«Эффективность использования продуктивных видов деятельности как целенаправленный процесс формирования предпосылок к обучению в школе» |
Педагогика | |||
Автор: Зайнуллина Илиза Рашитовна Шаймарданова Гульназ Минсагировна | |||
02.03.2023 14:30 | |||
«Эффективность использования продуктивных видов деятельности как целенаправленный процесс формирования предпосылок к обучению в школе»
МБДОУ №74 «Айсылу», г. Набережные Челны РТ Продуктивная деятельность играет одну из наиболее важных ролей в процессе формирования предпосылок к обучению в школе. Наряду с игровой, продуктивная деятельность составляет значимый комплекс работы в дошкольном образовании, проводимом под руководством педагогов.
Использование продуктивной деятельности сегодня является не просто суммой разнообразных технологий творческой, развивающей работы с детьми, но выступает как комплексная технология поддержки и помощи ребенку в процессе формирования предпосылок к обучению в школе. Предпосылки к обучению в школе подразумевают под собой, достаточно развитую эмоционально-волевую, личностную и интеллектуальную готовность дошкольника. Вопросы формирования предпосылок к обучению в школе являются широким понятием. Обычно выявляется недостаточная сформированность какого-либо одного из компонентов готовности ребенка к обучению в школе. Необходимо создавать педагогические условия коррекции на этапе подготовки ребенка к школе, чтобы устранить возможные отклонения. Под продуктивной деятельностью дошкольников понимают, способ деятельности ребенка, цель которого получить продукт, имеющий конкретный набор качеств. К видам продуктивной деятельности относят:
В дошкольном возрасте наиболее ярко проявляется связь между стремлением создать тот или иной продукт и расширением их познавательных способностей, разных процессов и качеств, эмоциональной области, волевой сферы развития. Происходит наиболее яркое и управляемое развитие свойств характера детей, становление их характера и индивидуальности. В процессе продуктивной деятельности происходит работа всех органов ощущения и восприятия. Значительную роль в развитии творческих способностей играет эмоциональная мотивация ребенка на продуктивную деятельность. Продуктивная деятельность является важной основной частью всестороннего обучения и воспитания дошкольников. Благодаря, творческой продуктивной деятельности — обучению рисованию и лепке, конструированию и созданию аппликации, — происходит наиболее полная и гармоничная выработка положительных качеств в таких направлениях как умственное воспитание, эстетическое развитие, физическое укрепление организма, нравственное и духовное становление личности. Развитие продуктивной деятельности у детей дошкольного возраста на этапе подготовки к обучению в школе предполагает формирование таких качеств мышления, как ассоциативность, диалектичность, системность. В процессе продуктивной деятельности дошкольники ассоциируют – определяют связи и похожие черты в объектах и событиях, которые на первый взгляд невозможно сопоставлять. С развитием ассоциативности, детское мышление становится эластичным и нестандартным. Творчество развивает диалектичность, дети замечают в разнообразных системах противоречия, которые мешают их развитию, и способность ликвидировать эти противоречия. Например, корабль, который не тонет, невзирая на то, что он тяжелый. Художественная деятельность развивает целостное восприятие объекта. Это качество мышления дает возможность увидеть все многообразие свойств предмета, определять на уровне отдельных элементов системы взаимосвязи, выделять степень отношения с другими системами. Благодаря системному мышлению дети могут проследить изменения объекта во времени, выделить функции объектов с учетом их многофункциональности. Занятия продуктивной деятельностью способствуют развитию у ребенка творческого воображения, развивают координацию движений, мелкую моторику, мышление. Основное значение, продуктивной деятельности, состоит в том, что у детей развивается потребность в преобразовании окружающей деятельности, способность к созданию нового. В процессе создания творческого продукта, у детей дошкольного возраста, воображение приобретает произвольный характер, предполагая создание замысла, его планирование и реализацию. Творчество становится особой деятельностью, превращаясь в фантазирование. Дети осваивают приемы и средства создания образов. Продуктивная деятельность переходит во внутренний план, отпадает необходимость в наглядной опоре для создания образов. Во время занятий создаются наиболее благоприятные условия для развития необходимых для учебы в школе качеств: инициативы, усидчивости, трудолюбия, самостоятельности, любознательности и других качеств. С помощью организации продуктивной деятельности возможно значительно повысить уровень формирования предпосылок к обучению в школе – физическое и психологическое здоровье ребенка, психического, умственного, речевого развития. Таким образом, организуя продуктивную деятельность в детском саду с дошкольниками, создавая условия, развивая и совершенствуя психические, умственные, речевые, моторные процессы и творческие способности детей, мы можем говорить о повышении качества процесса формирования предпосылок к обучению в школе.
|