Компетентность в сфере инклюзивного образования. |
Педагогика | |||
Автор: Хамутова Елена Алексеевна | |||
03.01.2023 15:08 | |||
Компетентность в сфере инклюзивного образования. Равные возможности означают, что каждому в одинаковой мере предоставляется шанс стать некомпетентным. Лоренс Питер Развитие общества не стоит на месте. Чем более развит каждый его субъект, тем более высокие требования предоставляются к его развитию. С каждым годом пересматривается и изменяется система образования. Это обуславливается социально-экономическими, политическими, духовно-культурными преобразованиями. Меняются целевые установки: от «вколоченых знаний» происходит переход к компетентным. В связи с этим особую актуальность приобретает проблема изучения формирования разнонаправленных компетенций у педагогов, которые работают в обычных общеобразовательных организациях.
Данная проблема не является случайной. В контексте внедрения новых стандартов образования, разработки и реализации современных инновационных программ обучения, остро встал вопрос о целесообразности введения инклюзивного обучения. Это в свою очередь требует от педагога овладение не только теоретическими знаниями о тех или иных особенностях, свойственных для обучающихся разного возраста с ограниченными возможностями здоровья или инвалидностью, но и развитие многоаспектных компетенций., расширение функциональных обязанностей и изменение профессионально значимых и личностных характеристик педагога, не независимо от его возраста и стажа работы. Данная ситуация объясняется тем, что в настоящее время, в связи с внедрением разнонаправленных инклюзивных площадок дети с ОВЗ и инвалидностью могут получить образование на таких же условиях, как и их нормально развивающихся сверстники в садах и школах общего типа. Требование к готовности и способности педагогов учить всех детей без исключения, не смотря на их склонности, способности развития, ограничения по здоровью приводят к наличию следующих взаимосвязанных факторов поведенческих реакций педагогов:
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод об актуальности формирования разнонаправленных инклюзивных компетенций у педагогов, работающих на разных ступенях общеобразовательных организаций. В.В. Путин, рассматривая вопрос об инклюзивном образовании отмечал, что «из того, как общество относится к инвалидам, делают выводы о том, насколько оно цивилизовано». Не случайно в ФЗ «Об образовании в российской федерации» в Ст. 5, п.2 прописано, что «Право на образование в Российской Федерации гарантируется независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств». «В целях реализации права каждого человека на образование федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления: создаются необходимые условия для получения без дискриминации качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, для коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов и наиболее подходящих для этих лиц языков, методов и способов общения и условия, в максимальной степени способствующие получению образования определенного уровня и определенной направленности, а также социальному развитию этих лиц, в том числе посредством организации инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья.» (ФЗ «Об образовании в российской федерации» Ст. 5, п.5. 1.) Так же в ФЗ «Об образовании РФ» (Ст. 2, п.27) дано понятие: «Инклюзивное образование – обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей». При этом детям с инвалидностью и с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) предоставляется возможность учиться в общеобразовательных учреждениях, в которых создаются специальные условия. Окружающее пространство адаптируют под ребёнка с ОВЗ: Проводится перепланировка учебных помещений, внедряются новые методики обучения, составляется адаптированный учебный план, водят изменённые методы оценки и многое другое. Так же инклюзию необходимо отличать от интеграции, при которой инвалиды, люди с ОВЗ или особыми образовательными потребностями обучаются в обычных учебных заведениях, но таким детям приходится самим подстраиваться под систему образования, которая остаётся неизменной. Инклюзивное обучение является логическим продолжением идей интегративного обучения. Внедрение инклюзивного образования в современную систему образования, диктует новые требования к педагогам: к их квалификации, к компетентно-личностному подходу в профессиональной деятельности, к его аксиологическому взгляду на детей инвалидов и детей с ОВЗ. поэтому, в условиях инклюзии особое значение придается понятиям профессиональной компетенции и компетентности педагогов. В данный момент в педагогической литературе нет чёткого и единого определения понятия «Компетенция» и «компетентность». В педагогической литературе понятие «профессиональная компетенция» (от лат. сompetentia) – это круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлен, совокупность профессиональных и функциональных характеристик специалиста (Что должен знать? Что должен уметь?). Компетенцию также рассматривают как «наличие теоретических и практических рефлективных способностей, которые позволяют осуществлять целесообразное и ситуативно обусловленное профессиональное поведение» (Е. А. Носачева, 2009). Если обратиться к толковому словарю под редакцией Д.И. Ушакова то мы увидим различия между понятиями компетентность и компетенция: «Компетентность – осведомлённость, авторитетность; компетенция – круг вопросов, явлений, в которых данное лицо обладает авторитетностью, познанием, опытом, кругом полномочий» (Толковый словарь русского языка, 1939). Вместе с понятием «компетенция» используется понятие «профессиональная компетентность» — комплекс профессиональных и личностных качеств специалиста (отношение к детям, к профессии, к себе), который включает в себя систему теоретических знаний и способы их применения на практике, а так же интегративные показатели его культуры. Согласно трактовке Марковой А.К. – профессиональная компетентность – это «сочетание психических качеств, как психическое состояние, позволяющее действовать самостоятельно и ответственно, как обладание человеком способностью и умением выполнять определённые трудовые функции» (А. К. Маркова 1996г). В.Н. Введенский считает, что целесообразность введения понятия «профессиональная компетентность» обусловлена широтой его содержания, интегративной характеристикой, объединяющей такие широко используемые понятия, как «профессионализм», «квалификация», «профессиональные способности» и др. Однако он подчёркивает то, что ещё часты случаи отождествления рассматриваемого понятия с понятием «компетенция». Поего мнению, компетентность – это некая личностная характеристика, а компетенция – совокупность конкретных профессиональных или функциональных характеристик (В. Н. Введенский, 2003). Инклюзивная компетентность – педагогов относится к уровню специальных профессиональных компетентностей. Это интегративное личностное образование, обуславливающее способность учителей осуществлять профессиональные функции в процессе инклюзивного образования. По-настоящему профессионально-компетентным можно назвать педагога, если он на достаточно высоком уровне осуществляет: свою педагогическую деятельность, педагогическое общение и стабильно достигает высоких результатов в обучении и воспитании обучающихся. Профессиональная компетентность педагога инклюзивного образования включает в себя:
Педагог работающий с детьми с ОВЗ должен обладать высоким уровнем регуляции своей деятельности, деликатностью и тактичностью. Исходя из этих требований можно выделить следующие КОМПОНЕНТЫ инклюзивной КОМПЕТЕНЦИИ – Когнитивный компонент – способность педагогически мыслить на основе системы знаний и опыта о познавательной деятельности детей, представление об организации и содержании образовательного процесса в условиях инклюзивного образования, а такжеспособность воспринимать, переабатывать, сохранять и воспроизводить в нужный момент информацию, необходимую для решения практических и теоретических задач инклюзивного образования.. Эмоциональный – аффективные реакции и эмоциональная оценка чувства, переживания, связанные с инклюзивным образованием как объектом социальной установки. Мотивационно-конативный – это совокупность стойких мотивов к работе в условиях инклюзивного образования, направленность к осуществлению эффективного процесса обучения, признание каждого ученика субъектом учебной деятельности, формирование внутренней готовности к позитивному восприятию учеников с ограниченными возможностями здоровья. Коммуникативный – способность педагога организовывать взаимодействие и общение с участниками инклюзивного образовательного пространства, владеть адекватными средствами и техниками общения. Рефлексивный – анализ собственной педагогической деятельности, анализ деятельности обучающегося, анализ взаимодействия педагога и детей в образовательном процессе, анализ результатов образовательного процесса в условиях подготовки и осуществления инклюзивного образования. Рефлексивный компонент является регулятором личностных достижений, поиска личностных смыслов в общении с людьми, самоуправления, а также побудителем самопознания, профессионального роста, совершенствования мастерства, смыслотворческой деятельности и формирования индивидуального стиля работы (С. А. Дружилов, 2005). Технологический – умение исполнения методов и технологий инклюзивного образования для детей с различными образовательными нуждами и разными типами патологий развития. Диагностический – способность постановки точного диагноза уровня формирования ученического коллектива, формирования личности, знаний, умений и воспитанности отдельных обучающихся, состояния педагогического процесса в целом и на отдельных его этапах в условиях инклюзивного образования. Коррекционный – умение корректировать процесс педагогического действия в каждом его этапе, принимая во внимание результаты промежуточной и окончательной диагностики. Прогностический – умение предусматривать результаты тех либо других педагогических поступков в критериях инклюзивного образования. Педагог, занимающийся обучением детей с особыми образовательными потребностями, должен обладать инклюзивной готовностью, он должен психологически и методически быть готов к трудностям в обучении и к созданию специальных условий для таких детей. Отсюда можно сделать вывод, что профессиональная готовность педагога к инклюзивному образованию детей дошкольного возраста – это основное условие успешного осуществления инклюзивного образования детей дошкольного возраста, динамическое, интегративное профессионально-личностное образование, которое характеризуется активной настроенностью и желанием педагога в осуществлении инклюзивного образования детей дошкольного возраста, проявляющееся в наличии и мобилизации специальных знаний, умений и навыков реализации инклюзивного образования. Вопрос о формировании у педагогов общеобразовательных организаций разнонаправленных инклюзивных компетенций не теряет своей актуальности на протяжении многих лет. С каждым годом число детей с ограниченными физическими и психическими возможностями растёт. Вопросы инклюзии являются важными в направлении развития образования многих стран. Стоит учесть и то, что образовательная инклюзия имеет как сторонников, так и противников. Идея включённого образования и воспитания займёт свое место в образовательном процессе только тогда, когда она проникнет в сердца и мысли тех, кто рядом с детьми с ОВЗ,, станет неотъемлемой частью их профессионального мышления.
|