«Клиповое мышление современных детей» |
Педагогика | |||
Автор: Владимирова Юлия Фаритовна | |||
08.11.2022 09:13 | |||
«Клиповое мышление современных детей» Методическая разработка (материал для проведения консультаций) Владимирова Юлия Фаритовна педагог-психолог МА ДОУ № 14 г. Краснотурьинска Свердловской области В настоящее время в разных источниках (в том числе на просторах Интернета) появилось понятие «клиповое мышление», которое характеризует способ восприятия информации, характерный для нового поколения. Под клиповым мышлением понимают новый тип мышления или обработки информации, возникший в современном цифровом обществе [5]. По словам кандидата психологических наук, научного сотрудника Лаборатории когнитивных исследований Н. Логинова «…понятие «клиповое мышление» совершенно ненаучное, и его не встретишь в международных научных исследованиях. Зато его используют представители более старшего поколения, чтобы указать на то, что наше общество меняется, образование становится все хуже, а молодежь мыслит иначе. В результате ненаучный термин становится ярким маркером межпоколенческого разрыва, когда представители одного поколения не до конца понимают своих детей или их сверстников» [2].
Данный вид мышления в настоящее время характерен как для взрослых, так и для детей. Как отметили в своей работе А.В. Микляева и С.А. Безгодова «…актуальность проблематики, обозначаемой в научной и научнопопулярной литературе с помощью понятия «клиповое мышление», сегодня весьма высока в силу значимости учета особенностей познавательной деятельности детей, подростков и взрослых людей при организации их обучения. В современной психолого-педагогической литературе все чаще можно увидеть точку зрения, согласно которой «клиповое мышление» является наиболее распространенным способом обработки информации, что снижает эффективность учебной и, шире, познавательной деятельности. Однако научнопсихологические исследования феномена «клипового мышления» на данный момент носят единичный характер» [4]. К характеристикам «клипового мышления» А.В. Микляева и С.А Безгодова относят:
В то же время русский философ Ф. Гриненок отмечает «…любое мышление требует времени и сосредоточенности на чём-то одном. Нельзя думать и говорить одновременно. Клиповое сознание нас спрашивает: вы хотите думать? Пожалуйста, думайте, но думать – значит быстро думать. Вы хотите понимать? Ради бога. Но понимать – значит быстро понимать. Всё, что мешает быстро думать и быстро принимать решение, должно быть оставлено без внимания. Клиповое сознание – это монтаж. Оно не обобщает, а выдумывает. Быстроте мысли мешает увалень-язык. Клиповое мышление старается избежать встречи с языком, свести к минимуму его присутствие. Поэтому первый признак клипового мышления – это языковой минимализм. Мгновенное схватывание сути дела происходит в образе или наглядной схеме. Клиповое мышление интересует не способ связывания одного суждения с другим, а наглядное изображение мысли в целом» [1]. Доктор психологических наук Мария Фаликман в своих выступлениях утверждает, что «…мы пока до конца не можем оценить влияние цифровых медиа и гаджетов на познавательные процессы» [6]. Отмечают взаимосвязь клипового мышления с зависимостью от гаджетов. Ее называют одной из главных проблем нового поколения, ведь эта зависимость тормозит процесс обучения. В образовании началась дискуссия о том, что нужно перестраивать процесс под особенности мышления, внимания и восприятия современных детей. «Клиповое мышление» запустило важный процесс, привлекло внимание к тому, как устроены познавательные процессы у детей и подростков. Что, в свою очередь, может привести к развитию человекоцентричного подхода к обучению [2]. Поэтому перед педагогами стоит задача: как адаптировать учебный материал под особенности «клипового мышления» современных детей; как успешно использовать положительные стороны данного феномена и как нивелировать отрицательные? Плюсы клипового мышления:
Минусы клипового мышления:
Особенности клипового мышления у детей Дети больше других восприимчивы к клиповому мышлению, что создает огромные трудности при обучении и общении с окружающими. С детства привыкая листать ленту соцсетей или видеосервисов, они полностью игнорируют то, что не вызывает у них интереса с первых секунд. Согласно исследованию Американской академии педиатрии, современный ребенок проводит перед экраном в среднем 7 часов в день, начиная с 2 лет. Примерно так обстоят дела и в России. В Великобритании 40% подростков общаются с родителями в мессенджерах, даже если находятся в соседних комнатах. Гаджеты и общение в сети вызывают всплеск дофамина — гормона, который отвечает в нашем мозгу за вознаграждение. Причем этот способ гарантирует быстрый и постоянный выброс без особых усилий, в отличие от учебы, где нужно долго и сосредоточенно трудиться. Зависимость от гаджетов в свою очередь приводит к повышенной тревожности. Такие дети не в состоянии занять себя чем-то в отсутствии смартфона или планшета, склонны к частым истерикам и даже агрессии [7]. Что в таком случае делать педагогам и родителям?
Необходимо уметь адаптироваться в современном мире и принимать условия «игры», не теряя при этом увлеченности и желания познавать и анализировать. Современные технологии помогают нам облегчить жизнь, упростить многие задачи, но неужели нам нужно упрощать работу нашего мозга? Список литературы и интернет источников
|