Портфолио как средство формирования самооценки ученика начальной школы |
Педагогика | |||
Автор: Жюкас Анастасия Сергеевна | |||
23.08.2022 08:08 | |||
Портфолио как средство формирования самооценки ученика начальной школы В соответствии с Федеральным законом «Об образовании» в Российской Федерации устанавливаются федеральные государственные образовательные стандарты. Для обеспечения реализации ФГОС НОО издана нормативно-правовая литература, в том числе примерная программа проектирования универсальных учебных действий в начальной школе. Согласно программе формирования УУД, в результате изучения всех предметов в начальной школе у выпускников будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения учиться. Особое место в совокупности технологий, которые используются при обучении занимает портфолио как средство мониторинга достижений учащихся. Данная тема весьма актуальна, так как портфолио является необходимой технологией для формирования адекватной самооценки ученика начальной школы. Портфолио (от франц. porter – излагать, формулировать, нести и folio – лист, страница) – досье, собрание достижений. Портфолио имеет следующие характерные черты: помогает открывать, углублять и осознавать личностные смыслы обучения; позволяет соединить оценку ученика с оценкой, данной другими людьми; учащиеся осмысливают и оценивают свои работы; портфолио развивает умения рефлексии, критического мышления, эмоционально-ценностной оценки своего опыта, знаний.
В 2013 году были проведены исследования, которые показали уровень сформированности самооценки младших школьников. Данное исследование показало, что существует противоречие между требованиями ФГОС НОО к формированию личностных и регулятивных УУД и недостаточным уровнем реализации конкретных путей их формирования. Следовательно, возникает проблема: как с помощью портфолио формировать самооценку младшего школьника? Дети становятся успешными, когда они оценивают себя положительно. Возможность оценить себя положительно детям дают: игра; разнообразные действия с предметами; исследование и экспериментирование; слушание музыки и сказок; беседы о рассказанном, услышанном и прочитанном; возможность задавать вопросы и делать выбор. Портфолио ученика начальных классов включает в себя следующие разделы: личные данные; мои достижения; демонстрация процесса и развития ученика в определенной сфере; отзывы и пожелания.
полученные ребенком грамоты, дипломы за достижение успехов в разных сферах деятельности; характеристика; информация, которая подтверждает учебную инициативу и самостоятельность выполнения работ; поставленные цели. В этом разделе все имеющиеся грамоты и дипломы лучше записывать в хронологическом порядке. В начальных классах для ребенка важны все его успехи, поэтому лучше не делить их на главные достижения (например, в учебе) и второстепенные (например, в спорте). 3) Демонстрация процесса и развития ученика в определенной сфере: фотографии; видеозаписи; результаты контрольных работ, тестирования, экзамена, рисунки; информация, которая отражает всю общественно-полезную деятельность ребенка. В бланках может потребоваться оформление фотографиями объемных работ или подделок, которые делал ребенок. Так же можно помещать в этом разделе рисунки, стихи, сказки или любое другое творчество ученика. Для оформления этого раздела у ребенка должна быть полная свобода, чтобы он мог наглядно видеть, каких успехов достиг. 4) Отзывы и пожелания: отзывы за проделанную работу; рекомендации в письменном виде; одобрительные письма; цели на начало учебного года; итоги учебного года. Этот раздел один из самых важных для повышения самооценки у ученика. Педагоги, которые уделяют достаточно внимание стараниям ребенка, смогут положительно оценить их. Если использовать не просто слово «молодец», а хвалить ребенка за что-то конкретное, то его мотивация в учебе будет только расти. Дети, которых хвалят за конкретные достижения, намного лучше учатся. Этот раздел так же может помочь учителю выразить свои рекомендации и пожелания родителям ученика. Таким образом, портфолио — это способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных образовательных достижений обучающихся в период его обучения с 1 по 4 классы. Жюкас Анастасия Сергеевна, учитель начальных классов МБОУ СОШ № 127 г. Екатеринбурга
|