«Молодой педагог (специалист): профессиональный стандарт и векторы развития. Лаборатория профессионального продвижения (ЛПП)» |
Педагогика | |||
Автор: Журавлева Анастасия Михайловна | |||
03.01.2023 16:06 | |||
«Молодой педагог (специалист): профессиональный стандарт и векторы развития. Лаборатория профессионального продвижения (ЛПП)» В настоящее время система российского образования претерпевает существенные изменения. Принятие федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС ДО) в области дошкольного образования ориентирует всех участников образовательного процесса на создание условий для позитивной социализации и индивидуализации ребенка дошкольного возраста, а также его развития в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями. Стандарт нацеливает на переосмысление подходов к организации отношений в сфере образования на основе принципов «личностно – развивающего и гуманистического характера взаимодействия взрослых и детей»
Современные дошкольные образовательные организации призваны обеспечить ребенку гармоничные взаимодействие с миром, правильное направление его эмоционального развития, пробудить стремление к сотрудничеству и положительному самоутверждению. Основу для накопления положительного опыта составляют эмоционально комфортный климат и содержательное, личностно – ориентированное взаимодействие воспитателя с детьми. Взаимодействие, при котором в центре внимания педагога – уникальная личность ребенка, стремящаяся к максимальной реализации своих возможностей, открытая для нового опыта, способная на осознанный и ответственный выбор в разнообразных жизненных ситуациях. Для личностно ориентированной модели воспитания характерны следующие способы взаимодействия взрослых с детьми: признание прав и свобод ребенка, сотрудничество, сопереживание и поддержка, обсуждение, гибкое введение ограничений. Предполагается равенство в отношениях педагога с ребенком, партнерство в системе взаимоотношений «Взрослый ребенок». Личностно ориентированная педагогика предъявляет особые требования к воспитателю. Важнейшие среди них: искренность, позитивное принятие другого человека, эмпатия, эмоциональность. Современный воспитатель — не тот, кто активно воздействует, а тот, кто понимает и чувствует ребенка, создавая условия для его развития. Главное, о чем стоит всегда помнить педагогу, заключается в том, что дети должны испытывать уважение и поддержку во всех своих творческих начинаниях. Процесс организации совместной деятельности должен быть максимально комфортным для ребенка и В нашей дошкольной организации разработана модель личностно ориентированного взаимодействия воспитателей с детьми. Выделяют три основных компонента психологической готовности педагогов к личностному — ориентированному взаимодействию с детьми. Когнитивный – умение осуществлять педагогическую деятельность, овладение навыками взаимодействия с детьми, наличие необходимых знаний для организации образовательного процесса. Эмоциональный – раскрывается через умение регулировать свое состояние, развитый самоконтроль, умение выражать эмоции. Поведенческий – включает в себя умение контролировать свое поведение, ориентацию на предоставление самостоятельности в поведение детей. Для выявления преобладающего стиля воспитания и взаимодействия с детьми среди педагогов МДОУ, использовался опросный метод «Ваш стиль общения», который диагностировал два типа взаимодействия педагога с детьми: личностно – ориентированный и учебно – дисциплинарный. Группа педагогов с выраженной ориентацией на личностно ориентированную модель взаимодействия с детьми разработала и провела ряд методических мероприятий (индивидуальные консультации, обучающие занятия с педагогами, в ходе которых выяснились затруднения в общении, в профессиональной деятельности, определялись характер психолого-педагогической помощи, методы и формы дальнейшей работы с детьми). Результатом консультаций стало выстраивание персональных маршрутов педагогов через модель профессионального развития – «Лаборатория профессионального продвижения». Основной целью этой лаборатории стало обучение и профессиональное продвижение педагогического персонала, формирование базовых компетенций. Было создано три группы: 1. «Лаборатория непрерывных улучшений» Главная функция «Лаборатории непрерывных улучшений» генерировать небольшие предложения по улучшению качества образовательной работы детского сада, в том числе предложения по разработке и апробации действенных и эффективных приемов, универсальных способов работы и уникальных находок в области повышения эффективности педагогического взаимодействия. Лабораторию возглавляет старший воспитатель. Участники – все педагоги. 2. «Лаборатория актерского мастерства» Основная функция этой лаборатории – развитие коммуникативных компетенций и личностных качеств педагогов. Цель: научить педагогов грамотно использовать свой голос, красиво и убедительно говорить, использовать в речи невербальные сигналы в общении. Лабораторию возглавляет педагог – психолог. Участниками могут стать все желающие педагоги. 3. «Лаборатория социально – педагогического проектирования» Основная ее функция — разработка социально – педагогических проектов, связанных с социально-психологическим благополучием одного ребенка или группы в целом, либо проектов, объектом которых могут быть социально-значимые явления. Заказ на такой проект возникает по результатам мониторинговых исследований, запросам родителей и воспитателей. Под руководством социального педагога, воспитатели и специалисты разрабатывают «точечный» проект и контролируют его реализацию в дошкольной организации. Внедрение и реализация личностно – ориентированных технологий в работе воспитателей с детьми позволяют перейти от объяснения к пониманию, от монолога к диалогу, от социального контроля — к развитию, от управления — к самоуправлению. Успешно реализую данные технологии, ребенок одновременно играет, и развивается, и обучается. В процессе совместной деятельности с воспитателем удовлетворяются интересы, потребности, желания ребенка, развивается его творческий потенциал, формируются его личностные качества (активность, инициативность, самостоятельность, креативность). Целевые ориентиры образования выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования. Используя личностно-ориентированные технологии на этапе завершения дошкольного образования, мы воспитываем интеллектуально развитого ребенка, умеющего самостоятельно принимать решения, находить выход из разных ситуаций, способствуем формированию волевой и мотивационной готовности к школе. Представленная модель внутриорганизационного развития персонала (ЛПП) позволяет не только развить педагогические умения педагога (исследовательские, проектировочные, организаторские, коммуникативные, конструктивные), но и в целом способствовать формированию профессиональной позиции, обеспечивая замену традиционных ценностей обучения, на ценности развития личности дошкольника и, следовательно, повышение качества его образования. Позиционная игра «Воспитатель – это профессия или состояние души?» Уважаемые коллеги! Сегодня предлагаю вам задуматься над вопросом: «Каким должен быть воспитатель детского сада?». Ведь в детском саду именно воспитатель является главной фигурой для детей и для родителей. Его профессиональное мастерство, эрудиция, культура, любовь к детям – это качества, от которых зависит результат образовательного процесса. Уважаемые коллеги, давайте подумаем, кто такой воспитатель? Пожалуйста, выразите одной – двумя фразами свое мнение. Теперь я вам предлагаю разделиться на три команды (участникам предлагается мешочек с шарами трех цветов: красный, синий, желтый, игроки наугад достают шарик). Команда педагогов – синие шары, команда родителей — красные шары, команда детей – желтые шары. Все команды записывают качества, характеризующие идеального педагога с точки зрения выбранной роли. По мнениям «родителей», «детей», «педагогов» собирается цветок, с качествами идеального педагога. Наш цветок – портрет идеального педагога, объединивший профессионализм и «душевное» отношение к детям, своему делу. Почти все признают, что воспитание требует терпения, но весьма немногие пришли к убеждению, что, кроме терпения, врожденной способности и навыка, необходимы еще и специальные знания. Это высказывание К.Д. Ушинского следует помнить каждодневно в работе с детьми.
|