Использование технологии критического мышления с детьми дошкольного возраста |
Педагогика | |||
Автор: Полынкина Эльвира Викторовна | |||
24.01.2023 07:13 | |||
Использование технологии критического мышления с детьми дошкольного возраста Полынкина Э.В. старший воспитатель МБДОУ «Детский сад №45» Чувашская Республика, г. Чебоксары ул. Лермонтова, д.39 «Только те знания прочны и ценны, которые вы добывали сами, понуждаемые собственной страстью. Всякое знание должно быть открытием, которое вы сделали сами». К.И. Чуковский ФГОС дошкольного образования ставит перед педагогами задачу формирования у детей инициативы, самостоятельности и ответственности. Это необходимо для подготовки детей к жизни в современном социуме. Проявить инициативу и ответственность может только самостоятельный и независимый ребёнок. Самостоятельный ребёнок мотивирован к учёбе, выполнению различных заданий и действий. Результаты педагогической диагностики в подготовительной группе показывают овладение детьми необходимыми навыками и знаниями. Такие качества как любознательность, активность, решительность диагностируются, но в комплексе проявляются не часто. Надо понимать, что овладение детьми совокупностью личностных интеллектуальных качеств определяет готовность детей к обучению в школе. Именно совокупность качеств определяет самостоятельность ребёнка и устойчивость его интереса к получению знаний.
Педагогами дошкольного учреждения замечено, что есть дети которые боятся высказать своё мнение и сделать свой собственный шаг — вдруг оно не верное и не получится сделать так как сказал воспитатель? Как часто вы замечали вопросительный взгляд ребёнка и нерешительность действий? Проблема в том, что не все педагоги могут увидеть интерес, инициативу и тем более доверить ребёнку самостоятельную работу по её реализации. Чтобы добиться хорошего результата воспитатель всё покажет и расскажет. Для поддержки детской инициативы педагог сам должен обладать определёнными качествами — терпением и умением применять в работе принцип индивидуализации. Научиться не перехватывать инициативу у ребёнка, а поддержать его в его собственном поиске с помощью вовремя и правильно заданных вопросов, какого либо материала и т.д. Необходимость сформировать у воспитанников позитивное отношение к учебной деятельности, в процессе которой значительно развивается интеллект, мышление, стремление к познанию окружающего мира, нравственные качества личности, является одной из важнейших задач современной педагогики. Технология критического мышления в современном информационном пространстве приобретает особую актуальность. Она позволяет педагогам научить ребёнка проявлять инициативу и развивать ответственность, самостоятельно мыслить в окружающей их действительности, формулировать проблемы и определять цели, даёт возможность оценить свои знания и получить новый жизненный опыт, который плавно накладывается на старый. Ребёнком приобретаются необходимые ему знания и умения для осуществления любого вида деятельности, т. е. критическое мышление даёт толчок для развития мышления творческого. Цель работы старшего воспитателя — привлечь педагогов к использованию технологии критического мышления в работе с воспитанниками. Сделать данную технологию привычной, сформировать умение не перехватывать детскую инициативу и поддерживать творческий интерес воспитанников. Первым этапом стало проведение дискуссии по ознакомлению педагогов с технологией «Критического мышления». В начале дала информацию о самой технологии и личном опыте её использования в проектах с детьми о результатах которого они знают — проект «Дедов памяти верны», «Книга памяти «Помним, гордимся, живём». Далее работа с интернет ресурсами, обсуждение технологии с высказыванием точек зрения и аргументацией к ним. Сопоставление контрастов мнений. Рефлексия с вопросами: «Прозвучало ли сегодня что-то, что заставило вас задуматься», «Что вас сегодня удивило больше всего?», «Что вас напугало? Почему?». Каждый педагог заполнил таблицу по рефлексивной технике критического мышления «Знаю — хочу узнать — узнал». Вторым этапом — конференция «Методы технологии критического мышления». Педагоги рассказывают о выбранном и изученном ими методе данной технологии и проводят небольшую игру с включением педагогов. Рефлексия проводится с теми же вопросами. Третий этап — проведение 2 деловых игр. Роли распределялись заранее: воспитатель — ему давалось задание провести работу с «детьми» подготовительной группы на конкретную тему ( «животные Африки», «зима не даром злится») педагог готовится специально как на занятие; дети — «молодец» (делает всё как скажет воспитатель), «исследователь» (любознательный, но не решительный ребёнок), «знайка» (ребёнок который «всё знает» и везде пытается вставить своё слово), «хулиган» (ребёнок который отвлекается сам и отвлекает других), «рядовой» (ребёнок не имеет своего мнения, ориентируется на других) и арбитры — остальные педагоги. В ходе игры каждый выполняет свою роль. Цель педагога — выявить интерес ребёнка к данной теме или другой, выявленной в ходе занятия и вовлечь в проектную деятельность. Цель детей — не переигрывать, вести себя в соответствии с ролью. Арбитру — найти упущенный момент и прокомментировать его возможности. После каждой игры проводится рефлексия. Вопросы: «Что показалось вам интересным и вы взяли себе на заметку?», «В какой момент стало сложно?», «Что вам не хватило для решения поставленной задачи?». На четвёртом этапе педагоги старшей и подготовительной групп включались в работу с детьми. На пятом этапе подводили итоги с обсуждением результатов работы. Педагоги отметили, что техники «Критического мышления» помогают реально оценить свои знания и дают толчок для движения вперёд и смогли включится в работу по поддержке детской инициативы. В старшей и подготовительной группах воспитатели использовали технику «Знаю — хочу узнать — узнал» с использованием схематичных изображений. Правильная организация деятельности педагога позволила ребёнку правильно сориентироваться в ситуации, высказать свою точку зрения и двигаться к результату контролируя свои действия. В сотрудничестве со взрослыми проведено 3 детских исследования на тему «Мой прадед — герой ВОВ». Организовано выступление в детском саду на акции «Письмо ветерану» при открытии года добровольца и волонтёра с участием представителей всероссийского общественного движения «Волонтёры победы». Работа с педагогами позволила создать позитивное отношение к поиску знаний как у педагогов, так и детей, повысить инициативность, самостоятельность, умение решать организационные проблемы для достижения поставленных целей, самостоятельно собирать информацию об интересующем их вопросе, создавать продукт деятельности. У детей повысилась самооценка и статус в группе сверстников. Проведение такой работы помогло педагогам увидеть детский интерес. Поддержать ребёнка в самостоятельном поиске, развить личностные качества для жизни в современном социуме. Литература.
|