Создание и обеспечение функционирования консультационных центров для родителей на базе дошкольного учреждения. |
Педагогика | |||
Автор: Мамбетова Анна Владимировна Козлова Любовь Викторовна | |||
14.12.2022 07:21 | |||
Создание и обеспечение функционирования консультационных центров для родителей на базе дошкольного учреждения. В настоящее время в России на активной стадии реализации находится национальный проект «Образование». В рамках национального проекта функционируют девять федеральных проектов, одним из которых является проект «Поддержка семей, имеющих детей», задачей которого является создание условий для раннего развития детей в возрасте до трёх лет, реализация программы психолого-педагогической, методической и консультативной помощи родителям детей, получающих дошкольное образование в семье. Так в современное дошкольное образование вошло новая форма работы — организация консультационных центров на базе ДОУ для родителей (законных представителей) с детьми дошкольного возраста, не посещающих дошкольную образовательную организацию, включая детей с особыми образовательными потребностями.
Консультационные центры призваны помочь оказать психолого-педагогическую помощь родителям, у которых нет возможности регулярно общаться с педагогами, психологами и другими специалистами, работающими в дошкольных учреждениях, а так же помочь гармоничному развитию детей, обеспечить доступность дошкольного образования для детей, не посещающих детский сад по разным причинам. Данная форма организации психолого-педагогической помощи родителям функционирует на базе дошкольных образовательных учреждений, обращение в консультационные центры для родителей проходит на безвозмездной основе. Задачи консультационных центров:
В нашем учреждении также функционирует консультационный центр. С целью привлечения родителей к деятельности консультационного центра мы дали информационные объявления в СМИ, а также разместили информацию на сайте ДОУ. Организация коррекционно-педагогической помощи родителям (законным представителям) строится на основе интеграции деятельности специалистов: старшего воспитателя, воспитателей, учителя-логопеда, педагога-психолога, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре. Консультирование родителей (законных представителей) проводим как отдельно, так и общими усилиями — одним или несколькими специалистами одновременно. Это зависит от запроса родителей, сложности проблемы, с которой они обратились, особенностей развития ребёнка. Практика общения с родителями позволила нам выявить наиболее типичные проблемы, волнующие взрослых, обращающихся за консультативной помощью. Так, к основным проблемам можно отнести:
- готовность ребёнка к школьному обучению. Эта проблема волнует родителей детей старшего дошкольного возраста и, в основном, связана с необходимостью выбора образовательного учреждения для обучения ребёнка. Но мы видим актуальность данной проблемы глубже, и обусловлена она важными моментами. С одной стороны, дети, не посещающие ДОУ, часто не готовы войти в новую школьную жизнь. Их воспитание нередко осуществлялось стихийно, без чёткой обоснованной программы, вне определённой системы. Возможно, они подготовлены интеллектуально, но у них не сформирована мотивация обучения в школе, они не готовы проявлять внимательность и усидчивость, испытывают сложности в общении со сверстниками. Переход в школу и адаптация к школьной жизни у них затруднена. С другой стороны, существует ещё и социальная проблема. Основным преимуществом детского сада является возможность для ребёнка общаться со сверстниками. Круг общения многих «домашних» детей ограничивается родителями, родственниками и друзьями родителей. Чтобы школа не превратилась для ребёнка и его родителей в «сплошной кошмар», важно вовремя помочь семье. Интересуют родителей и вопросы послушания ребёнка, организация его досуга и многое другое. В Центре родители получают ответы на свои вопросы, и мы, специалисты центра стараемся развеять тревоги и сомнения или, наоборот, скорректировать воспитательные воздействия. Анализ проблем позволил нам определить формы сотрудничества с родителями в рамках консультационного центра.
Во время индивидуальных встреч родители получают рекомендации по вопросам воспитания и обучения. Оказываем помощь в создании в семье коррекционно-развивающею среды: советуем, какие игрушки и предметы можно использовать в играх с ребенком; что можно сделать своими руками для развития познавательных процессов. Знакомим с детской литературой; обучаем родителей несложным приемам и упражнениям на развитие мелкой и общей моторики, артикуляционной гимнастики. Групповое консультирование осуществляем следующим образом: в состав группы подбираем родителей, озабоченных однотипными проблемами в развитии и воспитании детей, такое деление на группы позволяет создать доверительную атмосферу при обсуждении тем. Работая в микро-группе родители видят, что они не одиноки в своих проблемах и тревогах, узнают пути, которыми другие родители решают возникающие трудности. 4. Интересной и результативной формой работы с родителями – является практическая деятельность специалистов с родителями. Это проведение мастер-классов, тренингов дидактического взаимодействия (как правильно заниматься с детьми; как относиться к ошибкам и исправлять их). Считаем, что организация таких практикумов целесообразна, так как родители приобретают определённый педагогический опыт. 5. Индивидуальная диагностическая работа по запросу родителей. Много обращений родителей с запросом провести диагностику речевого развития у ребенка, а также выявить уровень готовности к школьному обучению. Анализируя деятельность по работе консультационного центра, следует отметить ряд трудностей, с которыми мы столкнулись:
- отсутствие у родителей психолого-педагогических знаний приводит к неадекватной оценке возможностей ребёнка: завышение или занижение требований приносит отрицательные плоды. Следовательно, коррекционно-педагогическая помощь и поддержка такой семьи предполагает длительную, тщательную, кропотливую работу всех специалистов Центра. В заключении хочется отметить, что первая встреча каждого специалиста нашего центра с семьёй чаще всего не последняя. После получения ответа на один вопрос у родителей, как правило, возникает потребность во второй и третьей встрече. Поэтому наша основная задача заключается не только в предоставлении родителям готовых рецептов по любой проблематике, современной, своевременной и достоверной педагогической информации, но и в умении пробудить и поддержать у родителей интерес к совместной деятельности со своим ребёнком дома, в формировании практических навыков.
|