СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РАБОТЕ С ПЕДАГОГАМИ ДОУ |
Педагогика | |||
Автор: Белич Наталья Сергеевна, Мельник Лариса Вячеславовна | |||
26.02.2023 10:00 | |||
СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РАБОТЕ С ПЕДАГОГАМИ ДОУ
Качество образования и его эффективность — одна из актуальных проблем современного образования. Ведущую роль в обеспечении эффективности воспитательно-образовательного процесса играет педагог, его профессионализм. Повышение уровня мастерства педагогов — приоритетное направление деятельности методической работы, которая занимает особое место в системе управления дошкольным учреждением и представляет важное звено в целостной системе повышения квалификации педагогических кадров, так как, прежде всего, способствует активизации педагога, развитию его творческой личности.
Проблема повышения профессионального мастерства каждого педагога дошкольного учреждения по-прежнему остается одной из самых сложных. Ни для кого не секрет, что иногда на организацию методических мероприятий тратится много сил, а отдача ничтожна мала. Чем же объяснить все это? Традиционные формы методической работы, в которых главное место отводилось докладам, выступлениям утратили свое значение из-за низкой их эффективности и недостаточной обратной связи. Сегодня надо использовать новые, современные технологии, активные формы работы, которым свойственно вовлечение педагогов в деятельность и диалог, предполагающий свободный обмен мнениями. Перед руководителями ДОУ зачастую стоит вопрос, как сделать, чтобы каждый педагог стал активным, заинтересованным участником работы различных форм профессиональных объединений? Как избавиться от пассивности отдельных педагогов? Как перевести их от репродуктивной деятельности к исследовательской, к формированию умения рефлексировать в процессе познания нового и освоения знакомого материала? Активизация творческой деятельности педагогов возможна через современные, нетрадиционные, интерактивные технологии, методы и формы работы с педагогами, которым свойственно вовлечение педагогов в деятельность и диалог, предполагающий свободный обмен мнениями. В работу с педагогическим коллективом МБДОУ №110 были выбраны такие педагогические технологии:
Результатом работы педагогов нашего ДОУ становится не только реальные знание или умение, важен сам процесс создания творческого продукта. При этом важнейшим качеством этого процесса оказывается сотрудничество и сотворчество. 3. Мастер-класс – хорошо известная в сфере образования форма передачи опыта и познания нового посредством активной деятельности участников, решающих поставленную перед ними задачу, позволяет общаться, активно взаимодействовать, творчески совершенствоваться всем участникам образовательного процесса. Участвуя в мастер-классах педагоги нашего дошкольного учреждения имеют возможность познакомиться с новой технологией, современными методиками и авторскими наработками для дальнейшего повышения уровня саморазвития; приобретают и закрепляют теоретические знания и умения на практике в качестве наблюдения за действиями мастера и повторяют данные действия под его руководством. Взаимодействие всех участников мастер-класса с получением конечного продукта; креативный, высокоинформативный, инициативный, продуктивно – деятельностный подход обучающей формы; объединение неравнодушных людей, их повышенная мотивация к освоению предложенного материала. К участию в мастер-классах мы приглашаем как опытных, так и начинающие педагогов. 4. Педагогический ринг — ориентирует педагогов нашего ДОУ на изучение новейших исследований в психологии и педагогике, методической литературе, способствует выявлению различных подходов к решению педагогических проблем, совершенствует навыки логического мышления и аргументации своей позиции, учит лаконичности, четкости, точности высказываний, развивает находчивость, чувство юмора. Такая форма предусматривает критерии оценки ответов, выступлений и действий участников:
5. Семинар – практикум в нашем дошкольном учреждении планируем ежегодно. Он направлен на повышение уровня практической подготовки воспитателя, совершенствование практических навыков, необходимых в работе с детьми. Тематика строится на запросах воспитателей и связана с задачами годового плана. Семинары помогают повысить научно-теоретический уровень педагогов и совершенствовать их профессиональную компетентность. Проведение таких семинаров позволяет более глубоко и систематично изучить рассматриваемую проблему, подкрепить теоретический материал примерами из практики, показом отдельных приёмов и способов работы. Семинар-практикум отличается тем, что в него включаются практические задания, наблюдения работы коллег с последующим обсуждением. В ходе семинара-практикума предусматривается обсуждение различных точек зрения, дискуссии, создание проблемных ситуаций, которые позволяют в итоге вырабатывать единую позицию по рассматриваемому вопросу. 6. Коучинг–сессия — одна из новейших форм организации работы с педагогическим коллективом. Коучинг (англ. coaching — обучение, тренировки) — метод консультирования и тренинга. В процессе коучинг-сессии педагоги не получают советы и рекомендации, а только отвечают на вопросы, которые им задаёт консультант, и сами находят пути для решения проблем. Это интерактивное общение, развивающее консультирование, дискуссия (вопрос — ответ). Принцип «Сделай за меня» практически не действует. В данном процессе осуществляется индивидуальная поддержка педагогов, которые ставят перед собой задачу профессионального и личностного роста, повышения персональной эффективности. В нашем педагогическом коллективе такую технологию используем в работе с аттестуемым педагогом. Из опыта работы нашего дошкольного учреждения, данная технология может хорошо сработать, если вы выстраиваете взаимодействия разных по статусу педагогов. Хотя первоначальная цель — обучить менее опытного, коучинг не менее полезен и для самого коуча. Когда человек оценивает другого по каким-то заданным параметрам, он начинает оценивать и самого себя. 7. Метод «Модерации» (moderator – посредник, регулятор). Этот метод в нашем дошкольном учреждении позволяет «заставить» людей действовать в одной команде для разработки в кратчайшие сроки конкретных реализуемых предложений, нацеленных на решение проблемы. При использовании этого метода каждый педагог может: сосредоточиться на содержании; действовать целенаправленно; сохранить возможность для импровизации; проявить самостоятельность каждому участнику обсуждения; проводить обсуждение в свободной и коллегиальной обстановке. Метод непроизвольно создает коллегиальную обстановку, не опрос или выступление по очереди, а решение в процессе работы. Метод «Модерации» может применяться как отдельный метод или синтезироваться с Технологией Открытого Пространства (ТОП), которая также предусматривает: активное участие каждого педагога, создание демократической атмосферы, равенство возможностей, открытость и сотрудничество, взаимодействие, общение, развитие и обмен идеями. Технология открытого пространство рассматривается как интерактивный метод успешного стимулирования педагогов на творческую креативную деятельность. Хочу отметить, что в нашем ДОУ данные технологии мы иногда применяем при организации педсовета. При использовании ТОП на педсовете не нужно детально разработанной повестки дня и плана работы, а также дополнительных материалов, они будут только мешать работе. Это принципиальное отличие данной формы организации педсовета от традиционных. Как же организовать работу по методу ТОП? Рассмотрим этапы ОП в синтезе с методом «Модерации»:
8. Одной эффективных технологий, используемой в нашем дошкольном учреждении, является проведение «Аукциона педагогических идей». Цель проведения аукциона — повышение профессиональной компетентности и творческой активности педагогических работников в области применения современных образовательных технологий. Задачи аукциона:
Для нашего педагогического коллектива «Аукциона педагогических идей» является ярким примером обобщения лучшего опыта работы по различным направлениям образовательного процесса, позволяет создать условия для профессионального и личностного развития педагогов, удовлетворения их потребностей в углублении и расширении знаний и умений в организации образовательной деятельности. Благодаря работе различных аукционов в методическом кабинете ДОУ значительно пополнился банк методических идей и эффективных педагогических приемов, способствующих повышению качества образовательного процесса в дошкольном учреждении. Отличительные черты нашего педагогического коллектива — стабильность, работоспособность, профессионализм, инициативность, коллектив педагогов постоянно нацелен на новый, лучший результат. Разработка и применение вышеперечисленных технологий в системе нашего дошкольного учреждения способствует развитию профессиональной компетентности педагогов, повышению их мастерства и педагогической культуры. Практика показала, что работа ДОУ с использованием современных технологий дошкольного образования позволяет повысить качество воспитательно-образовательной работы и мастерство наших педагогов, Постепенно увеличивается количество педагогов, стремящихся к активному саморазвитию, они растут профессионально, повышается уверенность в своих силах.
|