ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МУЛЬТИМЕДИА В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ |
Педагогика | |||
Автор: Стручкова Алина Александровна | |||
01.03.2023 12:54 | |||
ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МУЛЬТИМЕДИА В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ Аннотация: в статье рассмотрены проблемы перехода консервативного образования на этап цифровизации, раскрыта эффективность и особенности применения мультимедийных средств в образовательном процессе с дошкольниками и семьями. Ключевые слова: мультимедиа, мультимедийный образовательный ресурс, информатизация, цифровизация, цифровые образовательные ресурсы, образовательный процесс. Анализ современного образования указывает на то, что актуальным направлением сейчас выступает информатизация и цифровизация образовательного процесса. Дошкольное образование не является исключением из правил. Опрос педагогов и родителей воспитанников показал, что наилучший способ взаимодействия дошкольной образовательной организации и семьи — использование информационных технологий. Консервативные взгляды педагогов на дошкольное образование необходимо переплетать с интенсивно развивающейся системой, которая соединяет в себе быстрое получение информации с цифровых носителей, ее переработку и донесение до подрастающего поколения в виде структурированного материала с помощью различных мультимедиа. Педагог должен не только обладать знаниями в этой области, но и уметь эффективно применять их в своей педагогической деятельности.
Мультимедийные технологии обладают рядом преимуществ: повышают эффективность работы педагогов, снижают общую трудоемкость и уровень утомляемости, экономят время, оптимизируют рабочие процессы, совершенствуют различные формы обучения и воспитания детей, надежно и безопасно обеспечивают информационное взаимодействие с внешней средой. Мультимедиа представляют собой широкий спектр функций: технологию обработки информации, информационный материал, компьютерный программный продукт, статистическую визуализацию (текст, картинка), динамическую информацию (аудио, видео, анимация), компьютерные инструменты для обработки и хранения информации [4]. Рассмотрим виды мультимедийных образовательных ресурсов: 1. Мультимедийные интерактивные презентации, анимированные мультфильмы и дидактические игры. Такой вид цифрового образовательного ресурса позволяет активизировать познавательную активность дошкольников, задействовать различные виды памяти детей (зрительную, слуховую, моторную), последовательно выстраивать введение нового материала с опорой на наглядность, закреплять полученные знания, возвращаясь или останавливаясь на сложных для восприятия моментах, развивать их творческие способности. Кроме того, мультимедийные презентации могут разрабатывать и сами родители, привлекая к творческому процессу детей. Презентации помогают систематизировать накопленные знания, которые впоследствии ребенок может представить своим сверстникам. Яркий пример: при реализации того или иного проекта семья ищет информацию в сети Интернет, готовит презентацию в формате Powerpoint, после чего ребенок представляет собранный материал своим одногруппникам в детском саду и педагогу, что в свою очередь является прекрасным средством развития навыков логической связной речи и формирования у него уверенности в своих силах. 2. Обучающие (развивающие) видеоуроки. Видеоролики являются эффективной формой взаимодействия педагогов как с детьми, так и с родителями. Просмотр дошкольниками развивающих видео позволяет визуализировать введение новых знаний, доступно разъяснять основные понятия, свойства и особенности окружающего мира. Короткие неперегруженные ролики для маленьких исследователей выстраивают обычно таким образом, чтобы кроме получения новых знаний в интересной форме была возможность проверить их усвоение — вводят мини-игру. Преимуществом данного метода обучения является не только красочность, но и четкая озвучка, что помогает понять основной смысл и запомнить новые слова. В работе с родителями видеоролики выступают актуальной интерактивной формой взаимодействия. Педагогом подбираются темы, направленные на решение разных проблем. Такая форма работы позволяет реализовать индивидуальное взаимодействие, предоставлять непрерывную консультационную помощь различной тематической направленности с упором на советы профессионалов (психологов, логопедов, инструкторов и т.д.). Для создания и использования мультимедиа применяют различное оборудование. Кроме компьютеров и ноутбуков широкую популярность сегодня получают: 1. Интерактивные доски. В последнее время они стали универсальным дидактическим средством, реализующим следующие средства:
2. Интерактивные панели представляет собой инструмент работы педагога, который располагается на рабочем стол и позволяет вывести информацию на любую поверхность отображения, например: проектор и экран или плазменная панель. Встроенная программа также позволяет мгновено делать пометки поверх изображений с помощью специального пера/стилуса. 3. Беспроводные планшеты еще более унифицированы, чем интерактивная панель. За счет своих компактных габаритов планшет позволяет педагогу перемещаться по аудитории, держа его в руках. Беспроводные планшеты также хороши при индивидуальной работе с ребенком. Все пометки делаются на планшете с помощью специального пера. За счет внедрения в совместную работу с детьми различных мультимедиа, происходит трансформация методов обучения. Так, словесные методы обучения подаются в виде текстовой информации на экран, который может воспроизводиться диктором; наглядные методы позволяют визуализировать процессы, невозможные для рассмотрения в реальном времени; практические методы обучения в виде упражнений и практических работ выступают в виде виртуальных практических действий, плоскостного и пространственного моделирования; методы контроля упрощены до машинной обработки, что позволяет быстро и объективно дать оценку результатов и скорректировать их. Нужно понимать, что применение в образовании цифровых технологий не может привести к автоматическому повышению качества образования. Кроме неоспоримых преимуществ мультимедиа могут носить и негативный характер при неумелом использовании. В данном случае ответственность за это лежит на административном персонале дошкольной организации, что отражено в современных требованиях законодательства. Руководитель и его заместитель по воспитательной и методической работе обязаны предусмотреть обучение педагогов и специалистов методикам применения и использования цифровых средств в работе с детьми и их родителями. Такими средствами эффективно выступают курсы повышения квалификации, семинары, трансляции педагогического мастерства, организация мастер-классов, педагогических советов и т.д. Так, модель внедрения мультимедийных средств в образовательный процесс детского сада должна выглядеть следующим образом: обучение педагогов и специалистов→установка и настройка мультимедийного оборудования→подготовка материалов (создание) →применение материалов на занятиях→контроль (оценка влияния мультимедиа на качество образовательного процесса) [2]. Итак, мы можем сказать, что продукты мультимедиа включают в себя представление информации с помощью программного обеспечения, наличия нескольких сюжетных линий и использование художественного дизайна. Применение мультимедийных средств в образовательном процессе существенно расширяет функционал педагога и повышает информативность только в том случае, когда воспитатель имеет высокую компетентность в использовании информационно-коммуникационных технологий. Грамотное применение мультимедиа позволит повысить качество и эффективность дошкольного образования, выстроить работу с семьей. Список литературы:
|