Дошкольник.ru
Педагогам
Праздники
Детям
Рукоделие
Дошкольник.ру
Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.
Сервисы
|
Педагогика
|
Автор: Кузнецова Марина Сергеевна
|
23.10.2022 21:33 |
Структурная характеристика понятия «Особые образовательной потребности детей с ОВЗ»
Скачать конспект
Групп лиц с ОВЗ
|
Алгоритм выявления детей с ОВЗ
|
Образовательные организации
|
Образовательная деятельность
|
Условия обучения и воспитания
|
Проблемы в образовании
|
- 1
- С нарушениями слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие, кохлеарно имплантированные);
|
Выявление в ОУ в начале учебного года (педагог – психолог, учитель – логопед, воспитатели) →ПМПК (рекомендации)→реализация программы→ заседания консилиума по уточнению индивид. образовательного маршрута 1раз в 3 месяца..
|
Из Федеральногозакона № 273-ФЗ (ч. 4 ст. 79, ч. 5 ст. 41).
В Д/с — 1.группы компенсирующей направленности; 2. комбинированной направленности; 3 группы общеразвивающей или оздоровительной направленности. В медицинских организациях или на дому — для детей, нуждающихся в длительном лечении, по индивидуальным учебным планам.
|
Организацию обеспечивает администрация ОУ.
1.кадровых условий – наличие учителя–логопеда, учителя дефектолога, сурдопедагога, тифлопедагога, олигофренопедагога, педагога–психолога, ассистенты, тьюторы, медицинские работники. (ст. 15 Федерального закона № 273-ФЗ).
2уровень квалификации педагогических и иных работников
3непрерывность профессионального развития
4 включенность в реальное взаимодействие общеобразовательных и специальных(коррекционных) школ 1-8 видов
|
1.Использование слухового аппарата или кохлеарного импланта. (Педагог следит за их исправностью).
- 2.Коррекционно- развивающая работа по формированию словесной речи.
|
Со стороны педагога: образования: 1.недостаточная подготовленность педагогических кадров, работающих по модели инклюзивного образования.
2. Педагоги не имеют необходимой квалификации как для коррекции имеющихся у ребенка нарушений, так и вовлечения его в образовательный процесс.
3. Некоторые педагоги являются противниками инклюзии, потому что это доставляет им дополнительные трудности, но не приносит существенного материального вознаграждения. Инклюзивное образование должно сопровождаться специальной поддержкой педагогов, которая может оказываться как внутри учреждения, так и вне его.
4 Отсутствие нормативно-правовой базы, которая позволила бы определять такие критерии, как «численность детей с особенностями в одном классе, время их пребывания, размер и порядок финансирования работников инклюзивной группы, состав специалистов, правила оказания медицинских услуг в зависимости от возможностей и состояния здоровья ребенка».
5. Отсутствие необходимой методической литературы. В ОУ обязательно должна быть литература коррекционного вида, которая необходима при организации НОД детей с ограниченными возможностями здоровья.
6. Необходимость изменения образовательной среды и непосредственно связанная с этим проблема финансирования7. Необходимость в приобретении дополнительных средств обучения, специального оборудования, к которому относятся и специальные кресла с подлокотникам, специальные столы, корректоры осанки и тактильные панели, также необходимы средства для организации безбарьерной среды.
8. Отсутствие у педагогического состава опыта и психологической готовности принять ребёнка с ОВЗ в обычном классе ОУ.
9. Нехватки специалистов (дефектологов, сурдологов и т.д.), а ведь организовать полноценное коррекционно-педагогическое сопровождение детей с особыми потребностями здоровья возможно только при слаженной совместной работе всех специалистов.
10. Отношение родителей как нормально развивающихся детей, так и родителей детей с ОВЗ к внедрению инклюзивного образования в ОУ.
Проблема со стороны учащихся
С этой проблемой сталкиваются выпускники-инвалиды. В последние годы были отменены особые условия прохождения ими итоговой аттестации. Им запрещено сдавать экзамены в стенах родной школы, в присутствии своих педагогов, одноклассников.
|
- 2
- С нарушениями зрения (слепые, слабовидящие);
|
Выявление в ОУ в начале учебного года (педагог – психолог, учитель – логопед, воспитатели) →ПМПК (рекомендации)→реализация программы→ заседания консилиума по уточнению индивид. образовательного маршрута 1раз в 3 месяца..
|
Из Федерального закона № 273-ФЗ (ч. 4 ст. 79, ч. 5 ст. 41).
В Д/с — 1.группы компенсирующей направленности; 2. комбинированной направленности; 3 группы общеразвивающей или оздоровительной направленности. В медицинских организациях или на дому — для детей, нуждающихся в длительном лечении, по индивидуальным учебным планам.
|
Организацию обеспечивает администрация ОУ.
1.кадровых условий – наличие учителя–логопеда, учителя дефектолога, сурдопедагога, тифлопедагога, олигофренопедагога, педагога–психолога, ассистенты, тьюторы, медицинские работники. (ст. 15 Федерального закона № 273-ФЗ).
2уровень квалификации педагогических и иных работников
3непрерывность профессионального развития
4 включенность в реальное взаимодействие общеобразовательных и специальных(коррекционных) школ 1-8 видов
|
1Наглядная информация в комплексе с сенсорной и осязательной информацией, насыщенный предметно – практический опыт за счёт стимулирования разных анализаторов (слуховой, зрительный). Дети учатся через прикосновения или слух с прикосновением. 2. Усвоение и использование неязыковых средств общения, мимики, жестов, интонации (тифлопедагог)
3.Оказание помощи в передвижении по помещениям ОУ.
4. Оптимальное освещение рабочего места.
5.Хорошая слышимость во всех зонах группы.
6.Возможность рассмотреть наглядный материал
7.Использование аудиозаписи, диктофона на занятиях и режимных моментах.
8.Чёткое дозирование зрительной нагрузки (10- 20 минут непрерывной работы). 9.Точные высказывания, описания и инструкции педагога.
10.Наглядный и раздаточный материал крупный, хорошо видимый по цвету, контуру и силуэту; правильно размещаться.
11.Использование увеличивающих вспомогательных средств.
|
- 3
- С тяжелыми нарушениями речи (фонетико-фонематическое недоразвитие, общее недоразвитие речи, заикание);
|
Выявление в ОУ в начале учебного года (педагог – психолог, учитель – логопед, воспитатели) →ПМПК (рекомендации)→реализация программы→ заседания консилиума по уточнению индивид. образовательного маршрута 1раз в 3 месяца..
|
Из Федеральногозакона № 273-ФЗ (ч. 4 ст. 79, ч. 5 ст. 41).
В Д/с — 1.группы компенсирующей направленности; 2. комбинированной направленности; 3 группы общеразвивающей или оздоровительной направленности. В медицинских организациях или на дому — для детей, нуждающихся в длительном лечении, по индивидуальным учебным планам.
|
Организацию обеспечивает администрация ОУ.
1.кадровых условий – наличие учителя–логопеда, учителя дефектолога, сурдопедагога, тифлопедагога, олигофренопедагога, педагога–психолога, ассистенты, тьюторы, медицинские работники. (ст. 15 Федерального закона № 273-ФЗ).
2уровень квалификации педагогических и иных работников
3непрерывность профессионального развития
4 включенность в реальное взаимодействие общеобразовательных и специальных(коррекционных) школ 1-8 видов
|
Преодоление нарушений фонетического компонента речевой функциональной системы;
ФФН
1.Преодоление фонологического дефицита;
2. Совершенствование лексико-грамматического строя речи и связной речи;
3.Профилактика и коррекция нарушений чтения и письма.
ОНР.
1.Преодоление нарушений фонетического компонента речевой функциональной системы;
2.Преодоление фонологического дефицита;
3Совершенствование лексико-грамматического строя речи и связной речи;
4Профилактика и коррекция нарушений чтения и письма.
|
- 4
- С нарушениями опорно-двигательного аппарата (ОДА);
|
Выявление в ОУ в начале учебного года (педагог – психолог, учитель – логопед, воспитатели) →ПМПК (рекомендации)→реализация программы→ заседания консилиума по уточнению индивид. образовательного маршрута 1раз в 3 месяца..
|
Из Федеральногозакона № 273-ФЗ (ч. 4 ст. 79, ч. 5 ст. 41).
В Д/с — 1.группы компенсирующей направленности; 2. комбинированной направленности; 3 группы общеразвивающей или оздоровительной направленности. В медицинских организациях или на дому — для детей, нуждающихся в длительном лечении, по индивидуальным учебным планам.
|
Организацию обеспечивает администрация ОУ.
1.кадровых условий – наличие учителя–логопеда, учителя дефектолога, сурдопедагога, тифлопедагога, олигофренопедагога, педагога–психолога, ассистенты, тьюторы, медицинские работники. (ст. 15 Федерального закона № 273-ФЗ).
2уровень квалификации педагогических и иных работников
3непрерывность профессионального развития
4 включенность в реальное взаимодействие общеобразовательных и специальных(коррекционных) школ 1-8 видов
|
- Формировать толерантное отношение к детям с ОВЗ у нормально развивающихся детей и их родителей
- Привлекать детей с ОДА к участию в совместных досуговых и спортивно – массовых мероприятиях.
|
- 5
- С задержкой психического развития (ЗПР);
|
Выявление в ОУ в начале учебного года (педагог – психолог, учитель – логопед, воспитатели) →ПМПК (рекомендации)→реализация программы→ заседания консилиума по уточнению индивид. образовательного маршрута 1раз в 3 месяца..
|
Из Федеральногозакона № 273-ФЗ (ч. 4 ст. 79, ч. 5 ст. 41).
В Д/с — 1.группы компенсирующей направленности; 2. комбинированной направленности; 3 группы общеразвивающей или оздоровительной направленности. В медицинских организациях или на дому — для детей, нуждающихся в длительном лечении, по индивидуальным учебным планам.
|
Организацию обеспечивает администрация ОУ.
1.кадровых условий – наличие учителя–логопеда, учителя дефектолога, сурдопедагога, тифлопедагога, олигофренопедагога, педагога–психолога, ассистенты, тьюторы, медицинские работники. (ст. 15 Федерального закона № 273-ФЗ).
2уровень квалификации педагогических и иных работников
3непрерывность профессионального развития
4 включенность в реальное взаимодействие общеобразовательных и специальных(коррекционных) школ 1-8 видов
|
1.Помощь после выявления первичного нарушения развития;
2.Получении начального общего образования в условиях образовательных организаций общего или специального типа;
3.В периоде подготовки к школьному обучению, обеспечении преемственности между дошкольным и школьным образованием к;
4.Вобеспечении коррекционно-развивающей направленности обучения в рамках основных образовательных областей;
5. Обучение с учетом специфики усвоения знаний, умений и навыков.
6Непрерывный контроль за становлением учебно-познавательной деятельности, пока не будет справляться с учебными заданиями самостоятельно;
7.Пространственной и временной организации образовательной среды с учетом ЦНС.
8.Стимулировании познавательной активности.
9.Помощи в осмыслении усваиваемых знаний, в совершенствовании освоенных умений;
10.В сопровождении лечения на улучшение деятельности ЦНС и на коррекцию поведения, а также специальной психокоррекционной помощи
11.В развитии и отработке средств коммуникации, приемов конструктивного общения и взаимодействия, расширении социальных контактов;
12.Взаимодействие семьи и образовательного учреждения
13.В упрощении системы учебно-познавательных задач, решаемых;
14.В наглядно-действенном характере содержания образования;
15.Стимуляция деятельности и поведения.
|
- 6
- С расстройствами аутистического спектра (РАС);
|
Выявление в ОУ в начале учебного года (педагог – психолог, учитель – логопед, воспитатели) →ПМПК (рекомендации)→реализация программы→ заседания консилиума по уточнению индивид. образовательного маршрута 1раз в 3 месяца..
|
Из Федеральногозакона № 273-ФЗ (ч. 4 ст. 79, ч. 5 ст. 41).
В Д/с — 1.группы компенсирующей направленности; 2. комбинированной направленности; 3 группы общеразвивающей или оздоровительной направленности. В медицинских организациях или на дому — для детей, нуждающихся в длительном лечении, по индивидуальным учебным планам.
|
Организацию обеспечивает администрация ОУ.
1.кадровых условий – наличие учителя–логопеда, учителя дефектолога, сурдопедагога, тифлопедагога, олигофренопедагога, педагога–психолога, ассистенты, тьюторы, медицинские работники. (ст. 15 Федерального закона № 273-ФЗ).
2. уровень квалификации педагогических и иных работников
3. непрерывность профессионального развития
4. включенность в реальное взаимодействие общеобразовательных и специальных (коррекционных) школ 1-8 видов
|
1.Длительность и постоянство контактов с педагогом и тьютором. Сопровождение его тьютором может стать основным компонентом социализации.
2.Индивидуализированная подготовка к обучению.
3.Работа по развитию эмоционально – волевой сферы.
4.Создание условий обучения, обеспечивающих сенсорный и эмоциональный комфорт.
5.Чёткое соблюдение режима дня, упорядоченная предметно – пространственная среда
6.Работа по формированию навыков коммуникации
7.Создание адаптированной образовательной программы
8.Работа со специалистами (дефектолог, логопед, психолог)
9.Взаимодействие семьи и ОО и с родителями нормально развивающихся детей.
|
- 7
- Со сложными дефектами (тяжелыми и множественными нарушениями развития);
|
Выявление в ОУ в начале учебного года (педагог – психолог, учитель – логопед, воспитатели) →ПМПК (рекомендации)→реализация программы→ заседания консилиума по уточнению индивид. образовательного маршрута 1раз в 3 месяца..
|
До того, как им исполниться 18 лет, обычно находятся в специализированных учреждениях, а далее их переводят в дома инвалидов, соответствующего профиля.
В образовательных учреждениях, соответствующих тому или иному ведущему дефекту, но по индивидуальным программам.
|
Организацию обеспечивает администрация ОУ.
1.кадровых условий – наличие учителя–логопеда, учителя дефектолога, сурдопедагога, тифлопедагога, олигофренопедагога, педагога–психолога, ассистенты, тьюторы, медицинские работники . (ст. 15 Федерального закона № 273-ФЗ).
2 .уровень квалификации педагогических и иных работников
3. непрерывность профессионального развития
4. включенность в реальное взаимодействие общеобразовательных и специальных(коррекционных) школ 1-8 видов
|
1.Лечебно-профилактическая и восстановительная работа.
2.Коррекционная психолого-педагогическая помощь.
3.Социально-бытовая и доступная профессионально-трудовая подготовка.
|
Организационные проблемы связаны с необходимостью одновременной реализации старых учебных программ
ориентированных на специальные (коррекционные) учреждения VIII вида, которые в настоящее время упразднены в системе образовательных организаций, функционирующих на территории
Российской Федерации, а также АООП,
разработанной в соответствии с требованиями ФГОС образования, обучающихся с умственной отсталостью (Стандарта).
|
|
Выявление в ОУ в начале учебного года (педагог – психолог, учитель – логопед, воспитатели) →ПМПК (рекомендации)→реализация программы→ заседания консилиума по уточнению индивид. образовательного маршрута 1раз в 3 месяца.
|
До 18 лет находятся в специализированных учреждениях, а далее их переводят в дома инвалидов, соответствующего профиля
В образовательных учреждениях, соответствующих тому или иному ведущему дефекту, но по индивидуальным программам.
|
Организацию обеспечивает администрация ОУ.
1.кадровых условий – наличие учителя–логопеда, учителя дефектолога, сурдопедагога, тифлопедагога, олигофренопедагога, педагога–психолога, ассистенты, тьюторы, медицинские работники. (ст. 15 Федерального закона № 273-ФЗ).
2.уровень квалификации педагогических и иных работников
3. непрерывность профессионального развития
4. включенность в реальное взаимодействие общеобразовательных и специальных(коррекционных) школ 1-8 видов
|
1.Ранней специальной помощи средствами образования;
2.Развитие мотивации и интереса к познанию окружающего мира с учетом возрастных и индивидуальных особенностей ребенка к обучению и социальному взаимодействию со средой;
3.Специальное обучение способамусвоения общественного опыта ― умений действовать совместно с взрослым, по показу, подражанию по словесной инструкции
|
|
|
|