Правила в детском саду |
Педагогика | |||
Автор: Тишкова Маргарита Витальевна | |||
23.08.2022 22:17 | |||
Правила в детском саду
Современный мир стремительно изменяется. Приходиться делать выбор в совершенно непредсказуемых и нестабильных обстоятельствах. Образование стремится отслеживать перемены происходящие в области знания, информации и технологии. Именно стремительная динамика, происходящая в обществе социальных и культурных перемен, вызывает необходимость акцентировать внимание педагогов и воспитателей на формировании soft skills личности и создавать условия для развития творческих способностей ребенка. Однако долгие годы воспитательный процесс носил авторитарный характер, далеко не всегда ориентированный на активный характер познавательной деятельности.
В этой связи, уместно взглянуть на суть проблемы. На наш взгляд, формирование личности начинается с первых правил, закладываемых еще в детском возрасте. Получается, если ребенок с раннего детства ходит в детский сад и подчиняется строгим правилам большой группы, то у него никогда не сформируется творческий взгляд на мир. Так ли это? На наш взгляд, от самой формулировки правил зависит какие компетенции в детях развиваются. В любой сфере человеческого бытия, так же, как и в детском саду существуют свои правила. Благодаря правилам мы становимся культурными, социальными, разумными личностями, которые могут справляться с различными жизненными ситуациями. В детском саду, есть воспитатели которые, кажется от природы умеют справляться с любыми сложными ситуациями. Другие отлично реагируют в определенных воспитательных обстоятельствах. Анализируя и синтезируя такой опыт, мы постараемся отразить основной принцип правил, обобщающий в себе основную тенденцию развития самостоятельности, критичности мышления, командного духа и творческого потенциала детей в рамках дошкольного учреждения. Каждый взрослый, который сталкивался с трудностями взаимодействия с ребенком слышал, читал и пользовался правилами общения с ребенком. Начиная с самых общих «Я-сообщения»; «Активное слушание» и до конкретных «Расположение при беседе с ребенком», «12 нельзя, можно, надо», «Правила родителей». Перед воспитателем стоит не простая задача общаться с группой, в которой более 20 детей. Это многополярная задача. Необходимо проводить непосредственную образовательную деятельность, развивать soft skills при этом соблюдать запланированные мероприятия и режим дня. Воспитатель – профессионал и справляется со своими задачами. А какие же правила при этом не редко усваивают ребята в детских садах? «Нельзя кричать», «нельзя драться», «нельзя плохо себя вести». Такие правила больше похоже на запреты. Конечно, детям нужны ограничения. Вседозволенность, порождает опасные ситуации. Однако, как развивать soft skills не предоставляя свободу самовыражения в больших группах с одним воспитателем. Свобода – не значит вседозволенность. Так, какими должны быть правила, что бы они не были запретами и подавлением развивающейся творческой личности ребенка? Каждое правило это ограничения для определенного места и ситуации. Правило должно содержать информацию о границах в пределах которых следует действовать детям в конкретных ситуациях. Когда воспитатель детям говорит правила в виде запретов, то у них формируется страх нарушить их. Страх подавляет. Сравним два высказывания. Первое: «Нельзя выходить за пределы площадки». Второе: «Можно играть в спокойные игры только на нашей площадке». Второе высказывание звучит гораздо мягче и дает четкие рекомендации для проявления творческих способностей. Таким образом, правила должны быть позитивными, рекомендующими, без отрицаний. Вводя новое правило будьте последовательны. Продумайте формулировку нового правила. В некоторых случаях, приобщайте детей для выработки нового правила в целях избегания повторения или предотвращения негативного последствия ситуации для которой создается правило. Разбирайте неудачные ситуации как опыт, который пригодиться для достижения желаемого результата. Старайтесь обобщать этот прежний опыт негативных ситуаций или поведения детей с последующими выводами и умозаключениями для нового правила. Давайте оценку поведению ребят, а не их личностным качествам. Не спешите произносить правила-запреты и угрозы они будут игнорироваться без подкрепления реальными действиями. Если конкретным детям постоянно требуется запрет и наказание, значит им вообще нельзя было запрещать ни при каких обстоятельствах. Каждый воспитатель встречался в своей практике с «неуправляемым» и «непослушным» ребенком, которого можно наказывать, ругать, а он продолжает вести себя как прежде, а может быть становясь еще более «изощрённее» благодаря таким взаимоотношениям. Вспомните, вы Воспитатель, профессионал своего дела и возьмите в «помощь» сильные качества такого ребенка. Введите временное правило которое изменит ситуацию и даст подвижному ребенку проявить себя по-новому. Такое правило повернет ситуацию из «неуправляемой» в развивающую и обогащающую воспитательный процесс для всех ребят. Сделайте вашу группу настоящей командой. Это означает распределение обязанностей или ролей между всеми членами группы, обеспечивающее в конечном итоге один общий результат – безопасность и развитие в игровом процессе. Например, «непослушному» ребенку воспитатель, как только ребенок начинаешь бегать, обижаться или задирать остальных детей подбивая на ссоры и конфликты, предлагает следить за поведением своих друзей. «Твоя задача предложить интересную совместную игру, что бы привлечь к ней ребят». Конечно такой ребенок требует гораздо больше внимания и сил. Правило: «ты организатор групповых игр на сегодняшней прогулке» сработает при помощи воспитателя. Такому ребенку надо напоминать об этом правиле и помогать. Однако, это того стоит, ребенок постепенно научается коммуницировать со сверстниками и направлять свою энергию в социально приемлемое русло. У него есть выбор в дозволенных границах, нежели постоянно протестовать против жестких ограничений «нельзя» или «перестань». Из «неуправляемого» он становится «управляющим» прежде всего самим собой. Любое правило вводимое детям нацелено на развитие самостоятельности, критичного мышления, сплоченности группы как команды. Никогда не нужно сравнивать детей между собой. Дети никогда не смогут относиться друг к другу хорошо и с пониманием, если между ними будут возникать поводы для ревности и зависти. У каждого ребенка найдется качество, благодаря которому именно ему удастся выполнить общее правило, которое помогает в образовательном и воспитательном процессе, так группа больше сплачивается. Как раз следует назвать такое качество. Отметить, как благодаря ему может быть достигнут «правильный» результат. Сказать, что этим качеством надо научиться пользоваться. У кого-то сразу получается, а кому-то надо пройти путь инициации. Алгоритм освоения этого правила можно рассказать в виде педагогической сказки, которая повествует путь героя и то как ему удалось, развивая это качество освоить правило, научиться его выполнять и помогать другим. Таким образом, рассказанная история, а может быть и сыгранная поможет каждому ребенку в группе освоить правило. Надо заметить, правил не должно быть много. Каждое правило – это подсказка, которой ребенок пользуется исходя из своего характера и способностей. Оно содержит ценностную основу аккуратности, дружбы, взаимопомощи, уважения и конечно же соблюдения режима дня в детском саду. В завершении приведем три основные правила для прогулок и золотое правило на любой случай жизни в детском саду. Правило 1. «Гуляем только на нашей площадке». При этом обязательно уточнить границы «нашей» площадки. Правило 2. «Во время прогулки дружно играть в различные игры». Конечно же воспитатель перманентно формирует представления о дружбе. Правило 3. «Передвигаемся спокойно». Исключение – это организованные подвижные игры всей группой. Золотое правило: Всегда внимательно слушаем воспитателя что бы, быть в курсе всех событий.
|