Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

«Создание ситуации успеха»
Педагогика
Автор: Сабирова Полина Анатольевна   
20.12.2022 21:52

«Создание ситуации успеха»«Создание ситуации успеха»

Сабирова Полина Анатольевна

Аннотация. Статья посвящена актуальной теме создания ситуации успеха для детей дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации.

Ключевые слова: успех, успешность, дети дошкольного возраста, детский сад, воспитатели.

В условиях реализации ФГОС развитие дошкольного образования переходит на новый качественный уровень, который направлен на сохранение самоценности дошкольного детства, развитие творческих способностей каждого ребенка, помощь в адаптации и социализации в обществе, формирование у детей уверенности в свои силы, потребности к активной созидательной деятельности, поэтому важным условием повышения эффективности воспитательного-образовательного процесса является поиск путей оптимизации педагогического взаимодействия.

 

Принципиально важной стороной в работе педагога является позиция ребёнка, его отношение к ребёнку. Создание ситуации успеха для каждого воспитанника, вера в его таланты, ум, силы и возможности будет способствовать формированию у ребенка адекватной самооценки, позволит ему чувствовать себя защищенным и успешным в мире.

Согласно определению толкового словаря, успех – это «удача в достижении поставленных целей, положительный результат действий». Второе значение этого слова – «общественное признание, то есть признание, которое мы получаем от других людей». Дошкольник еще только начинает свой жизненный путь, и еще, возможно, рано говорить об его успехах или неуспехах. Все, что умеет делать ребенок в этом возрасте, — есть результат его научения. И, тем не менее, мы, педагоги, замечаем, как некоторые дети отказываются от подвижных игр, потому что чувствуют себя неуспешными в них, перестают рисовать, потому что считают, что у них ничего не выходит, не выступают на праздниках, так как не могут выучить стихотворение наизусть. При этом сами дети, замечают, как восхищаются рисунками их ровесников, как аплодируют танцорам и актером, участвующим в сценках. Чувство успешности ребенка-дошкольника зависит от многих скрытых причин, среди которых можно назвать:

  • поведение родителей, которое зачастую перенимают дети
  • темперамент ребенка, его оптимизм, жизнерадостность, которая так же влияет на его активность и определяет отношение самого ребенка к удачам и неудачам
  • характер ребенка, так стеснительность, застенчивость, замкнутость будет влиять на его деятельность, заставлять оставаться в стороне от досуговых, культурных программ, уклоняться от участия в конкурсах, праздниках в роли активных исполнителей.
  • опыт ребенка в определенной деятельности, ведь не секрет, например, что ребенок, хорошо владеющий мячом, чувствует себя успешным в подвижных играх
  • отношение к успеху или неуспеху его воспитателей, родителей, близких, а также других детей из его социального окружения
  • развитие его самооценки, так ребенок с заниженной самооценкой часто будет находить изъяны в свое деятельности, сравнивать себя с другими.

То есть причин, по которым ребенок может почувствовать свою не успешность, у него достаточно много. Что в этом случае может сделать педагог? Конечно, на темперамент ребенка воспитатель повлиять не сможет. И вряд ли удастся замкнутого и застенчивого ребенка привлечь к участию в театрализованном действии. Следует отметить, что и сам ребенок, наверное, не может быть успешным во всех видах деятельности.

Использование педагогом ситуации успеха в ежедневной работе, ориентируемых на личность ребёнка, на развитие его способностей, опыта в той или иной деятельности является важным условием эффективности формирования у ребенка чувства успешности, которое особенно важно ощущать, чтобы быть счастливым.

Н. В. Пчелина отмечает, что «успех должен быть доступен каждому ребенку. Если ребенку удастся добиться успеха в детском саду, то у него есть все шансы на успех в жизни, и он настаивает на том, что если ребенка лишить веры в себя, то очень трудно надеется на его светлое будущее. Ведь добиваясь успеха, ребёнок испытывает внутреннее удовлетворение, у него появляется уверенность в собственных силах, желание не только познавать, но и преодолевать возникающие трудности» 1.

Можно говорить о том, что грамотный педагог стремится так организовать деятельность, чтобы каждый воспитанник чувствовал себя успешным. Поэтому и в образовательной деятельности и в режимных моментах необходимо стремиться к созданию индивидуальных и групповых ситуаций успеха.

Примером индивидуальной ситуации успеха, является поощрение педагога того или иного действия, которым овладел дошкольник ( «Алеша, ты молодец, я вижу, еще вчера ты не умел сам обуваться, а теперь это делаешь без посторонней помощи»). Примером групповой ситуации успеха является коллективная работа детей в ходе проекта, подготовки к празднику или к выставке рисунков. Педагог, отмечая достижения каждого, акцентирует внимание на том, что благодаря совместным усилиям удалось так красиво украсить группу, подготовить праздник или оформить выставку.

Для создания ситуации успеха необходимо выполнить ряд этапов.

− вначале в ходе наблюдения воспитатель замечает те ситуации, в которых ребенок чувствует себя неуверенно, отмечает так же в каких сферах жизнедеятельности ребенок может проявить способности и пережить успех;

− затем воспитатель проводит анализ причин неуспеха в той или иной деятельности (например, ребенок отказывается выступать с защитой проекта, потому что считает, что его работа выполнена хуже других);

− воспитатель проводит анализ возможностей ребенка достичь успеха в этой деятельности;

− воспитатель совместно с родителями и с самим ребенком разрабатывает стратегию развития у ребенка чувства успешности, при этом необходимо также выяснить отношение родителей к той или иной деятельности ребенка, например, родители отдали ребенка заниматься футболом, а малышу это вид спорта не интересен.

− воспитатель строит прогноз на успех и поражение (замечает, кто из детей имеет преимущества, а кто может оказаться в позиции постоянного поражения);

− воспитатель осуществляет проектирование ситуации, в которых неуспешный ребенок начинает переживать успех.

Создавать ситуацию успеха у детей необходимо на каждом занятии и в каждом виде деятельности: во всех режимных моментах, в продуктивных видах деятельности, в подвижных играх, в процессе организованной образовательной деятельности, в процессе самостоятельной деятельности детей. Технология создания ситуации успеха предполагает ежедневное использование специальных приемов в разных направлениях:

  • поощрение ( «Я знаю, у тебя получится»)
  • похвала ( «Сегодня ты молодец!»)
  • подбадривание ( «Я верю в твои силы»)

- успокоение ( «Я понимаю, ты расстроен, я бы тоже очень расстроилась, если бы у меня не получился рисунок»).

Участие детей в конкурсах, вручение грамот победителям – является довольно спорным моментом. С одной стороны – это общественное признание среди других детей. С другой стороны, ребенок, не получивший грамоту, будет чувствовать поражение. Если и вручать грамоты – то нужно всем, каждому за определенную заслугу.

Для каждого ребёнка воспитатель должен создать индивидуальную ситуацию успеха с учётом его стремлений и отношений к успеху и неудаче.

В нашей практике мы используем следующие ситуации успеха:

«Поверь в себя».

Цель: повышение самооценки у детей, уверенности в себе.

Методы и приемы: социально-коммуникативные игры на развитие уверенности, в ходе которых вселяем в ребёнка уверенность, что среди сверстников ему будет хорошо.

«Твои планы на день».

Методы: проведения утреннего круга, где создаём положительный эмоциональный настрой, помогаем детям спланировать свою деятельность, обсудить результаты ее достижения.

«Сказка перед сном».

Цель: формирование позитивного миропринятия, веры в свои силы и возможности.

Методы: сказкотерапия.

«Мои успехи»

Цель: фиксация успехов детей.

Методы: оформление доски достижений, где дети в течение недели получают звёздочки, за достижения в разных видах деятельности.

Мы используем следующие педагогические приёмы, которые помогут создать ситуацию успеха:

− снятие страха ( «Я сейчас конкурс самых бесстрашных, нужно не просто рассказать стихотворение наизусть, а сделать это весело, смешно, комично, кто попробует?»);

− рассказывание реальных или выдуманных историй, позволяющих ребенку почувствовать, что у других людей бывают аналогичные проблемы ( «Один мой знакомый мальчик тоже боялся рисовать, думал, что у него не получится. Однако он впоследствии стал знаменитым художником, который подарил миллион алых роз одной актрисе, про него даже есть песня..»);

− формирование мотивации к достижению успеха, при этом вместе с целью и описанием предполагаемого результата мы объясняем ребенку, ради чего или кого это делается ( «Я знаю, ты не любишь играть в нашем театре, но в школе, возможно придется отвечать у доски и даже читать стихотворения перед всем классом. Может тебе сейчас научиться это делать?»)

− персональная исключительность ( «Только ты и мог бы помочь мне так хорошо расставить игрушки…»)

− авансирование успешного результата с помощью фраз ( «Я знаю, что пройдет еще несколько лет и по рисованию ты будешь получать одни пятерки, потому что ты очень хорошо смешиваешь краски»);

− оценка полученного результата, при котором ребёнок почувствует радость успеха ( «Дети, посмотрите, у Алеши очень хорошо получилось слепить вот эту уточку…»);

− скрытая инструкция ( «Я бы, например, сначала так сделала, а потом вот так…»).

Для формирования у детей чувства уверенности используем вовлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс. В ходе мастер-классов, семинаров ( «Как развить у ребенка уверенность в себе», «Как научить не бояться и ставить цели») повышаем родительскую компетентность и привлекаем родителей к созданию ситуации успеха через организацию следующих форм работы:

− совместное участие в детских праздниках и досугах, викторинах;

− демонстрация результатов детской деятельности в Дни открытых дверей;

− выставки детских работ, изготовленных вместе с родителями «Здравствуй, Осень», «Ракеты летят в космос», «Первая буква имени моего ребенка», «Семейный вернисаж»;

− совместные экскурсии «Лесные горизонты», «Ботанический сад», «Что растет на лугу?»;

− общие и групповые родительские собрания «Формирование позитивной самооценки у детей дошкольного возраста», «Социализация дошкольников через создание ситуации успеха», «Роль успеха в развитии творческих способностей»;

− совместное создание предметно-развивающей среды, создание дидактических игр руками родителей, макетов, пособий;

− беседы с детьми и родителями о взаимовыручке, о семейном взаимоуважении, о помощи друг другу.

В результате создания ситуации успеха дети становятся уверенные в себе, у робких детей налаживаются и постепенно увеличиваются контакты в общении со сверстниками. Дети проявляют самостоятельность в разрешении многих конфликтов.

Список литературы

  1. Белкин А. С. Ситуация успеха. Как ее создать: книга для учителя. М.: Просвещение, 1991. 168с.
  2. Дятлова О. А., Бондаренко М. В. Федеральный проект «Успех каждого ребенка»: управление творческой самореализацией (на примере учащихся Центра развития творчества г. Губкина) // Молодой ученый. — 2019. — № 17. — 214–216 с.
  3. Пчелина, Н. В. Создание ситуации успеха у дошкольников как необходимое условие внедрения ФГОС / Н. В. Пчелина, Ю. В. Карих. // Молодой ученый. — 2021. — № 8 (350). — С. 51-52. — URL: https: //moluch. ru/archive/350/78648/ (дата обращения: 28. 09. 2022).
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 40 (356) выйдет
5 ноября 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год
Скачать Номер 32 (348) за 2024 год
Скачать Номер 31 (347) за 2024 год
Скачать Номер 30 (346) за 2024 год
Скачать Номер 29 (345) за 2024 год
Скачать Номер 28 (344) за 2024 год
Скачать Номер 27 (343) за 2024 год