Создание предметно-развивающей среды для реализации АООП ДО для детей с умственной отсталостью |
Педагогика | |||
Автор: О. В. Тюкавкина И. М. Бондарчук | |||
01.04.2023 08:20 | |||
Создание предметно-развивающей среды для реализации АООП ДО для детей с умственной отсталостью
МБДОУ «ДСКВ №110», г.Братск В статье говорится о создании специальных условий в дошкольном образовательном учреждении для детей с ограниченными возможностями здоровья. Основная задача в группах для детей с нарушением интеллекта – обеспечить каждому ребенку возможность максимального физического, умственного и нравственного развития. Целесообразно созданная полифункциональная предметно-развивающая среда позволяет сделать процесс обучения и воспитания детей данной нозологии наиболее эффективным. Основная статья, в которой определены особенности обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья это статья 79 ФЗ № 273. Закон обязывает создать специальные условия для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. Содержание и условия организации обучения дошкольников с ОВЗ определяются адаптированной образовательной программой. Задача педагогов – организовать предметно-развивающую среду группы для реализации АООП, так как это является необходимым фактором коррекционно-развивающего воздействия (влияния) на психофизическое развитие детей. Особыми образовательными потребностями детей с нарушением интеллекта является непрерывность коррекционного обучения, а также создание ситуаций для формирования переноса накопленного опыта в значимый для ребенка социальный опыт. Специально организованная развивающая среда группы позволяет закреплять полученные на занятиях знания и умения непрерывно в течение дня в различных режимных моментах. Ребенку предлагается выполнить аналогичное задание в различных вариациях (на подгрупповых и индивидуальных занятиях, а также в свободной игровой деятельности), таким образом знания переходят в опыт и формируется навык.
Педагогами группы были созданы авторские коррекционные пособия для развития детей с умственной отсталостью, которые позволяют реализовать задачи АООП: Пособие «Здравствуйте, я пришел», «Распорядок дня», комплекс бизибордов «Играем, знания закрепляем». Пособия располагаются в групповой комнате в свободном доступе для детей. Пособие «Здравствуйте, я пришел» способствует решению задач в области «Социального развития и коммуникации» Адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования для детей умственной отсталостью. У многих наших воспитанников изначально не сформировано представления о себе, снижена инициатива и активность в коммуникативных проявлениях, дети не проявляют интерес к сверстникам. Используя данное пособие, мы формируем у умственного отсталого ребенка умение узнавать себя на индивидуальной фотографии, а также узнавать на фотографиях детей группы, и в дальнейшем учим эмоционально положительно реагировать на сверстников и включаться в совместные действия с ними. Пособие расположено в приемной группы и представляет собой стенд из фотографий воспитанников группы, закрепленных на металлической штанге. Фотографии помещены в фоторамки со специальным креплением, благодаря которому изображение можно переворачивать на штанге. На обратной стороне каждой фоторамки написано имя ребенка (метод глобального чтения). Ребенок, приходя утром в детский сад, находит свою рамку по имени (в первое время при помощи родителей) и переворачивает фото, это означает, что ребенок присутствует в группе. Родителям рекомендовано обращать внимание ребенка на другие фотографии, проговаривая имена детей, пришедших в детский сад, эмоционально настраивая ребенка на встречу с другими воспитанниками. Сформированные представления ребенка о себе и о людях, близких по каждодневному общению, качественно влияют на становление его отношений с людьми и на развитие всех видов детской деятельности. Пособие «Распорядок дня» Восприятие времени дается ребенку с умственной отсталостью трудно, ведь время нельзя потрогать, нельзя увидеть, с ним нельзя выполнять действия (любые действия происходят во времени, а не со временем). Пособие «Распорядок дня» позволяет нашим воспитанникам воспринимать время опосредованно, через какую-то деятельность, связанную с определенным временем. Для создания пособия использована технология моделирования. Ребенку предлагаются картинки-модели деятельности, предстоящей ему на протяжении дня. Специальная стрелка указывает на определенный временной промежуток. Таким образом, детям с умственной отсталостью становится доступной динамическая смена временных циклов. Бизиборд – это сенсорная доска, с расположенными на ней различными деталями и элементами, которые способы передвигаться, открываться и закрываться, щёлкать, светиться и мигать, издавать звуки. Комплекс бизибордов выполнен из ЛДСП с учетом техники безопасности – углы скруглены, торцы оклеены ПВХ кромкой, что исключает вероятность появления заноз. Изделие долговечное, пригодное для влажной уборки. Каждый бизиборд позволяет решать определенные задачи. Бизиборд не просто развивает мелкую моторику, но и позволяет ребёнку ознакомиться с предметами быта, получить навыки самообслуживания. Главная задача бизиборда – дать возможность ребёнку познавать мир через тактильное восприятие.
Бизиборд «Кто в домике живет» (дверцы с крючками) Ребёнок учится открывать и закрывать замочки, тренируя координацию движений, мелкую моторику и логическое мышление. За дверцами расположены прозрачные кармашки для ярких предметных картинок (животных, цифр и др.). Это стимулирует быстрое освоение принципа работы запоров, чтобы открывать заветные дверцы. Смена дидактического материала проходит еженедельно и соответствует изучаемой лексической теме. Бизиборд «Радуга» (тактильный паровозик, счёты, цветные ленточки, прищепки, геоборд, геометрические вкладыши) Эти элементы бизиборда способствуют формированию элементарных математических представлений, а также сенсорому развитию дошкольников с умственной отсталостью. В зоне с цветными лентами детям предлагаются такие игры, как: «Подбери прищепки по цвету», «Продолжи цветной ряд», «Составь числовой ряд» и пр. Игра «Весёлый паровозик» развивает тактильное восприятие дошкольников, закрепляются такие понятия как: мягкий-твёрдый, колючий-пушистый, гладкий-шершавый. Основные функции геоборда: развитие мелкой моторики и зрительно-пространственного восприятия. Ориентируясь на шаблон, ребёнок при помощи резиночек или эластичного шнурка составляет различные геометрические фигуры и простые изображения предметов, такие как домик, грибок, ёлочка и пр. Бизиборд «Умелые ручки» (муляж розетки, зеркало, задвижки, лабиринты, муляжи одежды с застежками) При помощи этих элементов ребёнок учится пользоваться механизмами и креплениями, которые встречаются в быту. Благодаря доступу к игрушечной розетке он не проявляет интереса к настоящим источникам опасности. Бизиборд «Музыкальная шкатулка» (колокольчики, барабан, погремушка, металлофон, бубен, звонок, гитара, кастаньеты). Данные звуковые элементы направлены на развитие слухового восприятия, умения выделять различные звуки, сравнивать их по звучанию. Ребёнок реализует свои представления, образы в шумах, звуках, ритмах. Через объединение различных ощущений: зрительных, слуховых, тактильных, двигательных развивается музыкальность. Таким образом, специально организованная развивающая среда группы способствует овладению детьми дошкольного возраста знаниями о самом себе, доступными навыками коммуникации, бытовой и игровой деятельности, а также переносу сформированных представлений в собственную деятельность, что готовит наших воспитанников к использованию приобретенных навыков в активной жизни в социуме. Пособие «Здравствуйте, я пришел» Бизиборд «Радуга» Бизиборд «Музыкальная шкатулка» Литература
|