Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

«Игра дошкольника в современном мире»
Педагогика
Автор: Пивоварова Антонина Ивановна Сухина Елена Анатольевна   
20.12.2022 01:53

«Игра дошкольника в современном мире»«Игра дошкольника в современном мире»

Авторы:

  • Пивоварова Антонина Ивановна, воспитатель;
  • Сухина Елена Анатольевна, воспитатель

МБДОУ «Колокольчик» п. Чернянка, Белгородской области, Россия.

Всё чаще в современном мире не находится у взрослых времени а порой и желания поиграть с ребёнком. Многие даже считают, что это пустое времяпрепровождение и не достойно, чтобы взрослый человек обращал внимание, во что играет его ребёнок, или как он это делает. Но тем не менее игра являлась и является основой психического развития ребёнка в период дошкольного детства.

 

Игра ребёнка дошкольника развивается под влиянием воспитания и обучения, зависит от приобретения знаний и умений, от воспитания интересов.

Многие отечественные и зарубежные психологи считают, что никто не разовьёт творческие способности ребёнка лучше, чем он сам. Тем не менее перед взрослым стоят задачи:

  • развивать игру ребёнка как деятельность
  • использовать игру как средство воспитания детского коллектива и отдельного ребёнка.

«Взрослые могут иметь только одно влияние на игру, не разрушая в ней характера игры, а именно — доставление материала для построек, которыми уже самостоятельно займётся сам ребёнок. Но не должно думать, что этот материал весь можно купить в игрушечной лавке. Вы купите для ребёнка светлый и красивый дом, а он сделает из него тюрьму. он будет переделывать и перестраивать купленные вами игрушки не по их назначению, а по тем элементам, которые будут вливаться в него из окружающей жизни, и вот об этом-то материале должны больше всего заботиться родители и воспитатели».

В игре дети должны приобретать положительный социальный опыт, вот почему необходимо, чтобы в ней находили отражение любовь взрослых к труду, дружба, взаимопомощь и так далее. Однако игра также может быть источником формирования и отрицательного опыта, когда одни и те же дети выступают как организаторы, берут себе главные роли, подавляя самостоятельность и инициативу других; в игре может найти отражение и отрицательные стороны жизни взрослых. Воспитатель должен обеспечивать накопление положительного опыта социальных отношений.

Игра даёт взрослому возможность узнать и понять внутренний мир ребёнка. Игра может опосредовать диалог с ребёнком. Игра помогает сделать образовательный процесс более увлекательным и мотивированным.

Через игру взрослый может помочь ребёнку пережить и осмыслить различные ситуации его жизни и найти новые способы поведения в них.

Постоянное расширение знаний детей об окружающей жизни, обогащение их впечатлений — одно из важнейших условий развития полноценной игры в той или иной группе детей. «Изображая Робинзона Крузо или какого- нибудь другого героя, ребёнок-искатель приключений выходит за пределы своего настоящего Я и за пределы своего повседневного мира. Разыгрывая свою роль, он в своём воображении изменяет всё окружающее, и она приобретает тот вид и смысл, который в данный момент требуется в этой роли» — Дж. Селли.

Именно роль и органически с ней связанные действия представляют собой основную, далее неразложимую единицу развитой формы игры. Р. И. Жуковская изучая влияние дидактических игр на самостоятельные игры детей, отмечала, что, экскурсия в магазин хотя и заинтересовала детей, но в целом не повлияла на их игры. Впоследствии детям была предложена дидактическая игра магазин, где дети увидели многообразие действий продавца, взаимоотношение продавца и покупателей, вежливое обращение друг с другом. В процессе проведения дидактической игры у детей обнаружился большой интерес к роли продавца и кассира, все хотели быть ими. Р. И. Жуковская указывает, что под влиянием экскурсии и главным образом дидактической игры в магазин возникли многообразные варианты ролевых игр с покупкой и продажей разных предметов. Таким образом, оказалось, что, после того как детям были раскрыты отношения продавца и кассира с покупателями, эти роли оказались для них привлекательными.

Т. А. Маркова исследуя влияние детской художественной литературы на игры детей, выяснила, что, не всякое произведение художественной литературы оказывает влияние на возникновение игры у детей. Только те произведения, в которых в яркой и доступной художественной форме описаны люди, их деятельность, поступки и отношения с другими людьми, вызвали у детей желание воспроизвести в игре их основное содержание.

Немаловажным для развития сюжетно-ролевой игры является педагогический целесообразный подбор игрушек и игровых материалов, что создаёт «материальную основу» игры, обеспечивает развитие игры как деятельности, педагог, организуя хранение игрушек, должен также учитывать развитие игровой деятельности. В младших группах наиболее целесообразно хранить игрушки так, что бы они находились в поле зрения ребёнка — в игровых уголках. Ведь игрушка стимулирует игровой замысел малыша, поэтому она должна быть видна и доступна. В зависимости от того, какая игрушка попадёт в руки ребёнка, он становится доктором, шофёром, или учителем.

В средней и старшей группах такой необходимости нет, т. к. дети в подборе игрушек идут от замысла игры. Но дети обязательно должны знать, какие игрушки имеются в группе, места их хранения и поддерживать соответствующий порядок. В старших группах игрушки могут быть скомплектованы по темам (для игры в больницу, почту, путешествие и т. д.). Наличие таких готовых комплектов, состоящих из самых необходимых игрушек, позволяет детям быстрее развернуть игру, подобрать дополнительные игровые материалы. Такой набор игрушек должен составляться воспитателем совместно с детьми по мере развития игры, а не даваться детям только в готовом виде. Дети совместно с воспитателем могут изготавливать сами игрушки-самоделки.

Для правильного руководства играми воспитателю необходимо изучать интересы детей, их любимые игры, полноту и воспитательную ценность бытующих в группе игр; знать, как объединяются дети в игре; кто с кем любит играть; какова нравственная основа этих объединений, их устойчивость, характер отношений в игре. Влияние воспитателя на выбор игры, игровые действия, заключается в том, что он поддерживает интерес к игре, развивает инициативы детей, приучая их задумываться над темой игры, самостоятельно выбирать наиболее интересную. Если игра затухает, педагог сам может, взяв роль, начинает участвовать в игре, расширяя этим ход игры. Это сближает педагога с детьми, и позволяет реализовать необходимые педагогические задачи. Таким образом, успешное осуществление игровой деятельности возможно при умелом руководстве педагога, который способен сделать сюжетно-ролевую игру увлекательным процессом для детей.

Игра имеет колоссальный развивающий потенциал при условии, если остаётся самостоятельной деятельностью детей. Сюжеты детских игр — отражение окружающей их социальной жизни во всей её полноте и многообразии. Источниками для них становятся не только сцены из взрослой жизни, но и прочитанная сказка, увиденный мультфильм, спектакль. Игры детей постоянно меняются, как меняется окружающая действительность. В игре нет места педагогической директиве, но есть место для партнёрства, дружбе, взаимовыручки, основанных на глубоком и искреннем уважении к внутреннему миру другого, пусть и маленького пока, человека.

Авторы: Пивоварова Антонина Ивановна, воспитатель; Сухина Елена Анатольевна, воспитатель

МБДОУ «Колокольчик» п. Чернянка, Белгородской области, Россия.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 40 (356) выйдет
5 ноября 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год
Скачать Номер 32 (348) за 2024 год
Скачать Номер 31 (347) за 2024 год
Скачать Номер 30 (346) за 2024 год
Скачать Номер 29 (345) за 2024 год
Скачать Номер 28 (344) за 2024 год
Скачать Номер 27 (343) за 2024 год