Обеспечение гендерного подхода в физическом воспитании дошкольников |
Педагогика | |||
Автор: Фомина Лариса Николаевна | |||
29.03.2023 15:49 | |||
Обеспечение гендерного подхода в физическом воспитании дошкольников Неоспорим тот факт, что во все периоды развития общества воспитание девочек отличалось от воспитания мальчиков. Отличия основывались на разных функциях, которые в будущем предстояло выполнять детям во взрослой жизни. Физическое воспитание было нацелено на подготовку ребёнка к роли мужчины или женщины. К сожалению, принятая в современном мире «терпимость к другим, отличным от тебя» сильно пошатнула историческую сложившуюся значимость роли этих отличий. Социальные изменения, происходящие в современном обществе, привели к разрушению традиционных стереотипов мужского и женского поведения. Современное образование предполагает, что в процессе формирования личности ребёнка педагог учитывает все его особенности, в том числе и его пол. Современные исследователи полагают, что женщину в девочке, так же, как и мужчину в мальчике, нужно формировать с дошкольного возраста, не отделяя полоролевое воспитание от общего нравственного. Физкультурные занятия должны занимать в этом процессе одно из ведущих мест, так как имеют большие возможности в формировании мужественности у мальчиков и женственности у девочек.
В большинстве дошкольных учреждений физическое воспитание детей ориентируется на «условного» ребёнка, а не на «мальчика» и «девочку»: одна и та же методика обучения, одни и те же упражнения, одна и та же нагрузка. О половых различиях вспоминаем лишь тогда, когда необходимо определить уровень физической подготовленности детей дошкольного возраста. Методическое пособие «Диагностика индивидуального развития детей дошкольного возраста» ориентирует педагогов на нормативы, которые как правило, для девочек несколько ниже, чем для мальчиков. Также в программно-методическом обеспечении дошкольных учреждений учитываются возрастные и психические особенности детей, а не гендерные. Поэтому поиск инновационных технологий и новых подходов к воспитанию здорового дошкольника, как представителя определённого пола, послужило необходимостью применения гендерного подхода в физическом воспитании, углублению принадлежности: «Я — мальчик», «Я — девочка». В нашем дошкольном учреждении активно внедряются в практику такие методы и приёмы, которые помогают обеспечить нормальное формирование и развитие функций и систем детского организма, а так же раскрытие способности в становлении личности мальчиков и девочек через внедрение гендерно-ориентированного подхода в физическое развитие дошкольников. Практика показывает, что использование гендерно-ориентированного подхода при организации и руководстве различными видами деятельности на занятиях и в повседневной жизни помогает нашим педагогам достигать высоких результатов, не нарушая ход становления личности, заложенной природой. Содержательная сторона двигательной деятельности дошкольников имеет свою специфику в зависимости от пола. У мальчиков и девочек есть свои двигательные предпочтения, то есть деятельность, которая им интереснее, лучше удаётся и в которой наиболее ярко проявляется их особенности, связанные с полом. В частности, в процессе игр у мальчиков большое место занимают движения скоростно-силового характера (бег, метание предметов в цель и на дальность, лазанье, спортивные игры). Девочки предпочитают игры с мячом, со скакалкой, упражнения в равновесии (ходьба по бревну, скамейке и прочее), танцевальные упражнения. В то же время такие виды, как подвижные игры, эстафеты нравятся и мальчикам и девочкам в равной степени. В младшем и среднем дошкольном возрасте используются игровые приёмы и упражнения, способствующие формированию полоролевого поведения дошкольников. С детьми старшего дошкольного возраста, наряду с традиционными физкультурными занятиями: игровыми, сюжетными, тренировочными проводятся те, что основаны на полоролевых особенностях дошкольников: Совместные занятия, на которых дети занимаются по единой программе. Дифференцированные задания применяем как в отдельных частях занятия, так и во всем занятии в целом:
использовался индивидуальный подход и подготовительные упражнения. 6. В пространственных границах мальчикам выделяется большая часть зала, чем девочкам, так как для них характерна дальнозоркость, а для девочек близорукость. 7. В подвижных играх дети принимают разные роли, в зависимости от гендерной принадлежности: кошки и коты, снежная баба и снеговик. Усложняются задания для мальчиков, увеличивается расстояние: «ров» — шире, бег — дальше. 8. В требованиях к качеству выполнения заданий. От мальчиков требуется больше чёткости, ритмичности, дополнительных усилий, а от девочек – больше пластичности, выразительности, грациозности. 9. В расстановке и уборке снарядов. Девочки всегда расставляют и убирают только мелкий, легкий инвентарь, а мальчики группой в несколько человек – тяжёлое оборудование. 10. В оценке деятельности. Для мальчиков важно, что оценивается в их деятельности, а для девочек – кто их оценивает и как. Для мальчиков слово «молодец» эмоционально значимо, а для девочек следует подбирать слова с более сильным эмоциональным компонентом: «Ты лучшая в этом движении», «Ты была похожа на балерину», «У тебя самое бесшумное приземление». 11. В сопровождении чаще напоминаем мальчикам о способах выполнения задания, о требованиях к качеству, так как они больше нуждаются во внимании при «шлифовке» отдельных элементов, техники, чаще приходится использовать помощь в плане тактильно-мышечных ощущений; а в работе с девочками преимущественно прибегаем к образцу, имитации, словесным указаниям. 12. В учёте сенситивных этапов при формировании и совершенствовании двигательных способностей, физических качеств, двигательных навыков и умений (например, девочки лучше выполняют задания на пространственную точность на пятом и шестом годах, а мальчики – на седьмом году жизни). 13. В использовании условных обозначений на карточках, пиктограммах для мальчиков и девочек ( «М», «Д»). 14. В акцентировании внимания детей на мужских и женских видах спорта. 15. Физкультурная форма для девочек и мальчиков (цветовая гамма). Комбинированные занятия, которые проводятся 2 раза в месяц. Часть заданий для девочек и мальчиков имеют отличия. Такой вариант проведения имеет две разновидности. Первый вариант: в подготовительной и заключительной части занятия дети выполняют упражнения все вместе, а в основной части занятия они делятся на подгруппы в зависимости от пола, и каждая группа выполняет своё задание. Второй вариант: на протяжении всего занятия дети выполняют упражнения вместе, но ряд упражнений предполагает разные варианты исполнения для мальчиков и девочек. Например, в общеразвивающих упражнениях – разные исходные положения для девочек и мальчиков, в полосе препятствий – условия их преодоления: мальчики перелезают, девочки – подлезают, в метании – расстояние до цели. Особенность такой дифференциации в том, что девочки и мальчики не изолированы друг от друга, а в процессе специально организованной деятельности развиваются физические качества, которые принято считать сугубо женскими или сугубо мужскими. Дифференцированные занятия. Спортивные часы для девочек и для мальчиков. Профессиональная деятельность воспитателя может быть по-настоящему результативной лишь в том случае, если родители являются его активными помощниками и единомышленниками. Для полноценного воспитания ребёнка важно, чтобы родители были грамотными в вопросе гендерного воспитания детей. С этой целью нами используются активные формы работы с родителями:
- совместные с родителями спортивные праздники и развлечения «За победой вместе», «Наша дружная спортивная семья». Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что реализованная система проведения гендерных занятий по физкультуре для детей дошкольного возраста обеспечивает положительную динамику двигательного развития мальчиков и девочек, а также развитие их нравственно – волевой сферы. Результаты работы позволили нам убедиться в том, что использование дифференцированного подхода к физическому воспитанию с учетом пола ребенка помогает воспитывать здоровое, физически развитое подрастающее поколение, а значит, выполнять жизненно необходимую, основную задачу родителей и педагогов ДОУ. Литература:
|