Взаимодействие педагогов дошкольной образовательной организации в процессе физкультурно-оздоровительной работы |
Педагогика | |||
Автор: Петрова Ольга Алексеевна Костикова Татьяна Викторовна | |||
27.12.2022 19:39 | |||
Взаимодействие педагогов дошкольной образовательной организации в процессе физкультурно-оздоровительной работы В современных условиях развития нашего общества наблюдается резкое снижение здоровья населения. По данным исследований Минздравмедпрома Госкомэпиднадзора России, лишь 14% детей практически здоровы. Этот факт указывает на то, что дети раннего и дошкольного возраста подвержены серьезным перегрузкам и испытывают определенные трудности при процессе адаптации к новым условиям детского сада. На первый план выступает не только задача физического развития детей, сохранения и укрепления их здоровья, но и воспитания у них потребности в здоровье, как жизненно важной ценности, сознательного стремления к ведению здорового образа жизни. Охрана и укрепление здоровья детей — одно из ведущих направлений деятельности ДОУ, поскольку полноценное физическое развитие и здоровье ребенка — это основа формирования личности, только здоровый ребенок способен на гармоничное развитие. Исходя из принципа «здоровый ребенок-успешный ребенок», невозможно решение проблемы воспитания социально адаптированной личности без осуществления системы мероприятий по оздоровительной работе и физическому воспитанию детей.
В настоящее время в дошкольных учреждениях практикуется организация НОД по физической культуре и физкультурных досугов при совместном участии инструктора по физической культуре и воспитателя. Однако зачастую последний просто присутствует на мероприятии, не проявляя интереса к происходящему. Воспитатели объясняют это тем, что если в ДОУ есть инструктор по физической культуре, то именно он и отвечает за физическое развитие дошкольников и организацию соответствующих занятий или досугов. Исследования ученых (Н. Н. Авдеева, Г.М. Андреева, А.А. Бодалев, М.И. Лисина, Н.Н. Обозов, Т.А. Репина, А.А. Рояк, Е.О. Смирнова, Е.В. Субботский, Н.А. Хаймовская, В М. Холмогорова, и др.) доказывают, что развитие ребенка возможно лишь во взаимодействии с саморазвивающимся педагогом. А педагогическое взаимодействие – это процесс, происходящий прежде всего между воспитателем и воспитанником в ходе образовательной деятельности и направленный на развитие личности ребенка. Однако анализ массовой практики показывает, что развивающий потенциал педагогического взаимодействия явно недооценивается педагогами и не реализуется в полном объеме. В одних случаях педагогическое взаимодействие ориентировано на решение воспитательных и дидактических задач образования ребенка, в других – разворачивается как процесс воздействия и решения педагогом задач, не ориентированных на возможности и особенности детей. Эффективность физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном учреждении обеспечивается в результате сотрудничества инструктора по физической культуре и педагогов. Одним из важных факторов, влияющих на эффективность воспитательно-образовательного процесса в дошкольном учреждении, является рациональность организации взаимодействия воспитателя и инструктора по физической культуре, воспитателя и музыкального руководителя, воспитателя. Особого внимания заслуживает совместная работа воспитателя и инструктора по физической культуре. В ДОУ рекомендуется использовать следующие формы двигательной деятельности. Все перечисленные формы двигательной деятельности направлены на укрепление здоровья и всестороннее физическое развитие детей. Решение данных задач осуществляется в рамках физкультурно-оздоровительной работы непосредственно в ходе образовательной деятельности и режимных моментов. При этом важна согласованность действий педагогов и специалистов В настоящее время в дошкольных учреждениях используются занятия физической культурой и физкультурных досугов при совместном участии инструктора по физической культуре и воспитателя. На физкультурных занятиях и в течение дня педагогами должен осуществляться индивидуальный подход к детям: при определении нагрузок учитываться уровень физической подготовки и здоровья, особенности пола ребенка. Для осуществления этой задачи необходимо взаимодействие воспитателей ДОУ, инструктора по физкультуре и медицинского работника. Медицинский работник исследует карту ребёнка — даёт сведения о нарушениях его здоровья. Инструктор по физкультуре — даёт рекомендации по профилактике и коррекции данных нарушений, в то же время на общих физкультурных занятиях проводит групповую профилактику, коррекцию общих нарушений здоровья, информирует о здоровом образе жизни. Взаимодействие педагогов в процессе физкультурно-оздоровительной работы в первую очередь взаимодействие заключается в том, что воспитатель присутствует на физкультуре и является помощником для инструктора. Одежда должна быть удобная для выполнения и показа упражнений (в идеале — это спортивный костюм). Воспитатель обеспечивает безопасность, подстраховку при выполнении упражнений детьми (например, ходьба по мостикам, выполнение упражнений на гимнастической лестнице, гимнастических снарядах и т. п.). По сути, педагог является ассистентом инструктора по физкультуре Немало важно и то, что присутствие воспитателя на физкультуре даёт представление и знание программного содержания непосредственной образовательной деятельности физкультура, с целью совершенствования навыков детей в режимных моментах и совместной деятельности, при проведении коррекционной работы с детьми, имеющими низкие показатели физического развития. Коррекционная работа прописывается в планировании календарного плана. Педагог контролирует щадящий режим для детей, пришедших после болезни. Сообщает о таких детях инструктору по физической культуре. Как показывает практика, многие воспитатели не знают, чем они могут быть полезны в процессе проведения физкультурно-оздоровительных мероприятий. Между тем от активного участия воспитателя, его взаимопонимания и взаимодействия с инструктором по физической культуре зависит конечный результат и достижение таких целей, как повышение двигательной активности детей, формирование у них двигательной культуры, положительного эмоционального настроя. Использование сюрпризного момента является приоритетным в работе с детьми дошкольного возраста, для воспитателя содержание предстоящего мероприятия должно быть заранее известно. Для этого накануне инструктор по физической культуре должен ознакомить его с содержанием занятия физической культурой или досуга, обсудить организационные моменты. Организует и проводит занятие специалист. Задача воспитателя — помогать инструктору по физической культуре, осуществлять страховку дошкольников следить за качеством выполнения упражнений и дисциплиной, а также проводить индивидуальную работу с ослабленными детьми:
К педагогу предъявляются те же требования, что и к дошкольникам обязательное наличие физкультурной формы и соответствующей обуви. В ходе вводной части занятия физической культурой воспитатель вместе с детьми под руководством специалиста выполняет запланированные виды ходьбы и бега. В основной части занятия физической культурой, во время выполнения общеразвивающих упражнений дошкольники усваивают показанное инструктором по физической культуре движение и действовать в соответствии с показом технически правильно. Функция воспитателя на данном этапе — оказание индивидуальной помощи ребенку, который в ней нуждается. Педагог может помочь ему принять правильное исходное положение или исправить неверно выполненное движение. Если дети выполняют общеразвивающие упражнения в колоннах, то инструктор по физической культуре контролирует правильность выполнения упражнений в передних рядах, а воспитатель — в задних. Существуют разные способы организации детей во время проведения занятий физической культурой: фронтальный, групповой, индивидуальный, круговой тренировки. При использовании каждого из них функции педагогов также могут быть распределены (рисунок 2). Во время проведения подвижных игр воспитатель, как и инструктор по физической культуре, должен знать игру, заранее усвоить ее правила и выучить с детьми слова, если они предусмотрены. Участие воспитателя в подвижных играх и игровых упражнениях улучшает эмоциональный настрой дошкольников, оказывает положительное влияние на повышение уровня их двигательной активности. В заключительной части занятия физической культурой специалист подводит итоги. Таким образом, распределение обязанностей при совместной работе инструктора по физической культуре и воспитателя может быть следующим (рисунок 3): Для совершенствования двигательных навыков воспитатель в тесном контакте с инструктором по физической культуре организует в группах и на территории ДОУ развивающую двигательную среду, при этом учитываются возрастные особенности детей и их интересы. Инструктор по физической культуре должен оказывать помощь воспитателям по различным вопросам физического развития дошкольников подбирать упражнения для утренней гимнастики, бодрящей гимнастики, физкультминуток, организовывать игры на прогулке, оформлять рекомендации для родителей по организации двигательной деятельности детей в семье. При проведении физкультурных досугов, праздников, дней здоровья и других мероприятий воспитатель и инструктор по физической культуре взаимосвязаны. Подготовительную работу выполняет инструктор по физической культуре, а воспитатель оказывает ему помощь на каждом из перечисленных этапов. Еще одним примером сотрудничества инструктора по физической культуре и воспитателя является организация прогулок и походов с детьми. Специалист заранее готовится к проведению похода, совместно с воспитателем разрабатывает его план и маршрут, предусматривая на пути места для отдыха и игр, подбирает инвентарь. Развивающий потенциал взаимодействия педагога с детьми в разные режимные моменты в процессе формирования привычки к здоровому образу жизни. Модернизация отечественного образования ориентирована на существенное обновление целей, содержания, способов и форм организации педагогического процесса на всех ступенях непрерывного образования человека. Одной из приоритетных задач нового этапа реформы системы образования становится сбережение и укрепление здоровья детей раннего и дошкольного возраста, формирование у них ценности здоровья, здорового образа жизни, выбора образовательных технологий, адекватных возрасту, устраняющих перегрузки и сохраняющих здоровье детей. Таким образом, эффективность физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ зависит от взаимодействия и взаимопонимания всего педагогического коллектива Список литературы
|