ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА И ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЯ ИХ РАЗВИТИЯ В ДОШКОЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ |
Педагогика | |||
Автор: Дербышева Наталья Александровна | |||
13.05.2022 09:16 | |||
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА И ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЯ ИХ РАЗВИТИЯ В ДОШКОЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ Автор: Дербышева Наталья Александровна Воспитатель, г. Усолье-Сибирское, МБДОУ «Детский сад № 2» Одной из пяти образовательных областей согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования является область «Художественно-эстетическое развитие». В ней решаются задачи развития ребенка дошкольного возраста, которые связанны с раскрытием творческого потенциала. В основе проявления творческой активности, а также творческой деятельности, лежат творческие способности. Проблема творчества и творческих способностей неоднократно выступала предметом изучения. Психологические аспекты творчества разработаны Л.С. Выготским, А.Н. Леонтьевым, С.Л. Рубинштейном, Б.М. Тепловым, В.Д. Шадриковым, К. Роджерсом, П. Торренсом и другими авторами [1; 2; 4; 5; ]. Проблема творчества неоднократно рассматривалась и в дошкольном возрасте. В частности, ей посвящены работы О.М. Дьяченко, Е.Л. Яковлевой [3; 7 ].
Дошкольный возраст является сензитивным периодом для развития творческих способностей, так как психика очень пластична и развивается интенсивными темпами. Кроме того, в дошкольном возрасте дети осваивают разные виды деятельности, которые способствуют формированию у них необходимых компонентов творческих способностей. В частности, такими видами деятельности выступают продуктивные виды деятельности. Для развития творческих способностей в продуктивных видах деятельности необходимо осуществлять изучение особенностей и уровня развития творческих способностей, а также ресурсные возможности педагогических условий их развития. В связи с этим нами было организовано исследование, целью которого выступало изучение творческих способностей старшего дошкольного возраста в продуктивной деятельности и ресурсных возможностей педагогических условий их развития. В соответствии с кругом поставленных задач, вначале, мы проанализировали подходы к пониманию творческих способностей в психолого-педагогической литературе. На основании представленных определений мы рассматривали творчество как процесс создания материальных и духовных ценностей, которые ранее не существовали. Под способностями, вслед за С.Л. Рубинштейном мы понимали сложное образование, состоящее из психологических особенностей личности, определяющих выполнение человеком какой-либо конкретной деятельности, а также, свойств личности, которые в этой деятельности вырабатываются. Способности бывают разных видов, в том числе их разделяют на творческие и репродуктивные [2]. Творческие способности представляют собой интегративное личностное образование, обеспечивающее создание нового, неповторимого, уникального продукта в разных видах деятельности. Также мы проанализировали предпосылки, способствующие развитию творческих способностей детей старшего дошкольного возраста. Результаты показали, что в этот возрастной период, в качестве значимых для развития творческих способностей предпосылок выступают: развитие мышления, на основе которого дети будут находить нестандартные, более оригинальные варианты решения проблемы; развитие речи, расширение кругозора, обогащение опыта у детей, что стимулирует интерес к творчеству. В ходе анализа мы отметили, также, круг педагогических условий, ресурсные возможности которых важно исследовать для того, чтобы организовать работу по развитию творческих способностей. В их число вошли: оснащение развивающей предметно-пространственной среды группы, а именно, Центра творчества, организация совместной образовательной деятельности с детьми, организация мероприятий для педагогов и родителей. В эмпирической части мы исследовали уровень развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста и ресурсные возможности педагогических условий их развития. С этой целью нами были определены критерии, показатели и методики диагностики. В число методик вошли:
Результаты исследования показали, что на оптимальном уровне готовность к развитию творческих способностей сформирована у 19% педагогов, на достаточном – у 37% педагогов, недостаточным уровень готовности является у 44% педагогов. Характеристики уровней готовности отражают ключевые черты каждого из компонентов. Благоприятные условия создают в профессиональной деятельности для развития творческих способностей педагоги с оптимальным уровнем, поскольку обладают необходимыми знаниями и умениями и способны организовать работу продуктивно и делают это регулярно. На достаточном уровне педагоги стремятся к решению задач развития творческих способностей, но иногда возникают трудности, не всегда работа осуществляется регулярно, мало используется форм для взаимодействия с родителями. Критический уровень отражает наиболее выраженные трудности в организации работы педагогов по развитию творческих способностей. При недостатке знаний и умений педагоги избегают организации целенаправленной работы по данному направлению. По результатам экспертизы мы видим, что уровень оснащенности материалами составил 40% в экспериментальной группе и 50% в контрольной группе. По результатам диагностики в группе имеются следующие материалы для художественного труда: краски акварельные, гуашь, цветные карандаши, мелки для рисования, пластилин, бумага, трафареты, баночки для воды, тарелочки для раздаточного материала, палитра, салфетки, фломастеры, угольки, восковые мелки, бросовый материал, природные материалы (шишки, семечки, сушеные листья, цветы), клей, разные виды картона, цветной бумаги, образцы работ, ножницы, ткань, пенопласт и т.д. В центре творчества не имелось в наличии готовых образцов работ детей, не имелось технологических карт с пошаговой инструкцией изготовления тех или иных поделок. Недостаточно представлено образцов готовых работ. Анкетирование родителей показало, что оптимальный уровень не выявлен, достаточный уровень выявлен у 32% родителей, на недостаточном уровне представления сформированы у 68% родителей. По результатам диагностики мы выявили, что у родителей, уровень представлений которых является достаточным, частично сформированы представления о творческих способностях, родители затрудняются в раскрытии особенностей проявления творческих способностей у собственного ребенка. Интерес к совместным занятиям с педагогами проявляют, готовы посещать мероприятия по данной теме. Например: «Мы с дочкой стараемся делать разные интересные поделки из разных осенних листочков, шишек, семечек и других интересных материалов» (Ю. Д. Х.). Наибольшую по количеству человек группу составили родители с недостаточным уровнем сформированности представлений, и они характеризуются тем, что, их представления являются фрагментарными, в них не представлена связь между творческими способностями и художественным трудом. Родители затрудняются охарактеризовать проявления творческих способностей у своего ребенка. Родители проявляют слабый интерес к вопросам развития творческих способностей ребенка, не до конца осознают возможности повышения уровня своих знаний по данному вопросу. Например: «У меня нет времени делать с ребенком поделки, делаем только тогда, когда в садике попросят» (Е. А. Б.). Выявленные нами особенности представлений родителей о развитии творческих способностей детей старшего дошкольного возраста и уровень представлений родителей позволяют говорить о необходимости организации консультативно-просветительской работы. Диагностика детей старшего дошкольного возраста показала, что высокий уровень развития творческих способностей проявляется у наименьшего числа детей (16% человек). Средний уровень развития творческих способностей выявлен у 36% человек, низкий уровень развития творческих способностей выявлен у 48% человек. По результатам диагностики дети старшего дошкольного возраста, характеризующиеся высоким уровнем творческих способностей, проявляли умение увидеть проблему и найти ее решение в плане создания художественного образа из предложенных материалов по собственному замыслу. Дети могли самостоятельно осуществить задуманное, определить для этого необходимые материалы, спланировав действия и реализовать их. Полученный образ у них являлся обобщенным и носил элементы фантазийности и являлся целостным, опираясь на предложенные материалы дети по отдельным материалам, комбинируя их, представляли полученный результат. Средний уровень развития творческих способностей характеризовался тем, что старшие дошкольники частично могли увидеть в предложенных материалах художественный образ, иногда им требовалась помощь педагога. Они вносили элементы новизны и оригинальности путем комбинирования нескольких образов, их художественный образ приобретал целостность прежде всего в результате помощи, оказанной педагогов. Самостоятельно достичь обобщенного целостного образа дети затруднялись. Низкий уровень развития творческих способностей проявлялся в том, что старшие дошкольники не могли определить художественную проблему и пути ее решения. На каждом этапе им необходима была помощь взрослого. У них проявлялись трудности с самостоятельным исполнением замысла, созданием необычного, оригинального образа, и целостного образа. Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что выявленные нами уровни развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста и ресурсные возможности педагогических условий их развития, обуславливают необходимость проектирования соответствующих условий, которые позволят более эффективно развивать творческие способности детей в ДОУ. Литература
|