«Методы гештальт-терапии в работе с детьми дошкольного возраста» |
Педагогика | |||
Автор: Дорощенко Елена Серафимовна Ефимова Елена Юрьевна Шендюк Дарья Викторовна | |||
22.10.2022 17:22 | |||
«Методы гештальт-терапии в работе с детьми дошкольного возраста» Педагоги: Дорощенко Е.С., Ефимова Е.Ю., Шендюк Д.В. Вашему вниманию представляется научная статья «Методы гештальт-терапии в работе с детьми дошкольного возраста». Изучая на курсах по психологии и педагогике дошкольного образования, множество интересных тем, нас больше всего заинтересовала тема «ГЕШТАЛЬТ-ТЕРПИИ.». Мы работаем воспитателями в дошкольном учреждении, и как нам кажется, данная тема, была бы полезна в нашей работе. Итак. Обратимся к основным понятиям. Что же такое гештальт? Гештальт – неделимая единица сознания, которая определяется привнесённой психологами-гештальтистами концепцией.
Отсюда мы можем сформулировать определение гештальт-психологии: гештальт-психология – одна из крупнейших школ зарубежной психологии 1-й половины 20 века, выдвинувшая в качестве центрального тезис о необходимости проведения принципа целостности при анализе сложных психических явлений. Гештальт-психология основывается на нескольких принципах: близость, схожесть, целостность, замкнутость, смежность, общая зона. Впервые термин «Гештальт» был выдвинут Кристианом Эренфельсом в 1890 г. Идея Эренфельса получила развитие в 20 веке благодаря его ученику –немецкому психологу Максу Вертгеймеру. Так когда же появилась гештальт-терапия и каковы ее основные направления? В 40е годы XX в. известный среди профессионалов своего времени психоаналитик Фредерик Перлз задумался о создании собственной системы психотерапии. Так же, учеными-психологами, которые тоже внесли вклад в развитие гештальт-психологии являются: Лаура Перлз, Пол Гудмэн. Стоит отметить, что практика гештальт-терапии удачно интегрирует в себе идеи экзистенциализма, телесной терапии В. Райха, восточной философии и психоанализа. Поэтому основным достоинством гештальт-подхода является целостное видение человека в единстве его телесных, эмоциональных, социальных и духовных проявлений. Гештальт-терапия является признанным направлением психотерапевтической практики в мире и в нашей стране, уступая в популярности только психоанализу. Секрет ее успеха в ясной теории, большой свободе и гибкости в методах работы. В настоящее время гештальт-подход вышел за рамки терапии и занял свое место в педагогике, организационном консультировании и других областях практики. Стоит рассказать про основные постулаты гештальт-терапии:
Что касается детей, то вопрос гештальт-терапии у детей в научной литературе раскрыт недостаточно. Вот лишь некоторые представители научного мира, которые раскрыли вопрос гештальт-терапии у детей: Вайолет Окландер, Даниил Хломов, Пьер Ван Дамм. По словам Окладер: «…через экспериментальное и взаимодействующее сближение с ребёнком с помощью окольного пути — графического выражения — удалось создать динамическое пространство трансформации, работая и создавая смысл Я у ребёнка, чтобы укрепить функции контакта и чтобы он мог снова слушать своё тело, свои эмоции и широту своего интеллекта…» Так что же раскрывает гештальт-терапия о природе детства:
Каковы особенности гештальт-терапии с детьми:
Рассмотрим основные направления в гештальт-терапии с детьми:
По мнению Окландер, работа с детьми в направлении гештальт-терапии имеет некоторые особенности:
Существуют так же важные аспекты работы специалиста с детьми, на что важно обратить внимание:
Основные причины обращения (по В. Оклендер):
Так какова личность гештальт-терапевта в работе с детьми?
Как мы знаем, цель гештальт-терапевтической работы заключается в поддержке осознавания клиентом своего непосредственного проживания опыта. Под осознаванием в гештальт-терапии понимается ясное и четкое переживание, содержащее образ, эмоции и действия как единое целое. Поэтому важно подобрать такое занятие, в котором ребенок будет чувствовать себя естественно и комфортно, соответственно своему возрасту и предпочтениям. Это может быть игра с предметами, игра по правилам, ролевая игра, рисование или лепка, фантазирование, обсуждение или разыгрывание ситуаций и историй — все, что может помочь терапевту, психологу, воспитателю создать безопасную ситуацию для раскрытия переживаний и экспериментирования, приблизиться к проблеме ребенка, обеспечить необходимой поддержкой и обнаружить новые способы поведения в сложной ситуации. За проблемным поведением и жалобами гештальт-терапевт видит прерванный контакт ребенка с окружающим миром, неоформленное неузнанное переживание, неудовлетворенную потребность. Задача специалиста — определить момент остановки контакта и поддержать осознавание переживания ребенка. Давайте более подробно разберем формы работы с детьми в гештальт-терапии. Форма работы в гештальт-терапии могут быть как индивидуальные так и групповые (больше подходят для подростков). А так же могут проходить в различных формах и методах. Игровая терапия. Эта методика позволяет определить проблемы, так как малыши из-за особенностей возраста, несформированных понятий и слабых вербальных навыков не могут точно и четко рассказать о причинах беспокойства. Игры помогают понять, какие проблемы волнуют детей больше всего. Сначала специалист, наблюдая за игрой, определяет ту роль, которую отводит себе ребенок, оценивает других участников и реакции на складывающиеся ситуации, а также вмешательства в игры взрослых или дополнительных персонажей. Это способ определить бессознательные проблемы ребенка. В играх он чувствует себя свободным, выражая истинные эмоции или глубинные переживания. К таким методам можно отнести: игры с песком, с куклами, сюжетно-ролевые игры, теневой театр, разыгрывание сценок от лица героя и т.д. Использование творчества для коррекции подсознательных психических процессов. В основе – механизм сублимации. При использовании арт-терапии подсознательные негативные эмоции и переживания перенаправляются в творчество, давая возможность ребенку отразить свое отношение к семье и ситуациям, которые его беспокоят. По анализу рисунка специалист оценивает эмоциональное состояние. Важен не только выбор цветов, но и расположение элементов на рисунке, близость их друг к другу, многие другие аспекты. Методика позволяет с помощью взрослых корректировать ситуацию, направляя эмоции в нужное русло. Помимо использования карандашей или красок можно применять и другие методики:
Один из важных способов поддержания целостности — обращение к метафоре, поскольку в ней могут быть объединены самые разные аспекты переживаний ребенка. Метафора естественным образом включается в игру и фантазирование ребенка, позволяя более безопасно и глубоко интегрировать опыт переживаний. Метафора позволяет ребенку предъявить терапевту свои проблемы, которые он не может адекватно представить в вербальной, рациональной форме. Помимо этого, метафора может стать хорошим средством интеграции нового опыта. Еще одним из методов, которые применяются в гештальт-терапии с детьми, является: сочинительство и поэзия. Применяя эти методы, специалист может увидеть: выражение чувств через стихи, придумывание альтернативной концовки, фантазирование на тревожащую тему,. Так какие выводы мы можем сделать:
|