Работа с детьми РАС. |
Педагогика | |||
Автор: Шаховал Кристина Олеговна | |||
17.01.2023 08:36 | |||
Работа с детьми РАС. «Расстройства аутистического спектра» не является отдельным диагнозом, он обозначает группу состояний, а также отражает идею о высокой вариабельности проявлений и выраженности аутистических нарушений, значительных различий на уровне речевого, когнитивного развития детей этой группы. У части детей особенности взаимодействия с другими людьми отмечаются уже в первые месяцы жизни, вызывая обеспокоенность со стороны близких, хотя члены семьи и не всегда могут озвучить свои тревоги специалистами. Другая часть детей развивается в варианте, приближенному к обычному, а особенности ребенка становятся видны его близким по мере взросления (что часто связывается с возрастанием требований к качеству и содержанию взаимодействия с взрослыми и сверстниками, предъявляемых ребенку по мере взросления), или же происходит регресс в речевом, социальном развитии ребенка, когда близкие замечают у него потерю имеющихся достижений.
У аутистов обычно нарушены коммуникативные способности, т.е. способность к общению с другими людьми. Первые признаки детей-аутистов могут выражаться уже в возрасте до 2 лет. Могут проявляться как симптомы легкой формы, когда нарушен контакт глаза-в-глаза, так и более тяжёлые, когда он полностью отсутствует. Как же научить ребенка устанавливать зрительный контакт? Вот данная программа по установление зрительного контакт, она может варьироваться в зависимости от ребенка или дополняться. Программа «Устанавливает зрительный контакт»
Инструкция (1-4) Имя ребенка (5) «Посмотри на меня» Реакция (1-5) Устанавливает зрительный контакт дата введения дата усвоения.
Так же некоторых детей с РАС отсутствует указательный жест. Указательный жест у ребенка с нормой он появляется в возрасте 11-14 месяцев. У детей с ОВЗ особенно не говорящих детей-аутистов он отсутствует, либо не закреплен. Для того чтобы научить ребенка показывать на желаемый предмет, его надо постоянно контролировать, мама должна закреплять дома (обязательно!). Вот несколько упражнений:
Правила выполнения упражнений с аутистом
Имитация с предметами — это первый вид имитации, который осваивают дети в младенческом возрасте. Младенцы копируют действия родителей и других близких людей с игрушками и другими предметами. Как научить ребенка с РАС имитации?: Сидя напротив ребёнка, добейтесь внимания. Предъявите инструкцию: «Сделай это», одновременно демонстрируя движение. Помогайте ребенку, постепенно помогайте все меньше. (Постучи по столу; Поздоровайся за руку; Покачай головой (нет); Прыгай; Постучи (в дверь); Помаши (рукой)). Не забывает ребенка мотивировать и поощрять, если он сделал правильно. Эти все методики взяты с ABA-терапии (методика прикладного анализа поведения). Она является единственным методом при работе с детьми РАС. Эта методика основывается на идее, что любое поведение влечет за собой некоторые последствия, и если ребёнку последствия нравятся, он будет это поведение повторять, а если не нравятся, то не будет. При этом подходе все сложные навыки, включая речь, творческую игру, умение смотреть в глаза, и др., разбиваются на мелкие блоки – действия. Методика учитывает достаточно строгую систему наказаний и поощрений, отчего некоторым родителям начинает казаться, что она похожа на дрессировку, хотя это не так. Нельзя путать дрессировку (обучение ребёнка бесполезным навыкам) и тренировку (формирование полезного навыка посредством повторений). Однако коррекция требует полного доверия со стороны родителей к действиям педагога, иначе результата не будет. Педагог-психолог Шаховал Кристина
|