Опыт работы по оснащению предметно – развивающей среды, как условие для успешного выполнения коррекционных задач с учетом ФГОС |
Педагогика | |||
Автор: Итальянцева Елена Викторовна | |||
21.03.2023 09:28 | |||
Опыт работы по оснащению предметно – развивающей среды, как условие для успешного выполнения коррекционных задач с учетом ФГОС Итальянцева Елена Викторовна МБДОУ ЗАТО г. Североморск «Детский сад №10» учитель-логопед Мурманская область, ЗАТО г. Североморск Для наиболее эффективного коррекционного процесса серьёзное внимание уделяю созданию полноценной предметно-развивающей среды, обеспечивающей развитие ребёнка в различных видах деятельности в соответствии с требованиями Программы. Правильно организованная предметно — развивающая среда в группе создает возможности для успешного устранения речевого дефекта, преодоления отставания в речевом развитии и позволяет ребенку проявлять свои способности не только на занятиях, но и в свободной деятельности; стимулирует развитие творческих способностей, самостоятельности, инициативности, помогает утвердиться в чувстве уверенности в себе, а значит, способствует всестороннему гармоничному развитию личности. Предметно-развивающее пространство организовано таким образом, чтобы каждый ребенок имел возможность упражняться в умении наблюдать, запоминать, сравнивать, добиваться поставленной цели под наблюдением взрослого.
Организация предметно-развивающей среды для детей, имеющих речевые недостатки Учебная зона Оснащение Образовательная зона и методического сопровождения — Доска (демонстрационная, магнитная с набором букв). - Касса букв и слогов (индивидуальные). - Предметные картинки по изучаемым лексическим темам. - Сюжетные картинки; серии сюжетных картинок. - Наглядный материал для исследования речи (альбомы). - Демонстрационные интерактивные карточки по познавательному — речевому развитию. - Учебно — игровые комплекты: «Слова — иностранцы», «Слова- предметы», «Слова- действия», «Сложные- слова» и т.д. Зона индивидуальной коррекции речи — Зеркало большое с лампой дополнительного освещения. - Зеркала индивидуальные (12 шт.). - Дыхательные тренажеры, игрушки, пособия для развития дыхания (свистки, дудочки, воздушные шары, мыльные пузыри, «султанчики» и т. п.). - Карточки-символы, обозначающих героев артикуляционных упражнений, сборники артикуляционных сказок. Ширма для проведения артикуляционной гимнастики - Картотека артикуляционной гимнастики в стихах. - Пособия для артикуляционной гимнастики с опорой на тактильно-кинестетическую чувствительность. - Картотека игровых упражнений для артикуляционной гимнастики. Кубики для проведения артикуляционной гимнастики - Картотека материалов для автоматизации и дифференциации свистящих, шипящих звуков, аффрикат, сонорных и йотированных звуков (слоги, слова, словосочетания, предложения, потешки, чистоговорки, скороговорки, тексты). - Предметные и сюжетные картинки для автоматизации и дифференциации свистящих и шипящих звуков, аффрикат, сонорных и йотированных звуков. - Настольно-печатные дидактические игры для автоматизации и дифференциации, свистящих и шипящих звуков, аффрикат, сонорных и йотированных звуков в словах и предложениях. - Логопедическое лото для автоматизации и дифференциации звуков Многофункциональная логопедическая развивающая авторская) кукла «Гоша- Говоруша» Многофункциональная логопедическая развивающая игрушка «Лягушка-говорушка» Зона дидактического и игрового сопровождения — Дидактические игры для развития памяти, внимания, мыслительной деятельности, пазлы, трафареты; счетный материал в пределах 10. - Конструктор «Притворщик – ПЛ» — развитие памяти, мелкой моторики, мышления, речи. Многофункциональная игра «Аквариум» (авторское оформление) - многофункциональная авторская игра «Веселые Поварята» Многофункциональная авторская игра «Белка и орешки» Многофункциональная авторская игра «Зайчонок собирает капусту» Многофункциональная игра «Елочка — красавица» (авторское оформление); Многофункциональная авторская игра «Новогодние гирлянды» Картотеки: загадок; скороговорок; пальчиковой гимнастики и координации речи с движением; упражнений для развития дыхания; слухового внимания, силы и высоты голоса, психогимнастики, мимических упражнений, самомассажа мышц головы, шеи, лица, языка. - Игры и упражнения, направленные на формирование предлогов. - Развивающие игры: «Времена года», «Мир вокруг нас». «Делим слова на слоги», «Цвета и краски». - Познавательные игры — лото «Одинаковое — разное», «Собери пословицы» и т.д. Пособия для развития мелкой моторики: «Веселые шнурочки»
Зона технических средств обучения — Интерактивная доска;
- Аудиотека: - Сборник детских песен для автоматизации звуков. - Сборник презентаций артикуляционных гимнастик. (диск мультимедийных презентаций по выполнению артикуляционных гимнастик). - Диск «Трудные звуки» сборник скороговорок, чистоговорок. - Диск с записью «голосов природы» (шум ветра, шум моря, пение птиц и т. п.).
- Фотоаппарат, видеокамера. Такая разнообразная коррекционно-развивающая среда позволяет проводить непосредственно образовательную деятельность и индивидуальную работу в игровой форме с детьми разного возраста и решать различные коррекционные задачи, а нестандартные методические пособия дают возможность повышать интерес к занятиям, активизировать речевую деятельность детей.
|