Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Размышления о гуманной педагогике
Педагогика
Автор: Клементьева Наталия Евгеньевна, Романова Ирина Викторовна (соавтор), Иванов Андрей Николаевич (соавтор)   
24.05.2022 14:11

Размышления о гуманной педагогикеРазмышления о гуманной педагогике

  • Клементьева Наталия Евгеньевна старший воспитатель
  • Романова Ирина Викторовна музыкальный руководитель
  • Иванов Андрей Николаевич инструктор по физической культуре

МБДОУ «Детский сад №76» г. Чебоксары, Чувашская Республика

Аннотация: В статье рассматриваются вопросы созидания духовного пространства общения и творческого развития ребенка и педагога в свете гуманного образовательного процесса.

Ключевые слова: гуманная педагогика, духовность, осознанное самосовершенствование педагога.

Анализируя нынешнее положение в обществе и образовании, социологи отмечают тенденцию индивидуализма и бездушного прагматизма. Такое положение общества заставляет обратить особое внимание на вопросы воспитания подрастающего поколения, лежащие в основе социальных проблем. Средства массовой информации создают сильную негативную доминанту в сознании и поведении детей дошкольного возраста. Систему ценностных ориентиров в душах детей закладывает жизнь, непосредственный социальный опыт.

 

Самовоспитание доброты, отзывчивости, сострадания, любви требует для личности ребенка определенной среды существования, социального и культурного окружения. Развитие духовно-нравственного потенциала личности ребенка-дошкольника и переход на новый уровень восприятия, мышления и общения не происходит сам собой, он требует длительного процесса воспитания, образования и становления. Я.А. Каменский считал важнейшим принципом педагогики развитие духовной жизни ребенка, поэтому для воспитания внутренней культуры жизненно необходимо погружение детей в красоту искусства и природы, развитие способности к нравственному совершенствованию.

Духовность в наши дни предполагает органическое единство высоких моральных установок, веры в светлые возвышенные идеалы, чувство личной ответственности за все, происходящее в социуме, в обществе, в собственной семье. Рассматриваемую в таком плане духовность надо целенаправленно формировать и воспитывать. Всем известно, что на сознание ребенка влияет только личный пример взрослого. Ведь доброго человека может воспитать только добрый педагог, милосердного — милосердный, щедрого — щедрый и т.д.

По-настоящему защитить детей от негативного влияния социума можно лишь развитием их собственных духовных сил, таких как трудолюбие, ответственность, милосердие, чувство восхищения прекрасным и т.д. Их надо умело посеять и взрастить, разбудив в ребенке устремление к Красоте. Велика ответственность педагога перед собой, перед детьми и обществом за каждое слово, каждую мысль, каждое действие, устремляющее к созиданию и творчеству. Таким образом, основными духовными качествами людей педагогической профессии должны стать нравственность, доброта, мудрость, ясномыслие, добромыслие, правдомыслие и сердечномыслие.

Обязанность педагога, его святейший долг: защитить души детей от сквернословия, грубости, от дурной музыки, жестоких фильмов и пустых развлечений. Высокая нравственность должна одухотворять общение взрослого и ребенка. Гуманная педагогика отвечает на вопрос не только чему, но и как человека учить, не только что в ребенке воспитывать, но и каким образом это делать. Разговор об экологии Души ребенка привел нас к размышлениям о том, в чем же заключается смысл нашей педагогической деятельности? Мы пришли к выводу, что он заключается в умении воспринимать каждого ребенка как личность, как уникальную индивидуальность и оказывать педагогическое сопровождение в духовном совершенствовании этой личности, поскольку универсальным предметом гуманной педагогики является закономерное развитие высших аспектов человеческого Духа: разума, сердца и воли в соответствии с их триединым понятием — Истиной, Любовью и Красотой.

Вся наша педагогическая деятельность должна основываться не только на том, чтобы давать знания, умения и навыки, но самое важное на том, как помочь маленькому человеку превратиться в Человека с большой Душой — в Великодушного и Благородного человека! Нашим детям нужна педагогика Любви, Добра, Понимания, Вдохновения, Воодушевления, Сочувствия и Защиты. Нужна педагогика, взращивающая в них духовность, развивающая их познавательные способности и направляющая на поиск своего предназначения. Это и есть Гуманная Педагогика.

Чтобы стать творцами гуманного образовательного мира, чтобы наше субъективное образовательное поле было радостным для наших воспитанников, педагогам необходимо:

  • принять в свое сознание измерение Духовности и мыслить на его основе
  • совершенствовать свое педагогическое искусство, наполняя его глубоким содержанием и изяществом исполнения
  • облагораживать свой характер, взращивать в себе творящее терпение, понимание и великодушие
  • направлять свое сознание к творчеству и созиданию Прекрасного
  • устремлять свои духовные силы на развитие навыков осознанного самосовершенствования.

В этом процессе созидания духовного пространства общения и творческого развития ребенка и педагога необходимо неукоснительно следовать трем заповедям:

  1. Верить в безграничность и неповторимую красоту Души каждого ребенка.
  2. Верить в преобразующую силу Гуманной Педагогики.

«…И обратилась душа ребенка к душе педагога: «Мой педагог! Вдохнови меня на светлое творчество! Твоя любовь и вера вызовет во мне ответные чувства и тогда между нами зародится заветная духовная общность. Это будет означать, что твоя добрая воспитательная воля может сеять в моем сердце семена прекрасного и вечного, поможет тебе воодушевлять и вдохновлять меня. Вдохнови меня Культурой и Красотой! Вдохнови меня на творение в себе Человека Духовного, Благородного и Великодушного!».

Список литературы

1. Амонашвили, Ш.А. Манифест гуманной педагогики. — Бушети, 2011.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 40 (356) выйдет
5 ноября 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год
Скачать Номер 32 (348) за 2024 год
Скачать Номер 31 (347) за 2024 год
Скачать Номер 30 (346) за 2024 год
Скачать Номер 29 (345) за 2024 год
Скачать Номер 28 (344) за 2024 год
Скачать Номер 27 (343) за 2024 год