ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДОУ И СЕМЬИ |
Педагогика | |||
Автор: Вишневецкая Наталья Владимировна | |||
17.04.2022 09:10 | |||
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДОУ И СЕМЬИ Вишневецкая Н.В., воспитатель МДОУ «Детский сад №24г. Черемхово» Сотрудничество – надолго остающееся богатство Детство – это незабываемая пора в жизни человека. Она наполнена добром, лаской родителей и заботой воспитателей. Родительская забота даёт ребенку «запас прочности», формирует чувство психологической защищённости. Кто помогает родителям в воспитании детей? Конечно воспитатели, помощники родителей, в их руках дети становятся любознательными, открытыми для общения, активными, творческими, отзывчивыми.
Семейное воспитание, считается ведущим, это отражает ст. 18 Закона РФ «Об образовании». В соответствии с законом «Об образовании» РФ, где прописано, что родители являются первыми педагогами, они обязаны заложить основу нравственного, интеллектуального, физического и личностного развития ребенка. Результативным считается осуществление данной работы в совокупности с семьей. Анализируя психолого-педагогическую литературу, следует отметить, что проблема взаимодействия семьи и ДОУ достаточно обсуждается педагогами и психологами. В работах Т.Данилиной выявлены проблемы, во взаимодействии ДОУ с семьей, такие как постоянная нехватка времени и отсутствие желания работать в сотрудничестве. Л. М. Клариной был разработан комплекс становления и развития содержательных и организационных направлений сообщества детского сада и семьи. Т. Н. Дороновой, Г. В. Глушаковой, Т. И. Гризик и другими авторами, педагогами и психологами были разработаны методические рекомендации для работников ДОУ в организации и проведение работы с родителями на основе сотрудничества и взаимодействия. Что же такое взаимодействие? Детский сад взаимодействует с семьей, или семья с ДОУ? Взаимодействие — это обмен чувствами, переживаниями, мыслями, общение. Он был подробно раскрыт в работах Т.А. Марковой, где взаимодействие рассматривается как единство воспитания, где и решаются все задачи семейного воспитания, и строится на основе единого взаимопонимания. Под взаимодействием семьи и детского сада подразумевается сотрудничество педагогов и родителей. Как показывает практика на сегодняшний день, родители неохотно идут на контакт, детский сад считают местом для присмотра за детьми, стараются побыстрее «передать» ребенка в руки педагога и покинуть стены дошкольного учреждения, а вечером так же побыстрее забрать. Поэтому очень важна совместная деятельность педагогов и родителей, она позволяет лучше узнать друг друга, способствует укреплению их взаимоотношений. Содружество — это объединение кого — либо, основанное на единстве взглядов, интересах и дружбе. Возможна ли взаимная дружба без общения, без взаимодействия? Конечно, нет. А так как содружество предполагает, открытость друг другу, т.е. наличие эмпатии, следовательно, содружество, является наилучшим взаимодействием ДОУ с семьёй. Для достижения наибольшего эффекта в воспитательном процессе главное значение имеет работа с родителями воспитанников. В свете ситуации, сложившейся на сегодняшний день проблема взаимодействия ДОУ с семьей остается актуальной, и приобретает порой острый характер. Сложность в отношениях между семьей и детским садом может быть связана, например, с несовпадением взаимных ожиданий, с недоверием родителей к воспитателям. Непонимание, между семьёй и ДОУ тяжестью ложится на ребенка. Анализ ситуации свидетельствует о необходимости нововведений в работу с родителями. Необходима разработка и внедрение системы работы для активного включения родителей в жизнь ДОУ. Форма взаимодействия дошкольного учреждения с семьей — это способ организации их совместной деятельности. Целью является установление доверительных отношений с детьми, родителями и педагогами, объединение их в одно целое, воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать. Взаимодействуя с родителями, можно развивать и использовать как традиционные формы – это родительские собрания, практикумы, лекции, так и современные формы – экскурсии, устные журналы, акции, родительские клубы, игры, оздоровительные мероприятия и т.д. Планируя ту или иную форму работы, мы руководствуемся представлением о современных родителях, как о современных людях, готовых к обучению, саморазвитию и сотрудничеству. С учётом всего мы выбираем такие требования к формам взаимодействия как: востребованность, интерактивность, оригинальность. В последнее время имеют место быть новые, перспективные формы сотрудничества, которые предполагают подключение родителей к активному участию, как в педагогическом процессе, так и в жизни дошкольного учреждения. В своей работе мы используем следующие формы работы: информационно — аналитические — направлены на выявление интересов родителей, запросов, установление эмоционального контакта между педагогами, детьми и родителями. Из анкет узнаем особенности дошкольников, что ребенок любит, что не любит, пожелания, предпочтения ( «почтовый ящик, «анкетирование»). Так же используются наглядно-информационные, которые близки к задачам познавательных форм и направлены на обогащение знаний родителей, на их информационное просвещение (мини – библиотека, родительские клубы, выпуск газеты «ЖЗД – жизнь замечательных людей», информационные стенды «ОКНО – очень короткие новости»). Познавательные формы направлены — на обогащение опыта родителей, по разным вопросам воспитания, ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста (нетрадиционные родительские собрания, родительские гостиные, экскурсии, устные журналы). Досуговые — здесь устанавливаем теплые неформальные, доверительные отношения, эмоциональный контакт между нами, педагогами, и детьми. Досуги позволяют создать эмоциональный настрой в группе. Родители становятся более открытыми для общения (акции, участие родителей в конкурсах и выставках). Одна из форм информационно-аналитической работы — почтовый ящик. Берется тетрадь, или коробка, в которую родители скидывают записки со своими идеями и предложениями, обращаются с вопросами к специалистам. Заданные вопросы рассматриваются на родительских собраниях или даются специалистами письменно. Предлагаем такую форму взаимодействия, как «Тетрадь достижений», тетрадь лежит в кабинке ребенка, нами воспитателями, педагогами ведется запись определенных достижений ребенка за день, например «Сегодня Юра был вежливым, он использовал слова: спасибо, пожалуйста», или «Алексей при всей своей гиперактивности, сегодня был так заинтересован на занятии, что проявилось в усидчивости более долгое время». Пусть эти достижения не такие глобальные, но каждому родителю приятно, когда его ребенок постигает в своем развитии что то новое, ежедневно (или постоянно) совершенствуется. Данная форма работы позволяет родителям делиться своими мыслями с педагогами, удобна и эффективна. Важна и такая форма работы, как родительский клуб: "Родительская академия". Для того, чтобы встречи были интересны родителям, темы мы выбираем с учетом их пожеланий (руководствуясь результатами анкетирования). "Как сохранить здоровье", "Ребенок, с точки зрения астрологии", "Взрослые глазами ребенка", "Волшебный мир театра" — вот некоторые темы встреч. Так же о жизни группы родителям поведает информационный стенд "ОКНО" — очень короткие новости. В "ОКНЕ" мы отражаем такие события из жизни группы и детского сада, как: встречи с интересными людьми, экскурсии, конкурсы, вести с занятий, дни рождения детей, репортажи с праздников и развлечений. Одной из традиционной, но самой активной формой работы с семьей остается родительское собрание. Однако опыт работы показывает, что на проведение встреч в виде отчетов и поучающих бесед родители откликаются неохотно, что вполне понятно. Поэтому мы выстраиваем общение с родителями не на монологе, а на диалоге. Проводим собрания в форме дискуссий, круглых столов, КВН, посиделок и т.д. Используем видеозаписи деятельности детей, фрагменты образовательной работы, конкурсных выступлений. Благодаря этому процент посещения родителями собраний достаточно велик. Популярная форма работы – досуговая. Здесь наиболее полно раскрываются возможности для сотрудничества. Немаловажным является ежегодное проведение оздоровительных, спортивно — развлекательных мероприятий. Хочется отметить такую форму взаимодействия, проводимую нами с родителями, как акция. К примеру, в ходе акции «Чистая лопатка» родителям предоставляется возможность оказать помощь в строительстве зимних скульптур, в уборке снега, где и происходит непосредственное общение друг с другом. Акция на экологическую тему «Чистый город» — родителям как участникам предоставляется возможность показать личный пример ребёнку положительного отношения к природе. В заключении необходимо еще раз отметить, что семья и дошкольное учреждение – это два важных социума развития ребенка. Без родительского участия процесс воспитания невозможен, неполноценен. Опыт работы с родителями показал, что в результате применения форм взаимодействия, позиция родителей стала более гибкой. Теперь они не зрители и наблюдатели, а участники в жизни своего ребёнка. Такие изменения позволяют нам говорить об эффективности использования активных форм в работе с родителями. Список используемой литературы:
|