Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Специфика работы группы для детей с ЗПР
Педагогика
Автор: Валеева Юлия Николаевна   
23.08.2022 21:32

Специфика работы группы для детей с ЗПРСпецифика работы группы для детей с ЗПР

в ДОУ № 357 г. Казань

В детском саду № 357 г. Казани группа для детей с ЗПР работает с 2003 года. За этот период прошли обучение около 150 детей по адаптированной образовательной программе для детей с ограниченными возможностями здоровья. Коррекционная работа в группе для детей с ЗПР в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом направлена на создание системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в освоении основной образовательной программы дошкольного образования, коррекцию недостатков психического развития, социальную адаптацию детей в обществе.

 

В дошкольные группы для детей с ЗПР принимаются дети, испытывающие трудности в усвоении дошкольной программы, которое обусловливает несвоевременное формирование школьно-значимых функций, элементов учебной деятельности и препятствует достижению определенного уровня готовности к школьному обучению. В состав этой категории входят соматически ослабленные дети, дети с функциональной недостаточностью нервной системы, в том числе из неблагоприятной микросоциальной среды, дети с незрелостью эмоционально-волевой сферы (гармонический и дисгармонический инфантилизм), а также имеющие наряду с незрелостью эмоционально-волевой сферы недостаточное развитие познавательной деятельности (развитие внимания, памяти, речи).

Цель коррекционной работы — стабилизация всего хода психофизического развития ребенка с ЗПР для успешной интеграции его в общеобразовательную школу и общество нормально развивающихся сверстников.

Принципы организации коррекционно-педагогического процесса:

- Соблюдение интересов ребёнка.

Принцип определяет позицию педагогов, который призван решать проблему ребёнка с максимальной пользой в интересах ребёнка.

- Системность.

Принцип обеспечивает единство диагностики, коррекции и развития, т.е. системный подход к анализу особенностей развития и коррекции нарушений детей с ЗПР, а так же всесторонний многоуровневый подход специалистов различного профиля, взаимодействие и согласованность их действий в решении проблем ребёнка; участие в данном процессе всех участников образовательного процесса.

- Непрерывность.

Принцип гарантирует ребёнку и его родителям (законным представителям) непрерывность помощи до решения проблемы или определения подхода к её решению.

- Рекомендательный характер оказания помощи.

Принцип обеспечивает соблюдение гарантированных законодательством прав родителей защищать права и интересы детей, включая обязательное согласование с родителями (законными представителями) вопроса о направлении (переводе) детей в группы комбинированной направленности.

Задачи коррекционной работы:

-создать ребенку с ЗПР возможности для осуществления содержательной

деятельности в условиях, оптимальных для его всестороннего и своевременного психического развития;

  • обеспечить охрану и укрепление здоровья ребенка
  • осуществить коррекцию негативных тенденций развития
  • стимулировать и обогащать развитие во всех видах деятельности (познавательной, игровой, продуктивной, трудовой)

-проводить профилактику вторичных отклонений в развитии и обучении.

Направления работы:

  • диагностическая работа обеспечивает своевременное выявление детей с ЗПР, проведение их комплексного обследования и подготовку рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи в условиях образовательного учреждения
  • коррекционно-развивающая работа обеспечивает своевременную специализированную помощь в освоении содержания обучения и коррекцию недостатков детей с ЗПР, способствует формированию коммуникативных, регулятивных, личностных, познавательных навыков
  • консультативная работа обеспечивает непрерывность специального сопровождения детей с ЗПР и их семей по вопросам реализации, дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации воспитанников

- информационно- просветительская работа направлена на разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для детей с ЗПР, их родителями (законными представителями), педагогическими работниками.

Система комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения детей с ЗПР в условиях образовательного процесса.

В образовательном учреждении создана служба, осуществляющая психолого-медико-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья (ПМПК), в задачи которой входит:

  • изучение состояния здоровья ребенка (медицинское)
  • выявление уровня развития ведущего вида деятельности, особенностей развития познавательной и эмоционально-личностной сфер (психологическое изучение)

-изучение особенностей развития речевой деятельности (логопедическое

изучение);

  • развитие социальной ситуации ребенка (отношения семье, в отделении дошкольного образования)
  • педагогическое изучение — запаса знаний и представлений, сложившихся в дошкольный период жизни (до грамматических, элементарных математических, об окружающих предметах и явлениях действительности)

Исследования в указанных направлениях ведутся систематически: в сентябре, когда ребенок поступает в группу для детей с ЗПР, в январе (промежуточное изучение) и в мае с целью выявления качественных изменений в развитии ребенка в результате образовательно-воспитательного процесса, организованного специалистами образовательного учреждения. Каждый из участников ПМПК образовательного учреждения подготавливает информацию по своему профилю.

Итогом изучения ребенка специалистами ПМПК являются рекомендации, обеспечивающие индивидуальный подход: установление четких целей коррекционно-развивающей работы с ребенком, путей и сроков ее достижения; выработка адекватного состоянию ребенка подхода со стороны всех взрослых; выделение сильных сторон ребенка, на которые можно опереться в коррекционной работе; анализ хода развития ребенка и результаты педагогической работы.

Описание специальных условий обучения и воспитания детей с ЗПР.

Коррекционная работа предусматривает создание специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с ЗПР посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса.

  • Психолого-педагогические условия (коррекционная направленность воспитательного процесса; учёт индивидуальных особенностей ребёнка; соблюдение комфортного психоэмоционального режима; использование современных педагогических технологий, в том числе информационных, компьютерных для оптимизации воспитательно-образовательного процесса, повышения его эффективности)
  • обеспечение здоровье сберегающих условий (оздоровительный и охранительный режим, укрепление физического здоровья, осуществление индивидуального подхода)
  • обеспечение участия всех детей, независимо от степени выраженности нарушения в их развития, культурно-развлекательных, спортивно-оздоровительных и досуговых мероприятиях; в проектной, экспериментальной деятельности
  • Использование специальных образовательных программ: Шевченко С.Г. «Подготовка к школе детей с задержкой психического развития»

Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. «Коррекционное обучение и воспитание детей с общим недоразвитием речи»;

Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта. Екжанова Е.А., Стребелева Е.А.

-Использование методических пособий: Борякова Н.Ю. «Ступеньки развития. Ранняя диагностика и коррекция задержки психического развития у детей»

Л.Г. Петерсон, Н.П. Холина «Раз –ступенька, два- ступенька…»

Непосредственно-образовательная деятельность:

-Формирование целостной картины мира (ФЦКМ)

-Формирование элементарных математических представлений (ФЭМП)

-Развитие речи (развитие лексико-грамматической стороны, фонетико-фонематических процессов, связной речи, постановка и автоматизация звуков)

  • Художественно-эстетическое развитие (рисование, лепка, аппликация)

-Конструирование, ручной труд

-Музыка

-Физкультура

Формирование целостной картины мира (ФЦКМ)

1. Темы по ФЦКМ охватывают различные стороны окружающей действительности и включают ознакомление с природой (с различными группами растений и животных, наиболее распространенными в данной местности, сезонными изменениями в природе), ближайшим окружением (с явлениями общественной жизни и трудом людей дома и на производстве, занятиями детей в детском саду, жизнью города, села). В работе используются методики Морозовой И. А., Пушкарёвой М. А. «Ознакомление с окружающим миром».

Основные разделы:

I. Ознакомление с природой.

2. Ознакомление с жизнью и трудом людей.

3. Сенсорное развитие. Развитие пространственного восприятия.

4. Умственное развитие.

5. Речевое развитие.

Формирование элементарных математических представлений.

Занятия по развитию элементарных математических представлений для детей с задержкой психического развития предусматривают развитие у детей элементарных представлений о признаках предметов, количестве, числе, формирование способов измерения, а также выполнение простейших счетных операций, составление и решение арифметических задач на сложение и вычитание.

В работе используется методики Морозовой И. А., Пушкарёвой М. А. «Развитие элементарных математических представлений»

Развитие речи

Обучению грамоте дошкольников с задержкой психического развития состоит

из ряда разделов. Содержание каждого из их может быть составной частью занятий в старшей и в подготовительных группах.

  1. Развитие речевого слуха.
  2. Чувственное (сенсорное) развитие в области языка.
  3. Формирование звукового анализа и синтеза.
  4. Уточнение, расширение и систематизация словарного запаса.
  5. Ознакомление с предложением и словом в предложении.
  • 6. Развитие инициативной речи и мышления.

7. Подготовка к обучению технике письма.

В работе используется методики Морозовой И. А., Пушкарёвой М. А. «Развитие речевого восприятия», «Подготовка к обучению грамоте»

Художественно-эстетическое развитие

Важным средством художественного эстетического развития детей является ИЗО деятельность (лепка, рисование, аппликация) и музыка. Изобразительная деятельность направлена на формирование у детей интереса к продуктивным видам деятельности, развитие предпосылок становления этих видов деятельности- орудийных действий, зрительно-двигательной координации, тонкой ручной моторики, перцептивных действий.

В работе используются методики Т.С Комаровой, Е.К. Брыкиной, Л.А. Ремизовой, М.А. Гусаковой, Н.Б. Халезовой, Л.А. Парамоновой, Т.Г. Казаковой А.И. Бурениной, И.А. Осиной и т.д.

Физкультура

Физическое развитие и физическое воспитание тесно связанно между собой и направлено на совершенствование функций формирующегося организма ребенка, развитию и коррекцию основных движений, разнообразных двигательных навыков, совершенствование тонкой ручной моторики и развитие зрительно-двигательной координации. В работе используются методики Е.Ю. Александрова Оздоровительная работа в ДОУ по программе «Остров здоровья», М.Ф. Литвиновой «Подвижные игры и игровые упражнения для детей», Л.И. Пинзулаевой «Оздоровительная гимнастика для детей дошкольного возраста» и т.д

Чем раньше начинается работа с ребенком имеющим ограниченные возможности здоровья, тем выше его шансы на адаптацию и социализацию в обществе. Это обусловлено, не только процессами гуманизации, но и доказанной эфективностью и результативностью ранней коррекционой педагогической помощи «особому» ребенку.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год