Становление и развитие партнерских отношений образовательной организации и семьи, воспитывающей ребенка с ОВЗ |
Педагогика | |||
Автор: Перевозникова Наталья Николаевна | |||
10.05.2022 18:50 | |||
Становление и развитие партнерских отношений образовательной организации и семьи, воспитывающей ребенка с ОВЗ Опыт практической работы с дошкольниками показывает, что все больший процент современных детей имеют ограниченные возможности здоровья. Бывает так, что проблема не видна на раннем этапе или она не ярко выражена и родители, в большинстве своем не имеющие педагогического или медицинского образования, не подозревают, что их ребенку нужна помощь специалиста. Многие родители, не видя или не понимая существующей проблемы, записывают своих детей в массовые детские сады. Либо это отсутствие свободных мест в специализированных учреждениях, где работают психологи, логопеды, дефектологи и другие специалисты, требующиеся для данной категории детей. И, конечно же, эта проблема является значительным фактором для повышения педагогической компетентности педагога-дошкольника, работающего в массовом дошкольном учреждении. Более углубленное изучение данного вопроса помогает понять разницу между педагогической запущенностью и психическим или физиологическим расстройством. Важно найти определенный подход к тому или иному ребенку, учитывая его особенности, поведение, заболевание, а также выстроить индивидуальный маршрут развития и помочь ему чувствовать себя максимально комфортно в общей массе детей. При этом педагог должен уделять достаточно времени и внимания для развития остальной группы дошкольников, которым также требуется индивидуальный подход. А если учесть, что детей с ОВЗ может быть несколько, то работа ведется поверхностная и малоэффективная, так как педагог физически не имеет возможности охватить каждого и уделить достаточно внимания конкретному ребенку. Конечно, медицинская и психологическая и (или) логопедическая комиссия дает рекомендации по переводу ребенка с специализированные ДОУ, но, как правило, если это не ярко выраженное заболевание, перевод происходит в старшей, а то и в подготовительной группе и ценное время бывает серьезно упущено. В ожидании малыша, родители представляют, каким будет их ребенок, какими способностями он будет обладать, какие кружки и секции он будет посещать, в какую школу он пойдет и в какой институт. Часто родители мечтают реализовать в своем ребенке все то, что не удалось воплотить в жизнь им самим. И когда они слышат диагноз, который никак не вписывался в их ожидания, они, мягко говоря, теряются. Появляются вопросы: что я сделал не так, что теперь делать, что скажут родные и знакомые. И зачастую, оказавшись перед данной проблемой, папы уходят из семьи, не желая взваливать на себя ответственность воспитывать нездорового ребенка, либо устраняются от воспитания. Нередко мама, оказавшись один на один со своей бедой, вымещает всю свою боль, разочарование на ребенке, что никак не способствует последнему максимально комфортно адаптироваться в обществе. Конечно же, бывают и такие родители, которые принимают ситуацию такой, какая она есть и начинают учиться жить в новых условиях, стараясь помочь своему ребенку чувствовать себя счастливым, прилагая максимум усилий для его развития и используя различные возможности для коррекции и исправления определенных проблем. Но и тем, и другим родителям нужна помощь. Это, во-первых советы и поддержка тех, кто сам оказался в подобной ситуации и имеет опыт взаимодействия с такими детьми, а также обладает определенными знаниями и контактами, способствующими коррекционной работе. Во-вторых, это организации, учреждения, оказывающие квалифицированную помощь этой категории детей. Но и, конечно же, немаловажную роль здесь играют медицинские специалисты, которые увидят проблему на раннем этапе и помогут родителям сориентироваться. Несмотря на то, что в интернете можно найти любую информацию и множество различных рекомендаций, материалов, касающихся и данной темы, в том числе, все же помощь должна оказываться адресно конкретному ребенку и конкретному родителю. Одному нужно сначала помочь принять проблему, научиться с ней жить. Другому же требуются конкретные практические советы. Но, тем не менее, комплексная помощь разных специалистов, организаций, фондов, центров и т. д., поможет родителям принять своего ребенка таким, какой он есть; даст возможность увидеть заботу и внимание к их проблеме; понять, что они не одиноки и у них есть единомышленники; заставит их иначе взглянуть на данную ситуацию и осознать ответственность за воспитание своих детей. Ведь от отношения родителей, от их заинтересованности, во многом зависит успех коррекционной работы и возможность вырастить здорового человека, ну или, по крайней мере, сделать все необходимое для этого. Чем же могут помочь педагоги дошкольного учреждения родителям, имеющим ребенка с ОВЗ? Конечно же, заметив те или иные отклонения в развитии, будь то психические или физиологические проблемы, воспитатель очень осторожно и максимально корректно должен сообщить об этом родителям ребенка. Возможно, они уже и сами обнаружили это, но не имея определенного опыта, не в состоянии распознать угрозу. Поэтому нужно направить их к специалисту, а, возможно, и к нескольким, для более точного исследования проблемы. Может быть придется прибегнуть к помощи старшего воспитателя, психолога (если таковой имеется в ДОУ), медицинского работника для более адресной диагностики. Для данной категории родителей необходимо подобрать консультации, рекомендации, ссылки различных образовательных сайтов, где освещаются данные вопросы. Это поможет им более четко увидеть ту проблему, которая наблюдается у их ребенка и выбрать тот маршрут действий, который будет наиболее эффективен для них. Чем раньше и наиболее здраво родители подойдут к решению этого вопроса, тем успешнее будет результат. В заключении хочется процитировать слова В. А. Сухомлинского «Несчастный, обездоленный природой или дурной средой маленький человек не должен узнать о том, что он малоспособный, что у него слабый ум. Воспитание такого человека должно быть во сто крат более нежным, чутким, заботливым».
|