«Методическая разработка для организации работы с родителями, направленные на формирование активного позитивного досуга и общих занятий с ребенком, а также работу с семьей «риска». |
Педагогика | |||||||||||||||||||||||
Автор: Меховская Анна Михайловна | |||||||||||||||||||||||
11.11.2022 14:57 | |||||||||||||||||||||||
«Методическая разработка для организации работы с родителями, направленные на формирование активного позитивного досуга и общих занятий с ребенком, а также работу с семьей «риска». Меховская Анна Михайловна МАДОУ д/с № 5 старший воспитатель Краснодарский край, Ст. Кущевская В данном методическом материале представлена одна из форм работы с семьями воспитанников ДОУ – семейная творческая гостиная. Такая форма работы способствует созданию условий для плодотворного взаимодействия детей, родителей и воспитателей, повышению творческого потенциала семьи, оздоровлению межличностных и внутрисемейных отношений. Семейная творческая гостиная, как одна из форм работы с родителями.
Семья и детский сад составляют для ребенка основную воспитательно-образовательную микросреду – образовательное пространство. И семья, и дошкольное учреждение по-своему передают ребенку социальный опыт, накопленный поколениями. Но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир. Они, имея свои особые функции, не могут заменить друг друга, а должны действовать в единстве. Роль педагога дошкольного учреждения – установление положительных взаимоотношений между воспитателями и родителями, выработка новых форм повседневной деятельности, пропаганда педагогических знаний, привлечение внимания взрослых к ребенку как к развивающейся личности, освещение передового опыта семейного воспитания. Практика работы в дошкольном учреждении убедила в том, что в настоящее время все более заметной стала тенденция разделения функций воспитания в семье и образовательном учреждении. Мы, педагоги, нередко сетуем на то, что родители не уделяют своему ребенку должного внимания. Родители, в свою очередь, жалуются на то, что их ребенок не получает того, что ожидали от детского сада они. Срабатывает стереотип: воспитатели считают, что родители должны помогать в осуществлении идей реализуемой программы воспитания и развития ребенка, а родители считают: мы отдаем ребенка в детский сад – вы его и воспитывайте. Дошкольное учреждение принимает это как социальный заказ, при этом испытывая трудности при взаимодействии с родителями. Все это происходит на фоне все возрастающего стремления родителей дать своему ребенку все самое лучшее и желания ДОУ не отставать от инновационных процессов, способствующих совершенствованию системы дошкольного образования. Изучив научную и методическую литературу по взаимодействию ДОУ с семьей, мы решили, что традиционные формы взаимодействия с семьей необходимо сочетать с вариативными инновационными технологиями организации взаимодействия педагогов ДОУ с родителями воспитанников. Но что же такое взаимодействие и, что под этим словом подразумевают? Семья взаимодействует с ДОУ или детский сад с семьей? Можно ли поставить знак равенства между словами «взаимодействие» и «содружество»? Понятие содружества подразумевает объединение кого-либо, основанное на дружбе, единстве взглядов, интересов. Но возможна ли взаимная дружба без общения, следовательно, без взаимодействия? Конечно же, нет. А так как содружество предполагает, прежде всего, открытость сердца навстречу друг другу, т.е. наличие эмпатии, то содружество, по моему мнению, является наивысшей точкой взаимодействия ДОУ с семьей. Проанализировав свою работу, мы определили для себя вопросы, на которые нужно найти ответы: какие задачи мы ставим перед собой при взаимодействии с семьями воспитанников? Какие методы считаем наиболее плодотворными? Что приемлемо для детей? Как мы можем осуществить намеченные планы вместе с детьми и их родителями в конкретных условиях? Отвечая на эти вопросы, мы начали работу над проектом «Творческая мастерская». Основная идея данного проекта – превратить интерес детского сада к воспитательно-образовательному процессу в интерес семейный, сплотить не только детскую группу в коллектив единомышленников, но и их родителей сделать своими союзниками. Цель: содействие возрождению семейного воспитания и организация совместной деятельности с семьей. Задачи:
Участники проекта: дети, родители, педагоги детского сада. Срок реализации проекта: долгосрочный (с сентября по май). Вид проекта: творческий. Сроки и этапы реализации проекта: I этап – организационный – на данном этапе мы создали рабочую группу, которая определила цели, задачи исходя из интересов и потребностей родителей, а также занялась подбором литературы, дидактическим комплексом по тематике, планирование деятельности на предстоящий год. Разработки и оформление основного рабочего места для проведения мастерской, создание в вацап групп для родителей, размещение информации на сайте детского сада, а также в интернет сети инстаграм. II этап – основной — обобщение опыта совместной деятельности педагогов, родителей и детей в рамках реализации проекта «Мастерская Колобка», анкетирование родителей (сбор информации по мастер – классам). Составление сборника конспектов для мастер – классов. III этап – заключительный презентация проекта на разных уровнях – размещение на сайте детского сада, в газете детского сад, на страницах в социальной сети, на сайте детского сада. План работы творческой гостиной «Колобка»
Семейные творческие гостиные - это модель взаимодействия «родитель – ребенок – педагог», где родителю и ребенку отводятся ведущие роли, им принадлежит инициатива. Педагог, выполняет роль консультанта, снабжающего родителя необходимыми сведениями и обучающего его некоторым специальным умениям, приемам взаимодействия с ребенком дошкольного возраста Необходима тщательная подготовка к каждому заседанию, четкий отбор материала, нетрадиционность форм, практическая деятельность, ненавязчивость обучения различным приемам работы с детьми – все это способствует заинтересованности родителей к посещению гостиной. За 1-2недели до встречи в ДОУ готовилось информационное пространство: вывешивались объявления на ресепшене детского сада, информация рассылалась по вацап группам родителям, раздавались буклеты, пригласительные билеты. Причём пригласительные билеты готовятся совместно с детьми.Используя принцип индивидуального подхода к участию родителей, можно разработать разнообразные способы вовлечения в работу большей части семей. Во время встреч в творческой семейной гостиной атмосфера всегда должна быть доброжелательная, доверительная, творческая. В конце каждой встречи предусмотрено домашнее задание. Родители получают подробные рекомендации по выполнению творческих заданий в домашних условиях. В течении года работы выполненные детьми совместно с родителями участвуют в постоянных тематических выставках. Родители должны стать помощниками педагога, творчески развиваться вместе с детьми, необходимо убедить их в том, что они способны на это, что нет увлекательнее и благороднее дела, чем учиться понимать своего ребёнка, а поняв его, помогать во всём, быть терпеливыми и деликатными и тогда всё получится. Встречи семейной творческой гостиной в нашем детском саду проводились 1 раз в месяц во второй половине дня, а также в зависимости от потребностей в знаниях и умениях, от интереса участников. Посетить творческую гостиную может любая семья. Посещение «гостиной» велось по предварительной записи. В данный момент в связи с введенными ограничениями «гостиная» прекратила свое действия, но наша рабочая группа продумывает запустить мастерскую онлайн.
|