Использование координационной лестницы как средство нейропсихологической коррекции детей с ОВЗ. |
Педагогика | |||
Автор: Иризбаева Ирина Александровна Каргина Лариса Владимировн | |||
01.01.2023 15:17 | |||
Использование координационной лестницы как средство нейропсихологической коррекции детей с ОВЗ. СП «Детский сад Алёнушка» ГБОУ СОШ №3 г. Похвистнево Авторы:
Одной из актуальных проблем современного образования остается проблема повышения эффективности коррекционно-образовательного процесса при организации обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья. Ее решение предполагает совершенствование методов и форм обучения, поиск новых, более эффективных путей формирования универсальных учебных действий, которые учитывали бы реальные возможности обучающихся и условия, в которых протекает их образовательная деятельность.
Одним из таких методов является нейропсихологическая коррекция обучения. Опыт отечественных учёных (А. В. Семенович, Е.А. Воробьёва) показывает, что оптимальным является «системный подход коррекции психического развития ребёнка, в котором когнитивные и двигательные методы должны применяться в комплексе с учётом их взаимодополняющего влияния». Именно двигательные методы, активизируют, восстанавливают, выстраивают взаимодействие между различными уровнями психической деятельности. Применение педагогами системы упражнений с нейрокоррекционным воздействием, оказывает положительное влияние на сформированность мозговых процессов детей. Такой подход поспособствует достижению возрастных нормативов в общем развитии и, в частности, речевом. Эффективность нейропсихологического (психомоторного) подхода доказана наукой и практикой. Он является здоровье сберегающей и игровой технологией. Нейропсихологический подход предполагает коррекцию нарушенных психических процессов (внимания, памяти, мышления, речи и др.), эмоционально-волевой сферы ребёнка через движение. Многие исследователи указывают на взаимосвязь психического и моторного развития ребенка. Александр Романович Лурия отмечал, что высшие психические функции возникают на основе относительно элементарных моторных и сенсорных процессов. Например, развивая телесную моторику в подвижных играх, танцах, на занятиях ритмики, при игре на музыкальных инструментах, создаются предпосылки для становления таких процессов как речь и мышление. Использование различных типов двигательной активности в сочетании с текущей логопедической работой является дополнительным ресурсом психомоторной и речевой коррекции. Одним из эффективных тренажеров при нейропсихологическом подходе, является координационная лестница. Координационная лестница – является ценным тренажером для физического воспитания подрастающего поколения. При использовании лестницы у детей наблюдается:
В процессе выполнения физических упражнений, подвижных игр детям предлагаются задания для закрепления и активизации звуков. Игры по типу классики –это тренировка нейродинамики и чёткости моторики. Самые первые упражнения- перешагивание линий. В начале- приставной шаг-вперёд нога к ноге, потом приставной хороводный шаг. С детьми, которые освоили простые шаги, усложняем комбинации с шагами и переходим к простым прыжкам, а потом усложняем прыжки. С детьми, которые освоили базовые шаги, можно отрабатывать пространство, давая голосовые команды, в каком направлении делать шаг- влево, вправо, вперёд, назад. При этом задействовано и аудиальное внимание. Интересный сюжет речевой игры сбалансирует сложность упражнений и регулировку нагрузок. Координационная лестница компактна, убирается в чехол для хранения и переноски. Зоны в проёмах лестницы можно фиксировать, раздвигать и сдвигать на ваше усмотрение в зависимости от поставленных целей и коррекционных задач, что помогает разнообразить образовательную деятельность. Предоставление выбора ребёнку, необычная форма подачи материала, успешное прохождение физических и речевых уровней игры — всё это мотивирует детей. Творческий подход к проведению занятий способствует усвоению материала и своевременному формированию навыков речи и физической активности дошкольников. Целенаправленное и эффективное воздействие на совершенствование физических качеств в дошкольном возрасте является средством качественной и целостной подготовки будущего первоклассника. Примеры игр: На развитие фонематического слуха. Игра «Определи звук» Цель: развивать фонематический слух. Учить определять какой звук назвали (глухой твердый, глухой мягкий, звонкий твердый, звонкий мягкий, гласный), развивать быстроту реакции; развивать координацию движения. Ход игры: педагог называет звук (слово), ребенок должен услышать изучаемый звук, пройти и встать в ячейку на «лесенку с символом нужного звука». На развитие лексико-грамматического строя языка. Игра «Посчитай» Цель: упражнять в согласовании числительных с существительными; упражнять в пролезании в «окошечки» в вертикально или горизонтальном расположенной «лесенке» Ход игры. Два ребенка держат «лесенку» в вертикальном или горизонтальном положении. Ребенок занимают положение перед первой ячейкой на «лесенке». Педагог называет любой предмет, ребенок начинает считать, пролезая в «окошечко» в «лесенке», одновременно считая предмет, заканчивая упражнение в последнем «окошечке». Например: один снеговик, два снеговика и т.д. Игра «Большой – маленький» Цель: развивать умение образовывать существительные с увеличительными, уменьшительно- ласкательными суффиксами с помощью карточек-символов, развивать пространственную ориентацию. Ход игры. Педагог называет слово, а ребенок проходя по лесенке изменяет слово с использованием увеличительных, уменьшительно-ласкательных суффиксов, ориентируясь на карточки символы, при этом выставляет ногу и руку в право или влево. Например: рука – ручка – ручище. На автоматизацию и дифференциацию звуков. Игра «Проговори» Цель: автоматизация звуков в слогах, развивать умение отбивать мяч одной рукой, координация движений. Ход игры: ребенок отбивает мяч на каждой ячейке лестницы, перешагивает и проговаривает автоматизируемый звук в слогах. Игра «Будь внимателен» Цель: дифференциация звуков С, Ш, развивать умение прыгать в бок. Ход игры: ребенок читает слоги, расположенные в ячейках лестницы. На слоги со звуком Ш ребенок прыгает право, со звуком С влево. Игра «Чистоговорки» Цель: автоматизация звуков в связной речи. Ход игры: ребенок повторяет чистоговку и перепрыгивает (пролезает, перешагивает) по ячейкам лестницы на каждое слово. На развитие связной речи. Игра «Закончи фразу» Цель: упражнение в подборе антонимов, упражняться в прыжках. Ход игры. Ребенок занимает место перед «лесенкой». Педагог начинает фразу, ребенок перепрыгивает на двух ногах через 2 ячейки, на третьей прыгает раздвигая ноги и проговаривает окончание фразы, и т.д. Например: — Сосна высокая, а куст … - Зимой холодно, а летом … -Огонь горячий, а лёд … -Река широкая, а ручей … Применение игр помогает достичь следующих результатов:
Регулярное использование тренажёра, повторение упражнений, игр на координацию речи с движением положительно влияет на развитие внимания, мышления, памяти, оказывает благоприятное влияние на развитие речи детей.
|