Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Работа с детьми РАС.
Педагогика
Автор: Шаховал Кристина Олеговна   
17.01.2023 08:36

Работа с детьми РАС.Работа с детьми РАС.

«Расстройства аутистического спектра» не является отдельным диагнозом, он обозначает группу состояний, а также отражает идею о высокой вариабельности проявлений и выраженности аутистических нарушений, значительных различий на уровне речевого, когнитивного развития детей этой группы. У части детей особенности взаимодействия с другими людьми отмечаются уже в первые месяцы жизни, вызывая обеспокоенность со стороны близких, хотя члены семьи и не всегда могут озвучить свои тревоги специалистами. Другая часть детей развивается в варианте, приближенному к обычному, а особенности ребенка становятся видны его близким по мере взросления (что часто связывается с возрастанием требований к качеству и содержанию взаимодействия с взрослыми и сверстниками, предъявляемых ребенку по мере взросления), или же происходит регресс в речевом, социальном развитии ребенка, когда близкие замечают у него потерю имеющихся достижений.

 

У аутистов обычно нарушены коммуникативные способности, т.е. способность к общению с другими людьми. Первые признаки детей-аутистов могут выражаться уже в возрасте до 2 лет. Могут проявляться как симптомы легкой формы, когда нарушен контакт глаза-в-глаза, так и более тяжёлые, когда он полностью отсутствует. Как же научить ребенка устанавливать зрительный контакт? Вот данная программа по установление зрительного контакт, она может варьироваться в зависимости от ребенка или дополняться.

Программа «Устанавливает зрительный контакт»

  1. В ответ на имя – сядьте на стул напротив ребёнка. Назовите его имя и одновременно подскажите ему посмотреть на вас (взглядом, жестом), поднеся съедобный или другой осязаемый стимулятор на уровень своих глаз. После того, как ребёнок посмотрит на вас в течение одной секунды, сразу же отдайте ему этот предмет. На последующих занятиях, называя имя ребенка, задерживайте предъявление стимулятора на несколько секунд, отмечая, смотрит ли ребёнок на вас без подсказки. По-разному закрепляйте реакции взгляда без подсказки. На всех остальных занятиях также положительно реагируйте, когда ребёнок смотрит на вас без стимулятора.
  2. В течение 5 секунд – повторите процедуру, описанную в № 1, но удерживайте зрительный контакт в течение 5 сек., прежде чем отдать ребёнку предъявленный стимулятор.
  3. Во время игры – дайте ребёнку игрушку поиграть за столом, сядьте напротив и назовите его имя. Побуждайте его смотреть на вас и закрепляйте правильную реакцию. Постепенно побуждения должны стать все незаметнее. Особенно отмечайте взгляд на вас после очень незаметной подсказки.
  4. На расстоянии – повторите № 3. Но сядьте или встаньте на расстоянии 90 см. Постепенно увеличивайте расстояние и делайте менее очевидными приглашения смотреть на вас.
  5. На просьбу «Посмотри на меня» – произнесите фразу «Смотри на меня», используя те же жесты, что и в п. 1. Как помочь? Поднесите съедобный или осязаемый предмет на уровень глаз ребёнка, чтобы он мог проследить его движение до ваших глаз или осторожно направьте подбородок ребёнка так, чтобы глаза поравнялись с вашими. Убедитесь, что ребёнок смотрит точно на вас, а не на стимулятор.

Инструкция (1-4) Имя ребенка (5) «Посмотри на меня» Реакция (1-5) Устанавливает

зрительный контакт дата введения дата усвоения.

  1. Одна секунда.
  2. Пять секунд.
  3. Во время игры.
  4. На расстоянии.
  5. В ответ на просьбу «Посмотри на меня».

Так же некоторых детей с РАС отсутствует указательный жест. Указательный жест у ребенка с нормой он появляется в возрасте 11-14 месяцев. У детей с ОВЗ особенно не говорящих детей-аутистов он отсутствует, либо не закреплен. Для того чтобы научить ребенка показывать на желаемый предмет, его надо постоянно контролировать, мама должна закреплять дома (обязательно!).

Вот несколько упражнений:

  1. Отдельные предметы. Сидя напротив ребёнка, поднимите предмет (из еды или игрушку), которому ребёнок отдает предпочтение. Скажите: «Что ты хочешь?». Способствуйте тому, чтобы ребёнок указательным пальцем ведущей руки дотронулся до предмета. Сразу же отдайте предмет, позволив с ним играть или съесть. Повторяйте процедуру, всё меньше подталкивая ребёнка. Особо поощряйте реакцию с наименьшей подсказкой с вашей стороны.
  2. Один предпочитаемый и один предмет, которому предпочтение не отдается. Покажите 2 предмета (предпочитаемый и непредпочитаемый). Спросите: «Что ты хочешь?». Способствуйте тому, чтобы ребёнок указательным пальцем ведущей руки дотронулся до предмета. Сразу же отдайте предмет, позволив с ним играть или съесть. Повторяйте процедуру, всё меньше подталкивая ребенка. Особо поощряйте реакцию с наименьшей подсказкой с вашей стороны.

Правила выполнения упражнений с аутистом

  1. Сесть с ребёнком во время игр или во время перекуса.
  2. Показать ему несколько предметов из тех, что он предпочитает (игрушки, закуски и т.д).
  3. Когда ребёнок потянется к желаемому объекту, немедленно взять его руку и сформировать указательный жест, дотронуться его указывающим пальцем до объекта.
  4. Как только ребёнок указал правильно на предмет, отдать ему этот предмет, назвать его и похвалить ребёнка ( «Как ты хорошо показал на...»).
  5. Постепенно убираем подсказку до того момента, пока ребёнок не начнет показывать самостоятельно.

Имитация с предметами — это первый вид имитации, который осваивают дети в младенческом возрасте. Младенцы копируют действия родителей и других близких людей с игрушками и другими предметами. Как научить ребенка с РАС имитации?:

Сидя напротив ребёнка, добейтесь внимания. Предъявите инструкцию: «Сделай это», одновременно демонстрируя движение. Помогайте ребенку, постепенно помогайте все меньше.

(Постучи по столу; Поздоровайся за руку; Покачай головой (нет); Прыгай; Постучи (в дверь); Помаши (рукой)). Не забывает ребенка мотивировать и поощрять, если он сделал правильно.

Эти все методики взяты с ABA-терапии (методика прикладного анализа поведения). Она является единственным методом при работе с детьми РАС. Эта методика основывается на идее, что любое поведение влечет за собой некоторые последствия, и если ребёнку последствия нравятся, он будет это поведение повторять, а если не нравятся, то не будет. При этом подходе все сложные навыки, включая речь, творческую игру, умение смотреть в глаза, и др., разбиваются на мелкие блоки – действия.

Методика учитывает достаточно строгую систему наказаний и поощрений, отчего некоторым родителям начинает казаться, что она похожа на дрессировку, хотя это не так. Нельзя путать дрессировку (обучение ребёнка бесполезным навыкам) и тренировку (формирование полезного навыка посредством повторений). Однако коррекция требует полного доверия со стороны родителей к действиям педагога, иначе результата не будет.

Педагог-психолог Шаховал Кристина

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год