Наставническая деятельность педагогов ДОУ как эффективное средство повышения заинтересованности и участия в конкурсном движении |
Педагогика | |||
Автор: Михайлова Рената Федоровна Краснова Олеся Юрьевна | |||
03.04.2023 04:23 | |||
Наставническая деятельность педагогов ДОУ как эффективное средство повышения заинтересованности и участия в конкурсном движении
МБДОУ «Детский сад №203 «Непоседы» города Чебоксары Чувашской Республики Аннотация. Статья посвящена актуальной проблеме организации наставнической деятельности в образовательной организации и реализации основной миссии 2023 года, который Указом Президента нашей страны В.В. Путина объявлен Годом педагога и наставника. Авторы статьи на основе личного опыта участия педагогов в профессиональных конкурсах подтверждают, что эта миссия состоит в признании особого статуса педагогических работников, выполняющих наставническую деятельность. Статья будет интересна руководителям, старшим воспитателям, педагогам ДОУ для внедрения одной из форм наставнической деятельности – модели совместной деятельности «Педагог-наставник» и «Наставляемый педагог». Ключевые слова: дошкольное образование, профессиональный стандарт, наставничество, молодой специалист, профессиональное становление, конкурсное движение. Существует важная особенность современного образования, это его постоянное совершенствование. Сегодня дошкольное образование нуждается в инициативных, творческих педагогах, готовых работать в новых условиях развития системы образования с учетом стандартизации всех ее уровней. Так, одним из трудовых действий педагога (воспитателя), в соответствии с профессиональным стандартом, является развитие профессионально значимых компетенций, необходимых ему для решения образовательных задач развития детей раннего и дошкольного возраста с учетом возрастных и индивидуальных особенностей их развития [3].
Качественному повышению квалификации педагогических работников в условиях дошкольного образовательного учреждения (далее ДОУ), несомненно, будет оказывать хорошо отлаженный механизм наставничества. Национальная цель Российской Федерации, определена Президентом России Владимиром Путиным и зафиксирована в Национальном Проекте «Образование» как «обеспечение возможности самореализации и развития талантов» [2]. Кроме того, как отметил В.В. Путин, в своем выступлении по мониторингу достижения целевых показателей социально-экономического развития России: «Эффективная система мотивации для наставников должна быть создана, и это должно быть эффективное современное наставничество, передача опыта, конкретных навыков» [1]. Проблеме профессионального становления начинающего педагога уделено внимание в научных исследованиях К.Ю. Белой, М.С. Гвоздевой, Л.М. Денякиной, Н.Н. Лященко, Л.В. Поздняк, П.И. Третьякова, Л.И. Фалюшиной и др. [6]. Жизнь диктует педагогу 21 века быть мобильным, инициативным и творческим. Быстро реагировать на поставленные задачи, активно участвовать самому и привлекать воспитанников, их родителей к участию в различных конкурсах. Наставничество отличается от других методов обучения тем, что обучение происходит на рабочем месте в рабочее время с постоянной поддержкой более опытным и высококвалифицированным специалистом. Важно, чтобы весь процесс подъема по ступеням к вершине мастерства, был желанным, принятым, безопасным, а проводник-наставник – надежным и уважаемым. Целью данного метода является минимизация периода адаптации на рабочем месте. Наставник нужен всем, а не только специалисту, начинающему свою деятельность, но и педагогу, имеющему богатый опыт работы в ДОО, достигшему вершины мастерства и перегоревшему на работе. Талантливый наставник может открыть путь к познанию и развитию, к новым достижениям и открытиям, раскрыть призвание, стать в профессии счастливым и самодостаточным. Учитывая современные тенденции в системе российского образования, соответствии с законодательными и нормативно правовыми актами федерального и регионального уровня [4; 5], основываясь на многолетнем опыте работы, наш авторский коллектив разработал проект с символическим названием «Формула успеха: наставник и педагог». Его цель – создание условий для наставнической деятельности педагогов ДОУ как эффективного средства повышения заинтересованности и участия в конкурсном движении. Процесс организации наставничества в ДОО длительный, увлекательный, требующий целенаправленной и систематической работы. Педагогический проект направлен на мобилизацию внутренних резервов наставляемого педагога на создание у него установки на активную деятельность по достижению своих целей. Наставнику же отводится ролевая модель, как пример в педагогической деятельности. Актуальность проблемы. На первоначальном этапе проекта, в ходе бесед с педагогами ДОУ на тему «Что нужно для победы в профессиональном конкурсе?» было выявлено, что преобладающая часть сотрудников (95%) отмечают необходимость поддержки старшего воспитателя, своих коллег. На вопрос «Возникает ли у Вас желание поделиться своим педагогическим мастерством с коллегами, помочь им в разработке методических материалов, оказать консультативную помощь?» (60%) педагогов ДОУ ответили «Да», но заинтересованность участвовать в конкурсном движении, хотя имеется профессиональный опыт, знания и мастерство, не проявили100% респондентов. Новизна проекта заключается в том, что предлагаемая форма работы по проведению наставнической деятельности, ориентирована на любой тип ДОО. Проект включает в себя этапы организации наставничества, прилагаются проекты разработок локальных актов «Приказ о наставничестве», «Положение о наставничестве», «Перспективное планирование наставнической деятельности», которые опубликованы на сайте нашей организации https: //detsad203. rchuv. ru/. Инновации проекта заключаются в совершенствовании процесса подготовки педагогов к конкурсному движению. Гипотеза проекта. Мы предположили, что наставническая деятельность, нацеленная на успех и победу, позволит внести нововведения в образовательный процесс, качественно улучшит командное взаимодействие всех участников образовательного процесса в ДОУ. Кратко остановимся на механизме реализации наставничества в нашем проекте, который условно можно разделить на этапы, так как все мероприятия проводились в комплексе и неразрывно связаны в реальном образовательном процессе. I этап: Подготовительный – «Предварительная работа» включал проведение анкетирования педагогов, создание творческих групп, проектирование деятельности в конкурсном движении. Задачи этапа: повышение профессиональной компетентности руководителей проекта, создание условий для его эффективной реализации. Направления деятельности руководителей проекта: определение типа ситуации наставничества и соответствующих ролей наставников; выявление в коллективе ДОУ педагогов соответствующих категорий: «молодые специалисты», «начинающие специалисты», «педагоги-новаторы», «специалист-наставник», «консультант-наставник»; составление перспективного плана наставнической деятельности, подбор, определение запросов, проблемных тем, инновационных направлений в образовательной деятельности, составление перспективного плана работы, работа с Интернет-ресурсами и социальными партнерами. Деятельность наставников: постановка цели, формулировка задач и направлений наставничества, продумывание заключительного этапа (творческого отчета) и др. Деятельность наставляемых педагогов: принятие предложения, обсуждение плана и последовательности действий, внесение пожеланий. II этап: Деятельностный — «Профессиональный конкурс» включал такие действия как: определение этапов проведения конкурсов, сроки, распределение поручений, подготовку материально-технического обеспечения, оформление интернет-страницы конкурсанта, видео-фото съемку, организацию поэтапной методической, психологической поддержки конкурсанта. Задачи этапа: разработка и внедрение в практику модели совместной деятельности «Педагог-наставник» и «Наставляемый педагог». Направления деятельности руководителей проекта: обеспечение рекламной кампании в социальных сетях и сайте ДОУ в целях поддержки участников-конкурсантов; оказание финансового обеспечения конкурсного мероприятия; оказание психологической поддержки «Тренинг успешности «Мандалла победы», «Арт-терапия, как средство вдохновения» и др.; консультативная помощь «Культура публичных выступлений», «Имидж успешного педагога», «Секреты педагогического мастерства» и др.; оказание методической помощи в разработке сценариев, пособий, подбора инноваций, технологий, программ и др.; репетиции, «прогон» конкурсных выступлений; определение наиболее трудных моментов в организации и проведении конкурса (исходя из имеющегося опыта) и др. Деятельность наставников: направление деятельности наставляемого педагога, оказание помощи, направленных на формирование профессиональной позиции. Деятельность наставляемых педагогов: усвоение новых знаний, практических умений, проявление активной позиции, творческой инициативы, желание выразить свое эмоционально-положительное отношение к увиденному и происходящему. III этап: Заключительный – «Творческий отчет». Задачи этапа: оценка эффективности реализации наставнической деятельности, выявление динамики в развитии профессионализма начинающего педагога, обобщение результатов работы наставнической деятельности, определение перспектив дальнейшей работы. Направления деятельности руководителей проекта: трансляция опыта участия в конкурсе в форме мастер-классов на педагогическом совете ДОУ, на муниципальном уровне на августовских совещаниях педагогов ДОУ г. Чебоксары; оценка эффективности реализации наставнической деятельности, выявление динамики в развитии профессионализма начинающего педагога, обобщение результатов работы наставнической деятельности, определение перспектив дальнейшей работы и др. Деятельность наставников: подготовка, отчет, организация, аналитика реализации наставнической деятельности, презентация результата. Деятельность наставляемых педагогов: подготовка к творческому отчету по итогам наставнической деятельности, участие в оформлении выставки, выставки методических пособий, изготовление дидактических игр и др. Интернет-источники:
|