«Социальное партнерство ДОУ и семьи». |
Педагогика | |||
Автор: Вещикова Ирина Викторовна | |||
23.03.2023 10:03 | |||
«Социальное партнерство ДОУ и семьи». Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение г. Москва школа 1583 имени К. А. Керимова Подготовила: воспитатель высшей квалификационной категории Вещикова Ирина Викторовна г.Москва 2023г. Актуальность. На современном этапе обновления дошкольной образовательной политики большое внимание уделяется проблемам семьи, семейному воспитанию, сотрудничеству семьи и образовательному учреждению. Семейное воспитание имеет ряд преимуществ.
Оно основано на авторитете родителей; оно индивидуально, воздействует непосредственно на данную личность; любовь к родителям обеспечивает всю полноту чувств ребенка. Дети в неблагополучных, неполных семьях и сироты страдают от недостатка тепла и внимания. В таких семейных условиях дети не могут приобрести достаточный социальный опыт, т.к. они не видят образец общения поколений, умения уступать, уважать интересы других людей. ДОУ — как общественный институт не может заменить семью, решить многие социально-экономические и материальные ее проблемы, она призвана поднимать воспитательный потенциал, авторитет семьи посредством организации продуктивных взаимоотношений с родителями своих воспитанников. В документах Министерства образования и науки РФ рассматривается обновлённая образовательная стратегия по созданию оптимальных условий для успешного воспитательного развития дошкольников, взаимодействию с родителями, социальными партнёрами. Основа социального партнерства «семья – дошкольное учреждение» определяется следующими направлениями:
Но нередко многие родители не совсем чётко осознают свою гражданскую и личную ответственность за развитие, воспитание и обучение своих детей. Есть такие родители, которые считают своей обязанностью обеспечить детей материально, а воспитание возлагают на педагогов. И только совместными усилиями, дополняя и поддерживая друг друга, семья и ДОУ могут достигнуть желаемых результатов. И у родителей, и у педагогов цель одна — благо детей, их полноценное и гармоничное развитие. Развивая в каждом ребёнке индивидуальное, семья и ДОУ подготавливают его к жизни в обществе, социально адаптируют к новому этапу – школьной жизни. Обеспечить такое гармоничное взаимодействие индивидуального и коллективного можно с помощью обновления системы семейно-общественного воспитания. Основная цель всех форм и видов социального партнерства ДОУ с семьей — установление доверительных отношений между детьми, родителями и педагогами, воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать. Выстраивая модель социального партнёрства: Родитель — ребёнок- педагог», педагоги детского сада ищут новые формы и методы взаимодействия с родителями. Наряду с традиционными формами взаимодействия, педагоги ДОУ используют современные подходы к взаимодействию с семьями воспитанников. Это означает, что каждому родителю, педагогу, ребенку предоставлены право и возможность удовлетворять, реализовывать свои интересы, высказывать мнение, проявлять активность. Главное — сотрудничество, а не наставничество. Современные мамы и папы в большинстве своем люди грамотные, осведомленные и, конечно, хорошо знающие, как им надо воспитывать своих собственных детей. Поэтому позиция наставления и простой пропаганды педагогических знаний, сегодня вряд ли принесёт положительные результаты. Гораздо эффективнее будут создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях, демонстрация заинтересованности коллектива детского сада разобраться в проблемах семьи и искреннее желание помочь. Позитивный настрой на общение является тем самым прочным фундаментом, на котором строится вся работа педагогов группы с родителями. В общении воспитателя с родителями неуместны категоричность, требовательный тон. Ведь любая прекрасно выстроенная администрацией детского сада модель взаимодействия с семьей останется «моделью на бумаге», если воспитатель не выработает для себя конкретных форм корректного обращения с родителями. Педагог общается с родителями ежедневно, и именно от него зависит, каким будет отношение семьи к детскому саду в целом. Индивидуальный подход необходим не только в работе с детьми, но и в работе с родителями. Воспитатель, общаясь с родителями, должен чувствовать ситуацию, настроение мамы или папы. Здесь и пригодится человеческое и педагогическое умение воспитателя успокоить родителя, посочувствовать и вместе подумать, как помочь ребенку в той или иной ситуации. Детский сад сегодня должен находиться в режиме развития, а не функционирования, представлять собой мобильную систему, быстро реагировать на изменения социального состава родителей, их образовательные потребности и воспитательные запросы. В зависимости от этого должны меняться формы и направления работы детского сада с семьей. В соответствии с новым законом «Об образовании» РФ, одной из основных задач, стоящих перед детскими дошкольными учреждениями является «взаимодействие с семьёй для обеспечения полноценного развития личности ребёнка». Разработан новый федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГО ДО), который отвечает новым социальным запросам и в котором большое внимание уделяется работе с родителями. В ФГОС говорится, что работа с родителями должна иметь дифференцированный подход, учитывать социальный статус, микроклимат семьи, родительские запросы и степень заинтересованности родителей деятельностью ДОУ. Я думаю, что в настоящее время, когда в обществе и в государстве меняется представление о процессе взаимодействия семьи и дошкольного учреждения, не сотрудничество, а именно партнёрство является наиболее перспективным, эффективным видом взаимодействия педагогов с родителями. Партнёрский уровень взаимоотношений подразумевает взаимовыгодное конструктивное взаимодействие, характеризуется доверием, общими целями и ценностями, а также признанием ответственности сторон за результат. Перед воспитателями нашего детского сада были поставлены следующие задачи:
Для решения поставленных задач и вовлечение родителей в единое пространство детского развития, помимо традиционных форм работы, я использую новые формы работы с семьёй. Вот некоторые из них. Информирование родителей о ходе образовательной деятельности: Дни открытых дверей; Родительские собрания; Групповые и индивидуальные консультации; Выставки детского творчества; Информационные стенды. Особой популярностью среди родителей пользуются: дни открытых дверей, во время которых родителям предоставляется возможность принять участие в образовательной деятельности вместе с детьми: лепить, рисовать, конструировать, заниматься аппликацией. Открытые просмотры очень много дают родителям: они получают возможность видеть своего ребёнка в ситуации, отличной от семейной, сравнивать его поведение и умения с поведениями других детей, перенимать у педагога приёмы обучения и воспитательного воздействия на ребёнка. С целью большей заинтересованностью родителей, мы стараемся применять новые формы проведения родительских собраний – круглый стол, дискуссионный клуб, родительская гостиная, на которых родители имеют возможность высказывать свою точку зрения, принять активное участие в обсуждении вопросов и проблем, обменяться опытом. Обобщение лучшего семейного опыта с использованием информационно-коммуникативных технологий. На родительскую аудиторию огромное влияние оказывает то, что о положительном опыте организации жизни и воспитания детей в семье рассказывает не педагог, а другие родители, испытавшие целесообразность определённых направлений в воспитании и развитии своего ребёнка и достигнувшие определённых результатов. Поэтому выступления родителей с живым интересом выслушиваются и обсуждаются. Образование родителей: Консультации; Мастер-классы; Папки-передвижки; Родительские уголки; Семинары. Важную роль во взаимодействии детсада и родителей играет образование родителей, которое помогает выстроить единую линию в образовании и развитии детей. Так мастер-классы помогают родителям понять и увидеть в самых сложных заданиях простоту, новизну, увлекательность. Совместная деятельность: Досуги, праздники, развлечения; Конкурсы семейных талантов, выставки; Проектная деятельность; Субботники. Одним из самых любимых видов совместной деятельности является участие родителей в досугах, праздниках, развлечениях. Совместная деятельность родителей, педагогов и детей положительно влияет на воспитанников. Дети активных родителей становятся увереннее в себе, проявляют инициативу в тех вопросах, где видят интерес и активность родителей. Родители не сидят на праздниках как зрители, а участвуют в сценках, играх. Живое общение с мамой приносит особое удовольствие детям, а родители погружаются в сказочный мир детского праздника, лучше понимают своих детей. Совместно с родителями организуются выставки, фото коллажи, конкурсы рисунков, поделок, тематические праздники. Участвуя вмероприятиях, родители раскрывают интересы и способности, о которых и не подозревали. Основная цель таких мероприятий – укрепление детско-родительских отношений. С целью приобщения родителей и детей к ЗОЖ, проводятся спортивные встречи. Это «Мама, папа и я, спортивная семья «, «Дни здоровья» и другие. Традицией в нашей группе стало проведение дней добрых дел и акций. Активно принимают родители нашей группы участие в субботниках, в подготовке группы к празднику. Ежегодно проходит акция по сбору макулатуры. Организация взаимодействия с семьёй – работа сложная. Она не имеет готовых технологий и рецептов. Её успех определяется интуицией, инициативой, терпением. Взаимодействие детсада и семьи создают условия для полноценного развития личности ребёнка. У ребёнка развивается чувство защищённости, семейной сплочённости, появляется интерес к истории своей семьи, приходит осознание себя, как полноценного, любимого члена семьи. У родителей расширяются теоретические и практические знания в вопросах воспитания детей, активизируются и обогащаются воспитательные умения, появляется уверенность в собственных педагогических возможностях, укрепляются семейные ценности и традиции. У педагогов устанавливаются партнёрские отношения с семьями воспитанников, создаётся атмосфера взаимопонимания. Семья есть величайшая ценность, именно в ней формируется личность ребёнка. Поэтому мы делаем всё, чтобы родители воспитанников стали нашими партнёрами.
|