксирована в Национальном Проекте «Образование» как «обеспечение возможности самореализации и развития талантов» [2]. Кроме того, как отметил В.В. Путин, в своем выступлении по мониторингу достижения целевых показателей социально-экономического развития России: «Эффективная система мотивации для наставников должна быть создана, и это должно быть эффективное современное наставничество, передача опыта, конкретных навыков» [1].

Проблеме профессионального становления начинающего педагога уделено внимание в научных исследованиях К.Ю. Белой, М.С. Гвоздевой, Л.М. Денякиной, Н.Н. Лященко, Л.В. Поздняк, П.И. Третьякова, Л.И. Фалюшиной и др. [6]. Жизнь диктует педагогу 21 века быть мобильным, инициативным и творческим. Быстро реагировать на поставленные задачи, активно участвовать самому и привлекать воспитанников, их родителей к участию в различных конкурсах.

Наставничество отличается от других методов обучения тем, что обучение происходит на рабочем месте в рабочее время с постоянной поддержкой более опытным и высококвалифицированным специалистом. Важно, чтобы весь процесс подъема по ступеням к вершине мастерства, был желанным, принятым, безопасным, а проводник-наставник – надежным и уважаемым. Целью данного метода является минимизация периода адаптации на рабочем месте. Наставник нужен всем, а не только специалисту, начинающему свою деятельность, но и педагогу, имеющему богатый опыт работы в ДОО, достигшему вершины мастерства и перегоревшему на работе. Талантливый наставник может открыть путь к познанию и развитию, к новым достижениям и открытиям, раскрыть призвание, стать в профессии счастливым и самодостаточным.

Учитывая современные тенденции в системе российского образования, соответствии с законодательными и нормативно правовыми актами федерального и регионального уровня [4; 5], основываясь на многолетнем опыте работы, наш авторский коллектив разработал проект с символическим названием «Формула успеха: наставник и педагог». Его цель – создание условий для наставнической деятельности педагогов ДОУ как эффективного средства повышения заинтересованности и участия в конкурсном движении. Процесс организации наставничества в ДОО длительный, увлекательный, требующий целенаправленной и систематической работы. Педагогический проект направлен на мобилизацию внутренних резервов наставляемого педагога на создание у него установки на активную деятельность по достижению своих целей. Наставнику же отводится ролевая модель, как пример в педагогической деятельности.

Актуальность проблемы. На первоначальном этапе проекта, в ходе бесед с педагогами ДОУ на тему «Что нужно для победы в профессиональном конкурсе?» было выявлено, что преобладающая часть сотрудников (95%) отмечают необходимость поддержки старшего воспитателя, своих коллег. На вопрос «Возникает ли у Вас желание поделиться своим педагогическим мастерством с коллегами, помочь им в разработке методических материалов, оказать консультативную помощь?» (60%) педагогов ДОУ ответили «Да», но заинтересованность участвовать в конкурсном движении, хотя имеется профессиональный опыт, знания и мастерство, не проявили100% респондентов.

Новизна проекта заключается в том, что предлагаемая форма работы по проведению наставнической деятельности, ориентирована на любой тип ДОО. Проект включает в себя этапы организации наставничества, прилагаются проекты разработок локальных актов «Приказ о наставничестве», «Положение о наставничестве», «Перспективное планирование наставнической деятельности», которые опубликованы на сайте нашей организации https: //detsad203. rchuv. ru/.

Инновации проекта заключаются в совершенствовании процесса подготовки педагогов к конкурсному движению.

Гипотеза проекта. Мы предположили, что наставническая деятельность, нацеленная на успех и победу, позволит внести нововведения в образовательный процесс, качественно улучшит командное взаимодействие всех участников образовательного процесса в ДОУ.

Кратко остановимся на механизме реализации наставничества в нашем проекте, который условно можно разделить на этапы, так как все мероприятия проводились в комплексе и неразрывно связаны в реальном образовательном процессе.

I этап: Подготовительный – «Предварительная работа» включал проведение анкетирования педагогов, создание творческих групп, проектирование деятельности в конкурсном движении.

Задачи этапа: повышение профессиональной компетентности руководителей проекта, создание условий для его эффективной реализации.

Направления деятельности руководителей проекта: определение типа ситуации наставничества и соответствующих ролей наставников; выявление в коллективе ДОУ педагогов соответствующих категорий: «молодые специалисты», «начинающие специалисты», «педагоги-новаторы», «специалист-наставник», «консультант-наставник»; составление перспективного плана наставнической деятельности, подбор, определение запросов, проблемных тем, инновационных направлений в образовательной деятельности, составление перспективного плана работы, работа с Интернет-ресурсами и социальными партнерами.

Деятельность наставников: постановка цели, формулировка задач и направлений наставничества, продумывание заключительного этапа (творческого отчета) и др.

Деятельность наставляемых педагогов: принятие предложения, обсуждение плана и последовательности действий, внесение пожеланий.

II этап: Деятельностный — «Профессиональный конкурс» включал такие действия как: определение этапов проведения конкурсов, сроки, распределение поручений, подготовку материально-технического обеспечения, оформление интернет-страницы конкурсанта, видео-фото съемку, организацию поэтапной методической, психологической поддержки конкурсанта.

Задачи этапа: разработка и внедрение в практику модели совместной деятельности «Педагог-наставник» и «Наставляемый педагог».

Направления деятельности руководителей проекта: обеспечение рекламной кампании в социальных сетях и сайте ДОУ в целях поддержки участников-конкурсантов; оказание финансового обеспечения конкурсного мероприятия; оказание психологической поддержки «Тренинг успешности «Мандалла победы», «Арт-терапия, как средство вдохновения» и др.; консультативная помощь «Культура публичных выступлений», «Имидж успешного педагога», «Секреты педагогического мастерства» и др.; оказание методической помощи в разработке сценариев, пособий, подбора инноваций, технологий, программ и др.; репетиции, «прогон» конкурсных выступлений; определение наиболее трудных моментов в организации и проведении конкурса (исходя из имеющегося опыта) и др.

Деятельность наставников: направление деятельности наставляемого педагога, оказание помощи, направленных на формирование профессиональной позиции.

Деятельность наставляемых педагогов: усвоение новых знаний, практических умений, проявление активной позиции, творческой инициативы, желание выразить свое эмоционально-положительное отношение к увиденному и происходящему.

III этап: Заключительный – «Творческий отчет».

Задачи этапа: оценка эффективности реализации наставнической деятельности, выявление динамики в развитии профессионализма начинающего педагога, обобщение результатов работы наставнической деятельности, определение перспектив дальнейшей работы.

Направления деятельности руководителей проекта: трансляция опыта участия в конкурсе в форме мастер-классов на педагогическом совете ДОУ, на муниципальном уровне на августовских совещаниях педагогов ДОУ г. Чебоксары; оценка эффективности реализации наставнической деятельности, выявление динамики в развитии профессионализма начинающего педагога, обобщение результатов работы наставнической деятельности, определение перспектив дальнейшей работы и др.

Деятельность наставников: подготовка, отчет, организация, аналитика реализации наставнической деятельности, презентация результата.

Деятельность наставляемых педагогов: подготовка к творческому отчету по итогам наставнической деятельности, участие в оформлении выставки, выставки методических пособий, изготовление дидактических игр и др.

Интернет-источники:

  1. Владимир Путин предложил возродить институт наставничества. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https: //regnum. ru/news/economy/1748854. html.
  2. Национальный проект «Образование» [Электронный ресурс]. Режим доступа: https: //edu. gov. ru/national-project.
  3. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 октября 2013 г. N 544н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» [Электронный ресурс]. Режим доступа: https: //base. garant. ru/70535556/.
  4. Указ Президента Российской Федерации от 27 июня 2022 г. № 401 «О проведении в Российской Федерации Года педагога и наставника» [Электронный ресурс]. Режим доступа: https: //www. garant. ru/products/ipo/prime/doc/404793479/.
  5. Указ Главы Чувашской Республики от 30. 04. 2019 № 54 «О развитии института наставничества в Чувашской Республики» [Электронный ресурс]. Режим доступа: https: //docs. cntd. ru/document/553253381.
  6. Формы методической работы с начинающими педагогами в дошкольном образовательном учреждении. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https: //urok. 1sept. ru/articles/640284.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 40 (356) выйдет
5 ноября 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год
Скачать Номер 32 (348) за 2024 год
Скачать Номер 31 (347) за 2024 год
Скачать Номер 30 (346) за 2024 год
Скачать Номер 29 (345) за 2024 год
Скачать Номер 28 (344) за 2024 год
Скачать Номер 27 (343) за 2024 год