Развивающая предметно-пространственная среда в старшей группе «Крепыши». |
Педагогика | |||
Автор: Бабкова Светлана Анатольевна | |||
22.05.2022 07:36 | |||
Развивающая предметно-пространственная среда в старшей группе «Крепыши». Предметно-пространственная среда в старшей группе служит развитию детской деятельности, прежде всего, игровой, соответствует зоне ближайшего психического развития ребёнка 5–6 лет — формированию предпосылок учебной деятельности. Каждая группа начинается с приемной, где воспитатели каждое утро встречают с улыбкой воспитанников и их родителей. Чтобы эта встреча была интересна детям и полезна родителям в нашей приемной на стенах размещены большие фоторамки с фотографиями из жизни детей в детском саду. Для родителей – информационный стенд «Для Вас, родители», странички с важной информацией: режим, расписание занятий, объявления, вести из жизни группы, консультации для родителей по вопросам воспитания. Для обратной связи с родителями организована работа стенда «Наша почта». Налажен выпуск альбома «Наши интересенки – группа «Крепыши».
На стенде «Три вопроса», имеется информация о высказываниях детей теме недели. В начале тематической недели мы с детьми заполняем ментальную карту с помощью метода трех вопросов: «Что мы знаем?», «Что хотим узнать?», «Как мы это узнаем?». А вечером, к приходу родителей, вывесили заполненную ментальную карту в приемной, и тогда родители знакомятся с информацией о том, что дети уже знают и что хотят узнать; чем будут заниматься в ближайшее время; о чем можно поговорить с ребенком дома; какую помощь могут оказать родители. Родители подключаются к выполнению определенной части общего задания, собирают информацию, материал. Этот метод способствует сближению родителей, детей и педагогов. В приемной в уголке творчества детей, располагаются работы детей по рисованию, аппликации, лепке, конструированию, а также помещаются персональные выставки продуктивной творческой деятельности детей дома и в детском саду. Пространство группы организовано в виде разграниченных центров, оснащенных развивающими материалами (книги, игрушки, материалы для творчества, развивающее оборудование и пр.). Все предметы доступны детям. Обстановка в группе создана таким образом, чтобы предоставить ребенку возможность самостоятельно делать выбор. Центр сюжетно-ролевых игр «Играют мальчики, играют девочки» способствует возникновению игры, развивает умение выбирать роль, выполнять взаимосвязанные действия, что формирует развитие социально-коммуникативных навыков. Центр организован в соответствии с гендерными особенностями воспитанников. Представлены сюжетно-ролевые игры «Дом. Семья», «Космическое путешествие», «Магазин», «Поликлиника», «Салон красоты», «Гараж». В зависимости от потребностей пространство преобразуется, и появляются такие игры как «Парикмахерская», «Супермаркет», «Автомастерская», «Почта», «Кулинария» и др,. Все необходимые для разворачивания игры материалы и атрибуты хранятся в отдельных коробках, широко используется и неоформленный материал. Центры безопасности и ПДД содержат весь необходимый материал для изучения и формирования навыков безопасного поведения детей на улице и дома. Содержит наглядный, демонстрационный материалы, атрибуты для обыгрывания различных ситуаций. Центр патриотического воспитания «Северок» способствует накоплению и расширению представлений детей о стране, крае, городе, в котором они проживают. Материалы центра пополняются работами детей: рисунки, тематическими альбомами. Центр природы «Юные экологи», исследовательский центр «Лаборатория «Умной совы», позволяет формировать биологические представления о жизни растений и животных, развивать практические умения и навыки. Имеется наличие большого выбора материала, что даёт возможность самостоятельно проводить наблюдения, эксперименты, тем самым открывая новые способы решения проблем и задач поискового характера, достижение собственных высоких результатов, стимулирует детей к исследованию и творчеству. Созданы условия для обогащения представлений детей о многообразии природного мира, воспитания любви к природе и бережного отношения к ней, а также приобщения детей к уходу за растениями, формирования начал экологической культуры. В приближении весны организуется дополнительный центр «Зеленая лаборатория» по выращиванию рассады овощных культур и цветов для дальнейшей познавательно-исследовательской работы на территории детского сада. Центр сочетает в себе центр экспериментирования с природным материалом, сыпучими материалами, емкостями разной вместимости, календарем природы, комнатными растениями и паспортами на них, лейками, опрыскивателем. Здесь же представлены буклеты, альбомы, дидактические игры, лото и домино о временах года, животных, овощах, фруктах. Для развития модельно-конструктивных действий создан центр строительно-конструктивных игр, «Фантазёры», содержащий разные конструкторы, схемы моделей построек. Расположен центр вблизи центров безопасности и ПДД, позволяет построить необходимые макеты, создать свою задуманную постройку. В центре художественно эстетического развития, «Веселые карандаши», есть материал для изобразительной и творческой деятельности: (цветная бумага, альбомы, трафареты, кисти, краски, карандаши, фломастеры, пластилин, и мн. др). Представлены образцы декоративно-прикладного творчества. В соответствии с темой недели и сезона обновляется наглядно-иллюстративный материал. В соответствии с темой недели для самостоятельной деятельности размещаются схемы для лепки, рисования, аппликаций, простейшие схемы оригами. В центре музыкально – театрализованной деятельности, имеются декорации для инсценировок сказок, наборы кукольного и пальчикового театров, маски и костюмы персонажей для детей. Дети фантазируют, развивают художественно-речевые навыки, составляя диалоги. Придумывают интересные сценки, развивают навыки коллективной работы, есть «Костюмерная». В центре речевого развития «Город звуков «Звукоград», содержатся сюжетные и предметные иллюстрации для пересказов, дидактические игры на развитие звуковой культуры и грамматического строя речи, мнемотаблицы, перфокарты, альбомы с артикуляционными упражнениями и скороговорками, магнитная доска с азбукой. Книжный уголок совмещён с центром речевого развития. В нём размещены книги по тематике: сказки, стихи и рассказы на патриотическую тему, рассказы о животных и растениях, книги, изучаемые на занятиях, юмористические книги, книги которые дети приносят из дома. Срок пребывания книги в уголке — 2 недели, корректируется в зависимости от интереса детей. Здесь же располагаются альбомы для рассматривания, детские журналы, портреты писателей. Центр активности по физическому развитию «Здоровячок» служит для удовлетворения потребности детей в движении и приобщении его к здоровому образу жизни. Для профилактики плоскостопия и развития мелкой моторики имеются: мешочки с песком, массажные коврики, мячики-ежики, эспандер, веревки, скакалки, ленточки, платочки, султанчики, и др. Математический центр, содержит необходимый материал для формирования элементарных математических представлений. Это счетный материал, дидактические игры на логику, форму, цвет, временно-пространственные отношения. Содержание материалов изменяется в соответствии с темой недели. «Центр дидактических игр «Я познаю мир» периодически обогащается новыми играми, пособиями и подается с учетом пройденного программного материала, индивидуальных возможностей детей – обеспечения зону ближайшего развития. В своей педагогической деятельности использую ИКТ-средства, создана большая подборка демонстрационного, развивающего материала, используемого в разных центрах детской активности. В центре музыки и театра имеется каталог музыкальных произведений для прослушивания, диск с записью театральных шумов, фрагменты театральных постановок, записи театральных постановок детей группы. В центре книги размещаются аудиосказки, диски с авторским исполнением стихов, рассказов, мультфильмы по произведениям и т.д. Оформление предметной среды соответствует требованиям СанПиН по цветовой гамме, расположению предметов мебели в пространстве группы и спальни. Все пространство предметно-пространственной среды группы безопасно, соответствует санитарно-гигиеническим требованиям, правилам пожарной безопасности: материалы и оборудование имеют соответствующие сертификаты; игровой материал чистый, подобран в разнообразной цветовой гамме, приемлемой для детского сада. Демократический стиль общения воспитателей с детьми помогает создать психологический комфорт и обеспечивает индивидуальный подход к каждому воспитаннику. Выполнила: воспитатель С.А. Бабкова.
|