Доклад для педагогов «На Урале живут красивые люди» |
Педагогика | |||
Автор: Попова Татьяна Викторовна | |||
23.03.2023 09:34 | |||
Доклад для педагогов «На Урале живут красивые люди» Выполнил: Попова Т.В. Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №157 г. Челябинска» Мы привыкли называть Урал многонациональным. А какой народ на Южном Урале коренной? Задавшись таким вопросом я попыталась выяснить это в книге известного челябинского публициста, писателя Льва Лузина «Планета Южный Урал». В ней в алфавитном порядке показаны народы, живущие в Челябинской области. Это своего рода живая энциклопедия национальностей. И вот, что нам удалось выяснить На территории южного Урала проживает много разных народов и все они по-своему интересны.
Как принято считать. что вся история России – это история переселений, так и Урал был перекрестком, своеобразным коридором, для переселения людей. Поэтому как такового коренного народа на Урале нет. Все народы здесь живущие – пришлые.
Интересно, что значительная часть башкирского населения Урала говорит по-татарски и считает его своим родным языком. Заселение татарами Челябинской области началось с 16 века, после взятия в 1552 году Иваном Грозным Казанской крепости и распада казанского ханства. По татарским преданиям многие в те времена покидали свои дома и уходили в Сибирь, за уральские горы за лучшей долей. На Урале можно было получить землю. Прибывшие с волжских берегов татары селились возле ямщицких станций. Занимались продажей верблюдов, лошадей, овец. Часть мужского населения несла службу в Оренбургских казачьих войсках. Традиционное занятие татар торговля, особенно мелочная штучная, была ими практически монополизирована. С 18 века татары занимали ведущее место в торговле с центральной и средней Азией. Центром торговли стал город Троицк. Водившие караваны татарские купцы оседали в нем. С середины 19 века Троицк стал центром тюркской и мусульманской культуры. Осваивался ими и Челябинск. В нем селились в основном на улице Азиатской (ныне улица Елькина), это были купцы, мещане, бывшие государственные крестьяне. В 19-20 веках в Челябинске действовали крупные торговые заведения татарских купцов, торговавшие в основном мануфактурой, фруктами, мехами. Наиболее богатыми по оформлению и ассортименту товаров считались магазины братьев Якушевых, купцов Ахметова, Валеева. Здания некоторых магазинов сохранились до настоящего времени. В 1899 году купцом Мухамед-Закировым на улице Азиатской была построена мечеть. Есть на Урале еще одна народность с тюркскими корнями — это нагайбаки. Нагайбаки — это крещеные татары. Они потомки казанских татар. После взятия Казани Иваном Грозным часть татар насильно крестили в православную веру и переселили на запад Башкирии. Нагайбаков наделили землей, присвоили звание уральских казаков, освободили от налогов, и они стали служить царю. Позже на этих землях была основана Нагайбакская крепость. Первым ее воеводой был Василий Суворов — отец знаменитого полководца Александра Суворова. О казаках – нагайбаках говорили, что они смелы, ловки, и верны казачьему духу. Казаки – нагайбаки принимали участие во всех войнах России, в том числе и первой мировой. Этот народ одарен, гостеприимен, трудолюбив и обаятелен. Их культура – это смесь русских и татарских традиций. Они празднуют масленицу и пасху и устраивают сабантуй. Пекут пироги с ягодами и готовят татарский суп лапшу на шурпе. В советское время нагайбаков при переписи записывали как русских или татар, а в 1993 году национальность нагайбаков была официально признана. Столица нагайбаков – город Фершампенуаз. Нагайбаки – это национальный уникум на южном Урале. Нагайбаки проживают в Нагайбакском и Чебаркульском районах Челябинской области, а также в Оренбургской области.
Известно, что народ коми живет на северных землях с 1 тысячелетия до нашей эры. Коми нередко называют зырянами, слово зыряне в переводе с коми языка означает живущий на границе. Коми проживающие в таежной области и изначально занимались охотой на наиболее распространенных животных этого района – песца, белку, горностая, и рыбной ловлей. Коми-пермяки появились на территории Пермского края еще в конце первого тысячелетия и с XII века активно торговали с новгородцами. Как и коми, они относятся к финно-угорской группе народностей. В XV веке пермское княжество присоединилось к Москве и с тех пор местные жители не разделяли себя с Россией. Язычники коми-пермяки приняли христианство, но языческие корни искусства сохранились в таком явлении как пермская культовая деревянная резная скульптура.
*
|