ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ВРЕМЕНИ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ МОДЕЛИРОВАНИЯ |
Педагогика | |||
Автор: Олюшкина Александра Романовна | |||
19.05.2022 17:43 | |||
ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ВРЕМЕНИ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ МОДЕЛИРОВАНИЯ А.Р. Олюшкина Студент (бакалавр) Новгородского государственного университета имени Ярослава Мудрого Аннотация. Статья посвящена результатам исследования проблемы формирования представлений о времени у детей среднего дошкольного возраста. Средством формирования у детей представлений о времени в данном исследовании выступает метод моделирования. В статье рассматриваются преимущества моделирования в решении задач формирования представлений о времени у детей среднего дошкольного возраста, представлены результаты изучения исходного состояния и проблем формирования у детей временных представлений. Данная статья адресована педагогам и воспитателям ДОО, а также может представлять интерес для студентов профиля «Дошкольное образование».
Ключевые слова: Моделирование, средняя группа, представления о времени, части суток, времена года. Ориентировка во времени является важным и жизненно необходимым условием успешности каждого современного человека. Представление о временных эталонах, сформированное в дошкольном возрасте создает прочный фундамент для дальнейшего развития умения планировать свою жизнедеятельность. Результаты многочисленных исследований свидетельствуют о том, что время является наиболее трудной категорией для восприятия и понимания детьми дошкольного возраста. У детей среднего дошкольного возраста временные представления развиваются медленно в процессе долгих наблюдений за чередованием каких-либо постоянных явлений, накопления жизненного опыта, а так же изучения временных величин в результате специально организованных упражнений и усвоения способов оценки времени. Формирование временных представлений и ориентировка во времени обусловлены повседневной жизнью и деятельностью детей. В детском саду ключевыми ориентирами становятся режимные моменты, эмоционально значимые события, темп деятельности. Если педагог не проводит с детьми специальную работу по формированию временных представлений, то это приведет к тому, что получаемые детьми сведения об отдельных временных обозначениях остаются на поверхности детского сознания, не раскрывают временных отношений. Следовательно, у детей необходимо целенаправленно формировать восприятие времени. Под восприятием времени мы понимаем отражение объективной длительности, скорости и последовательности явлений и событий. [3] Восприятие времени может иметь две формы:
Непосредственное восприятие временной длительности — это способность чувствовать и оценивать время без всяких вспомогательных средств. Эта способность получила название «чувство времени» и проявляется в деятельности как ощущение темпа, ритма и скорости. Восприятие времени — более сложная форма его отражения, включающая знание и использование единиц измерения. Этот опыт зафиксирован в словеснопонятийной форме — в виде системы знаний об эталонах. Для полноценного формирования представлений о времени у детей среднего дошкольного возраста необходимо грамотное руководство данным процессом со стороны взрослого [1]. Одним из эффективных средств развития представлений о времени является моделирование. Моделирование — это метод изучения объектов познания на моделях [2]. Первым достоинством моделирования можно считать его наглядность. Дошкольники 4-5 лет имеют наглядно-образное мышление, что свидетельствует о том, что детям необходимо видеть то, что они изучают, представлять образы по теме исследования. Чаще всего дети представляют образ времени только в виде часов, что является недостаточным. Часы это только часть, один из приборов для измерения. Моделирование же показывает несколько разных вариантов образов по теме время. Еще одним преимуществом является то, что модели времени дети могут делать самостоятельно, опираясь на свой индивидуальный опыт. Модели времени отражают смену временных отрезков, помогают дошкольникам не только закреплять временные эталоны, но и показывать свойства времени. Модели времени представляют собой материальные разновидности временных явлений в природе, в деятельности человека и позволяют легко манипулировать моделями и усваивать принципы, свойства, особенности и закономерности временных явлений. Метод моделирования может быть использован как в группе детей, так и в индивидуальной работе с ребенком, а так же в самостоятельной деятельности дошкольника. [4] С целью выявления уровня сформированности временных представлений и дальнейшего их развития у детей среднего дошкольного возраста нами было организованно и проведено экспериментальное исследование. Диагностика временных представлений проводилась на базе Муниципального автономного дошкольного образовательная организация № 81 «Солнышко» города Великий Новгород в группе №10 «Смешарики». В исследовании участвовало 12 человек (6 девочки и 6 мальчиков.) Нами было выбрано две диагностические методики: «Времена года» Макаровой Т.Е. и Юсуповой В.В. и «Представления о частях суток» Иншаковой О.Б. и Колесниковой A.M. Согласно полученным данным по методике «Времена года» (авторы: Макарова Т.Е.; Юсупова В.В.), никто из опрашиваемых детей не смог справиться с заданиями на высший балл (10 баллов). Половина детей набрали баллы от 0 до 5, что говорит об их низком и очень низком уровнях развития временных представлений, в частности времен года. Два ребенка набрали 6-7 баллов, что является средним показателем. Четыре человека набрали 8-9 баллов, что является высоким уровнем. Дети затруднялись в высказывании признаков, которые будут характерны для определенного времени года. Детям не хватало времени на выполнение задания, необходимую информацию им приходилось долго вспоминать. Некоторые дети путают такие времена года, как весна и осень. Хорошо различают противоположные сезоны – зима и лето. По результатам проведения методики «Представления о частях суток» (авторы: Иншакова О.Б.; Колесникова A.M.), большая часть опрашиваемых (7 человек) получила низкие баллы: от 1 до 2. И только 5 человек получили высокие баллы – от 4 до 5. Все дети ориентируются в названиях времен года, но не все соотносят эти названия с картинками. Картинки с действиями ребенка даются дошкольникам легче, чем картинки природы. Самым сложным для них оказался «день», так как данное слово имеет несколько значений. День как сутки и день как часть суток между утром и вечером. Отлично понимают временные термины «утро» и «ночь», с легкостью отличают их от других частей суток. Изучив теоретические аспекты проблемы формирования представлений о времени у дошкольников средствами моделирования, а также обобщив результаты диагностики уровня развития представлений о времени у детей среднего дошкольного возраста, мы пришли к выводу о целесообразности проведения образовательных встреч, направленных на решение исследуемой проблемы. Наш формирующий эксперимент строится на проектной деятельности, так как данная форма работы с детьми позволяет максимально активизировать их познавательную деятельность, стимулировать самостоятельность и инициативность, дает возможность выбора форм и средств познания. План формирующего эксперимента направлен на решение выявленных проблем в процессе первичного диагностического исследования. План включает в себя несколько этапов: подготовительный, основной, заключительный. В подготовительный этап входит серия вводных бесед по тематике проекта. Основной этап делится на 2 раздела: Времена года и Время суток. В каждом разделе присутствует водная, основная и заключительная части. Завершающий этап строиться на подведении итогов проведенных деятельностей, выполнения итогового задания и рефлексии. Основой нашего плана является идея по проведению образовательной деятельности с детьми 2-3 раза в неделю, в ходе которой дети будут изучать различные варианты моделей времени, создадут свои собственные модели времени, а так же изготовят общую модель «Время года» и «Части суток». Список использованных источников
|