Педсовет на тему: «Развитие речевой активности через использование всех компонентов устной речи в различных формах и видах детской деятельности» |
Педагогика | |||
Автор: Михайлова Татьяна Вячеславовна | |||
01.04.2023 07:48 | |||
Педсовет на тему: «Развитие речевой активности через использование всех компонентов устной речи в различных формах и видах детской деятельности» Цель: совершенствование работы в ДОУ по речевому развитию детей дошкольного возраста Задачи:
Повестка педсовета
Ход педсовета:
Воспитатели зачитывают записи на ромашке. Речь педагога – основное орудие педагогического воздействия и одновременно образец для воспитанников. 3. Условия успешного речевого развития
Современные образовательные технологии Родной язык играет уникальную роль в становлении личности человека. Речь традиционно рассматривается в педагогике и психологии как центр, в котором сходятся различные стороны психического развития: мышление, воображение, память, эмоции. Развитие устной монологической речи в дошкольном возрасте закладывает основы успешного обучения в школе. Здоровьесберегающие технологии (физминутки, подвижные игры, минутоки настроения; пальчиковая гимнастика; некоторые приемы самомассажа (точечный массаж) и др.). Игровые технологии (настольно-печатные игры, сюжетно-дидактические игры-инсценировки, игры с дидактическими игрушками моторного характера (игры с вкладышами, разборными шарами, башенками), дидактические игры с предметами, словесные игры, театрально-игровая деятельность, пальчиковый театр) Метод наглядного моделирования К методам наглядного моделирования относится мнемотехника. Мнемотехника помогает развивать: ассоциативное мышление, зрительную и слуховую память, зрительное и слуховое внимание, воображение. Мнемотехника — это совокупность правил и приемов, облегчающих процесс запоминания информации. Примером может служить всем знакомая фраза «Каждый Охотник Желает Знать Где Сидит Фазан», которая помогает запомнить цвета радуги. Большое место занимает использование мнемотехники в дошкольном возрасте. Для того чтобы выработать у детей с самого раннего возраста определенные навыки и умения, в обучающий процесс вводятся так называемые мнемотаблицы (схемы). Например, в детских садах часто используются алгоритмы процессов умывания, одевания и т.п. Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений. Суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком. На начальном этапе взрослый предлагает готовую план — схему, а по мере обучения ребенок также активно включается в процесс создания своей схемы. Методика формирования умений и навыков связной речи В.К. Воробьевой включает в себя разделы: Формирование ориентировочных умений по выделению существенных признаков рассказа. Знакомство с правилами строения рассказа (правило смысловой связи предложения; правило лексико-синтаксической связи предложения). Закрепление усвоенных правил в самостоятельной речи детей. Т.А. Ткаченко процесс формирования и развития связной речи с применением наглядности и моделирования плана высказывания разделен на несколько этапов: Воспроизведение рассказа, составленного по демонстрируемому действию. Составление рассказа по следам продемонстированного действия. Пересказ текста с использованием магнитной доски. Пересказ текста с наглядной опорой на серию сюжетных картин. ü Составление рассказа с опорой на серию сюжетных картин. Пересказ текста с наглядной опорой на одну сюжетную картину. Составление рассказа по одной сюжетной картине. Мнемотехника помогает: Обогащать словарный запас. Обучать составлению рассказов. Пересказывать художественную литературу. Отгадывать и загадывать загадки. 4. Игра «Прилагательные ассоциации» «Долгое время при характеристике цели речевого развития особенно подчеркивалось такое требование к речи ребенка, как ее правильность. Признаками хорошей речи являются лексическое богатство, точность, выразительность. Экспериментальные исследования, опыт работы свидетельствуют, что к старшему дошкольному возрасту, дети могут овладеть не только правильной и хорошей речью, но и также использовать определения к различным словам» Выбор словесных ассоциаций ограничен: в ответ на слово, произнесенное ведущим, необходимо в качестве словесной ассоциации использовать только прилагательные. К примеру: солнце- круглое; озеро — большое. Библиотека — Фрукты - Телефон — Журнал - Занятие — Песня - Урок — Счастье - Стул — Машина - Кошка — Город - Комната — Игрушка - 5. «Развитие речи детей средней группы на занятиях и в повседневной жизни» — выступление воспитателя данной группы 6. Общее сочинение на тему «Почему речь воспитателя детского сада должна быть образцом…» Каждый из участвующих пишет на листе, почему речь воспитателя (как он считает) должна быть образцом. Вступление – «Речь педагога – основное орудие педагогического воздействия и одновременно образец для воспитанников» — зачитать сочинения. ЗАКЛЮЧЕНИЕ – проблема речевого развития детей дошкольного возраста на сегодняшний день очень актуальна, т.к. процент дошкольников с различными речевыми нарушениями остается стабильно высоким. Все чаще приходится встречаться с задержкой речевого развития у детей. Мы отмечаем, что дети нуждаются в комплексной коррекции, где коллегиально должны работать воспитатель и специалисты – логопед, дефектолог, психолог, музыкальный руководитель, инструктор по физкультуре и обязательно родители. 7. Решение педсовета, обращение к педагогам по организационным вопросам. Хотелось бы закончить наш педсовет изречением Ушаковой О. С., что «Все задачи развития речи детей дошкольного возраста (обогащение словарного запаса, формирование грамматического строя речи, звуковая культура) не достигнут своей цели, если не найдут завершающего выражения в развитии связной речи». Проект решения педсовета С целью повышения качества профессионализма педагогов:
3. С целью совершенствования совместной, специально-организованной и самостоятельной деятельности детей: 1. Использовать создание проблемных ситуаций на занятиях и в свободное время, побуждающих к активности речевой деятельности детей. Срок – постоянно, ответственные воспитатели 2. Для развития речевой активности детей использовать игры, формы элементарной поисковой деятельности. Срок — постоянно, ответственные воспитатели 3. Использовать в практике работы модели и схемы пот развитию связной речи дошкольников. Срок — постоянно, ответственные воспитатели 4. Ежедневно планировать словарную работу с детьми, индивидуальную работу по звуковой культуре речи, уделять внимание речевому воспитанию, постановке и отработке необходимых звуков. Ответственные воспитатели С целью совершенствования взаимодействия с семьей: 1. В работе с родителями продолжать использовать индивидуальный подход, учитывая личностные особенности каждой семьи. Срок — постоянно, ответственные воспитатели 2. Оформить стенды для родителей «Развитие связной речи дошкольника» В методическую папку воспитателя подготовлены материалы:
|