«Развивающая предметно-пространственная среда второй младшей группы» |
Педагогика | |||
Автор: Золоарева Татьяна Ивановна | |||
23.03.2023 21:24 | |||
«Развивающая предметно-пространственная среда второй младшей группы» Золотарева Татьяна Ивановна МДОУ «Детский сад комбинированного вида №21 п. Северный Белгородской области Белгородского района» Обновление содержания дошкольной ступени образования предусматривает его вариативность, обеспечивающую переход на личностно-ориентированное взаимодействие педагога с детьми, индивидуализацию педагогического процесса. В повседневную практику широко внедряется педагогическая импровизация, которая позволяет педагогам самим выбирать формы, методы, приемы обучения в каждой конкретной ситуации взаимодействия с ребенком. Учет неповторимости и уникальности личности каждого ребенка, поддержка его индивидуальных интересов и потребностей дает педагогам возможность осуществлять индивидуальный подход в обучении и воспитании. Одним из необходимых его условий становится создание развивающей предметно-пространственной среды в дошкольном учреждении. Согласно ФГОС ДО [4], развивающая предметно-пространственная среда (РППС) – часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством (помещениями, участком и т. п.), материалами, оборудованием и инвентарем для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учёта особенностей и коррекции недостатков их развития.
В нашем дошкольном учреждении педагоги в своей педагогической работе особое внимание уделяют предметной среде, прежде всего соответствие возрастным особенностям воспитанников, их потребностям и интересам, а также выбранной программе и главное ее развивающему характеру. Одной из основных задач считаем обогащение среды такими элементами, которые бы стимулировали познавательную, двигательную активность детей. Правильно организованная развивающая предметно-пространственная среда дает возможность каждому ребенку найти занятие по душе, поверить в себя, свои силы, умения, научиться взаимодействовать со сверстниками и педагогом, понимать и оценивать их поступки и чувства, а ведь именно это лежит в основе развивающего обучения. Свободная деятельность в развивающих центрах помогает детям самостоятельно осуществлять поиск, включаться в процесс исследования, а не использовать готовые знания от педагогов. Педагоги творчески работают в условиях импровизации, так как использовать готовый рецепт невозможно. В таких условиях ребенок и воспитатель обучают себя и друг друга, это позволяет развивать такие качества, как самостоятельность, инициативность, любознательность, способность к творческому самовыражению. Создавая развивающую предметно-пространственную среду во второй младшей группе, мы опирались на принцип активности, дистанции, стабильности, гибкого зонирования. Развивающая предметно-пространственная среда начинается уже с раздевальной, где мы встречаем малышей пришедших с родителями. У каждого ребенка имеется индивидуальный шкафчик с яркими картинками и именами детей, скамейки для удобного раздевания. В раздевальной нашли свое место разнообразные информационные уголки для родителей: «Образовательная афиша», «Воспитываем вместе», «Уголок безопасности», «Советы Айболита», а также доска-экспозиция для поделок и рисунков ребят «Наш вернисаж», режим работы детского сада и группы, объявления, консультации: учителя-логопеда, педагога-психолога, учителя-дефектолога, музыкального руководителя, инструктора по физкультуре. При создании развивающей предметно-пространственной среды групповую комнату разделили на несколько частей. Большую часть помещения заняли активный сектор: центр игры; физической активности, конструирования, музыкально-театральный центр. Сравнительно небольшая часть приходится на спокойный сектор: цент отдыха, книги, природы. Четвертая часть пространства групповой комнаты занимает рабочий сектор: центр творчества, речи, познавательной и исследовательской деятельности. Нами была продумана расстановка мебели и оборудования таким образом, что 1/3 пространства группы свободна для организации игр и деятельности большого количества детей, обеспечивает свободное и безопасное передвижение детей. Различные центры выделены с помощью подвижных ширм-перегородок. Это дает возможность каждому ребенку найти место, удобное для занятий и игр, комфортное с точки зрения его эмоционального состояния: удаленное от детей и взрослых, или наоборот позволяющее ощущать тесный контакт с ними. Легко ориентироваться в группе малышам позволяют символы каждого центра. Например, символ «радужная карусель с карандашами разных цветов», это место, где ребенок может рисовать, используя такие же карандаши, как цвета крыши карусели. С удовольствием в этом центре дети используют: мольберт, где ребенок может рисовать не только стоя, но и сидя, цветные восковые мелки, фломастеры, цветные карандаши; шариковые ручки; альбомы, гуашь; акварель; кисточки — тонкие и толстые; баночки для промывания кисти от краски; бумага для рисования разного формата; трафареты по темам; пластилин; печатки; салфетки из ткани, трафареты для пластилинографии, водные и обычные раскраски. Дети своими работами распоряжаются сами: могут забрать домой, используют в игре, с помощью магнитной доски помещают на выставку для просмотра других детей. Это способствует развитию интереса, эмоциональному состоянию ребенка. Создавая развивающую предметно-пространственную среду, учитывали гендерные склонности детей, интересы мальчиков и девочек. Девочки, подражая действиям взрослых, чаще играют в центрах сюжетно-ролевых игр: «парикмахерская», «жилая комната», «больница», охотнее играют с куклами: лечат, кормят, стирают, «ходят в магазин», мальчики — в центре строительных игр, который оснащен дополнительным атрибутами (штурвалы, якоря, спасательный круг и т. д), на коврах с машинами. Центр ряженья играет важную роль в период адаптации малышей. Зеркало, в котором ребенок видит себя среди других детей, наблюдает за своими движениями, своей мимикой, внешним видом, отвлекает от мысли о маме, он забывает про слезы. Расписной, деревянный сундук, наполнили до верху атрибутами: юбки, фартуки, вышитые блузки, плащи. В дополнение к костюмам изготовили разнообразные украшения: кулоны, бусы, пояски, браслеты, короны, веночки, бабочки, платочки с кружевами, косыночки, ленточки на колечках, шарфики. Все это позволяет детям изменить свой облик и наблюдать эти изменения, познавать себя, такого знакомого и незнакомого одновременно, а главное помогает малышу почувствовать себя «большим и важным». Для интеллектуально-эстетического развития в группе создан музыкально-театральный центр, в котором подобраны соответствующие пособия с использованием фланелеграфа, масок сказочных персонажей, музыкально-дидактические игры, звучащие инструменты: погремушки, бубны, дудочка, деревянные ложки, колонка, магнитофон, пластиковые емкости с разным наполнителем: горохом, желудями, камешками. Собрана фонотека с записями пения птиц, плеска воды, шелеста листьев, колыбельные мелодии, которые успокаивают детей, создают особый уют и вместе с тем несут познавательную и эстетическую нагрузку. Звуковой «дизайн» используем в ходе образовательной деятельности, перед сном, во время приема пищи и т.д. Разные виды театров (кукольный, настольный, пальчиковый, перчаточный, конусный, би-ба-бо) созданы с помощью родителей из разнообразных материалов (бумаги, картона, ткани, пряжи, полиэтиленовых бутылок). Особый интерес у детей вызывает встреча с куклой, просмотр сказок теневого и кукольного театра: «Заюшкина избушка», «Волк и семеро козлят», «Колобок», «Маша и медведь», создает радостную атмосферу, снимает напряжение, помогает расслабиться малышам. Развивающая предметно-пространственная среда центра двигательной активности способствует реализации одной из основных потребностей ребенка –потребности в движении. Разнообразное физкультурное оборудование: коврики, дорожки массажные, со следочками (для профилактики плоскостопия); палки гимнастические; мячи; обручи; скакалки; кегли; платочки, ленты разных цветов; флажки; атрибуты для проведения подвижных игр, утренней гимнастики, побуждает детей к двигательной активности, дает детям возможность выполнять разнообразные движения, испытывать радость от этого. При этом все оборудование в группе не выкладываем, так как у малышей быстро пропадает интерес к одному и тому же пособию, систематически его обновляем (перестановка его с одного места на другое, внесение нового пособия, самостоятельно изготовленного (дорожка здоровья, моталки, мешочки с разными наполнителями и т.д.). Мелкие пособия (массажные мячи, шарики и другое) расположили в открытых ящиках, чтобы дети могли свободно им пользоваться. Центр двигательной активности гармонично вписался в пространство групповой комнаты и стал самым любимым у малышей. Все игрушки и пособия, окружающие малыша нашей группы, в той или иной мере оказывают влияние на его развитие. В центре развивающих игр собраны игры, направленные на развитие сенсорного восприятия, мелкой моторики, воображения, речи: матрешки с пятью вкладышами; различные по высоте пирамидки; прозрачные бочонки с разноцветными мелкими крышками; игрушки-шнуровки разного вида; сюжетно-дидактическая сенсорная подушка с прикрепляющимися на пуговках, кнопках, «липучках» изображениями животных, геометрических фигур и других предметов; разные виды мозаики; набор «Маленький мастер; набор объемных геометрических форм; горки для катания предметов; лото по разным тематикам; настольно-печатные игры. Используем в этом центре хозяйственные предметы, которые вышли из строя (различные коробки, пластиковые контейнеры с крышками). Для развития познавательной активности детей важно, чтобы «информация», заложенная в среде, не обнаружила себя сразу полностью, а побуждала ребенка к ее поиску. Пока ребенок примеряет элементы друг к другу, он получает практический опыт в сравнении форм и цветов. Задача педагога в этом случае — закрепить знания малыша. Играя с набором геометрических форм (дидактическая игра «Что катится»), ребенок, пытаясь с горки прокатить шар, обращает внимание на то, как он легко катится, затем пробует прокатить куб, не катится, делает вывод-мешают кубику катиться уголки. Малыш игру повторяет, используя другие геометрические формы (цилиндр, призму) и другие предметы. Самостоятельно делает выводы о форме предмета и его особенностях. Необычно выполненный календарь природы побуждает детей сосредоточить внимание, напрячь память. В вечернее время, когда ребенок остается один, используя уголок уединения и релаксации (детская мебель: диван, кресла, журнальный столик с детским мобильным телефоном отделенные ширмой), удобно и уютно расположившись там, мы читаем с ребенком книги, рассматриваем сюжетные картинки, фотографии с детьми, просто беседуем о том, как прошел день, что ребенку понравилось, как ребенок играет дома, помогает родителям, предлагаем об этом рассказать маме по телефону. Это помогает малышу преодолеть чувство тревоги оттого, что всех детей забрали домой, его нет. В такой обстановке время пролетает незаметно, а малыш не почувствует себя одиноким. Проводя работу во второй младшей группе по организации предметно-пространственной среды пришли к выводу, что предоставить детям разнообразные материалы и создавать интерьер недостаточно. Важно, насколько эмоционально комфортно будет чувствовать себя в этом предметном мире ребенок, чему и как его здесь научат. Отсюда, развивающая предметно-пространственная среда не должна быть самоцелью, не должна представлять собой накопление различного оборудования и материалов, а должна обеспечить реализацию потребности ребенка в активной и разноплановой деятельности. Литература
|