Планирование деятельности педагога в соответствии с ФГОС ДО |
Педагогика | |||
Автор: Танкова Ольга Аркадьевна | |||
20.04.2022 06:10 | |||
Планирование деятельности педагога в соответствии с ФГОС ДО Подготовила Танкова О. А. Требования к плану воспитательно-образовательной работы с детьми:
Виды и формы планирования.
В ДОУ используются две основные формы планирования: годовой и календарный план. Педагогами традиционно используются такие виды планирования: календарно-тематическое, перспективно-календарное, блочное, комплексное. Принципы планирования:
Технология разработки календарных планов
Принципы планирования воспитательно-образовательной работы с детьми:
Предусматривайте в плане чередование организованной и самостоятельной деятельности детей. Свободная деятельность должна составлять не менее 40% от объема регламентированной деятельности, в том числе на воздухе 3—4 часа в течение дня в зависимости от времени года. Обязательное выделение времени для свободной игры в детском саду. Учет изменения работоспособности детей в течение недели при планировании занятий и требований к их сочетаемости. Учет уровня развития детей. Использование результатов диагностики для оптимизации образовательного процесса, планирования индивидуальной работы с каждым ребенком. Непременная взаимосвязь процесса воспитания, обучения и развития. Регулярность, последовательность, повторность воспитательных воздействий. Включение элементов деятельности, способствующих эмоциональной разрядке, создающих у ребят радостное настроение, доставляющих им удовольствие. Учет эффектов «начала и конца» при распределении их в течение недели. Планирование строится на основе интеграции усилий всех специалистов, работающих в группе с детьми. Необходимо учитывать рекомендации специалистов Планируемая деятельность не навязывается детям искусственно, а обязательно соответствующим образом мотивируется. Дети должны испытывать потребность заняться чем-либо, захотеть понять, для чего им это надо. Следует предусмотреть разнообразие предлагаемой деятельности, чтобы способствовать максимально возможному раскрытию потенциала каждого малыша. В планируемой педагогом деятельности с детьми должны просматриваться решаемые ДОУ годовые задачи. Должна быть прослежена работа с родителями. Расписание сетки занятий на неделю (согласно кол-ву занятий по программе и требованиям СанПина) В группе детей младшего возраста (до 3-х лет) — не более 10 занятий, продолжительностью 8-10 минут. Допускается 1 занятие в первой половине дня, 1 занятие — во второй половине дня. Занятия проводятся в подгруппах по 5-6 человек. Во 2 младшей группе (3-4 года) проводится 11 занятий в неделю, по 15 мин. В средней группе (4-5 лет) проводится 12 занятий в неделю, по 20 мин. В старшей группе проводится 15 занятий в неделю, по 25 мин. В подготовительной группе проводится 17 занятий в неделю, включая занятия по доп. образованию, по 30 мин. Занятия физкультурно-оздоровительного цикла составляют 50 % общего времени занятий. Планирование специально организованных занятий (с указанием дня и даты) Занятие планируется в соответствии с сеткой. Структура написания занятия: Вид занятия. Тема. Источник (с указанием автора и страницы). Например: Обучение грамоте. — «Усвоение звука и буквы М» — Ушакова О. А. стр. 56; Конструирование — «Сказочный домик» — Куцакова Л.В. «Конструирование и ручной труд в д/с» – стр. 112. Цели занятия. Планирование совместной деятельности воспитателя с детьми
Утренний отрезок времени. Прогулка. Вечерняя прогулка. Основные «необходимости» каждого дня:
Планирование утреннего отрезка времени По содержанию утренний отрезок времени включает:
Количество видов деятельности в утренние часы:
Планирование прогулки Общепринятая структура прогулки.
Если перед прогулкой было физкультурное или музыкальное занятие, то прогулка начнется с наблюдения. Если же были спокойные виды деятельности, то прогулка начнется с подвижной деятельности. Наблюдения. Виды наблюдений:
При организации любых видов наблюдений должно быть использовано художественное слово: стихи, пословицы, поговорки, загадки, потешки, приметы. С приметами начинают знакомить со средней группы. Наблюдения. Следует придерживаться примерной структуры:
Продолжительность подвижной деятельности составляет 60-70% от общей продолжительности прогулки, при этом не должна ущемляться самостоятельная деятельность детей. Подвижные игры Использование подвижных игр требует соблюдения следующих методических принципов: Учет возрастных особенностей детей: чем старше дети, тем сложнее становятся игры, тем большее значение имеет сюжетный, ролевой рисунок, постепенно усложняются правила, значительнее становится роль личной инициативы. Подбор игр в соответствии с лечебно-педагогическими, лечебными и воспитательными задачами. Соблюдение физиологических закономерностей адаптации к нагрузкам. Четкое объяснение правил игры и распределение ролей. Планирование прогулки Индивидуальная работа по физ. воспитанию. Спортивные игры. Сюжетно-ролевые игры Упражнения для развития мелкой моторики рук Элементарная трудовая деятельность Экспериментальная деятельность Упражнения для развития мелкой моторики пальцев рук. Пальчиковая гимнастика — рекомендуется проводить с детьми, которые имеют проблемы в речевом развитии. Выкладывание на асфальте, песке, снегу из природного материала (палочки, камешки, пластиковые пробки, осенние листья, плоды и другие материалы). Постройки из природного материала (муравейник, метла из травинок). Игры с песком (просеивание, куличики, формочки). «Угадай на ощупь». Различные виды застежек, шнуровок — их подбор должен соответствовать возрастным интересам дошкольников. Скрепление деталей разнообразными способами. Мозаики из различных материалов, пазлы. Игры с водой, с песком. Работа с «печатками» разнообразных форм. Рисование под проговаривание текста. Рисование палочкой, мелками на асфальте, песке, снегу. Игры с веревочкой. Игры с шипованными мячиками пластилином, соленым тестом. Элементарная трудовая деятельность. Она может быть двух видов:
Хозяйственно-бытовой труд: дети вместе с педагогом, друзьями наводят порядок на участке, в игровых уголках и шкафчиках. Труд на природе: дети работают в цветнике, на клумбе, в огороде. Существует четыре вида прогулки: Типовая: максимально свободная деятельность детей (максимум атрибутов). Комбинированная, состоящая из двух частей: первая часть — целевая прогулка; вторая часть — свободная деятельность детей. Прогулка-экскурсия, прогулка-поход. Спортивная (соревнования, эстафеты). Планирование второй половины дня После дневного сна хорошо планировать и трудовую деятельность детей: уборку групповой комнаты; ремонт книг, пособий, настольно-печатных игр; стирку кукольного белья, носовых платков, лент; изготовление игрушек-самоделок для своих игр и для игр малышей. Рекомендуется также устраивать и различные зрелищные мероприятия, развлечения: кукольный, настольный, теневой театры; концерты; спортивные, музыкальные и литературные досуги; слушание аудиокассет и многое другое. Активный отдых и семейный досуг Физкультурно-оздоровительные праздники по программе «Оздоровление», проводятся 2 раза в год. «День здоровья», проводится 1 раз в квартал. «Неделя здоровья», проводится 1 раз в квартал. Минитуризм. Ознакомление детей с художественной литературой Чтение художественных текстов должно быть ежедневным, чтобы войти в привычку, создать ритуал жизни группы. Время для чтения должно быть определено в распорядке дня. Продолжительность чтения составляет примерно 15-20 минут в старшей группе и 20-25 минут в подготовительной группе. Воспитатель сам подбирает для детей художественные тексты, сам определяет последовательность их чтения, руководствуясь принципом чередования: большие и малые литературные формы. Большие художественные произведения следует читать несколько дней подряд (от 2 до 10-12 дней), так как дети должны иметь возможность «удержать» последовательность сюжетных событий. Ежемесячно воспитатель прочитывает детям 1-2 больших произведения. В период между чтениями двух больших произведений используются короткие произведения (фольклорные и авторские сказки, стихи, реалистические рассказы). Ознакомление детей с художественной литературой При подборе и планировании последовательности текстов воспитатель руководствуется происходящими событиями (сезон, праздники, памятные даты), тематическими циклами и направленностью актуальных интересов детей группы. Список корректируется педагогом с учетом возникающих в группе конфликтов и коллизий, решение которых может быть подсказано книгой. В младшей группе воспитатель знакомит детей с народными песенками, стихами, народными сказками, сказками зарубежных и отечественных авторов. В средней группе воспитатель знакомит детей с баснями, сказками про животных, которые являются носителями определенных качеств, песенками и потешками, произведениями о правилах поведения и культуре общения. В старшей группе воспитатель знакомит детей с произведениями, которые отражают ситуативное поведение ребенка и показывают, как выйти из того или иного положения Организация работы по театрализованной деятельности: Театрализованная деятельность планируется в утренние и вечерние часы в нерегламентированное время. Театрализованная деятельность может быть представлена частью занятия по разным видам деятельности. Театрализованная деятельность может быть запланирована как специальное занятие. Виды театрализованной деятельности: Просмотр кукольных спектаклей и беседа по ним. Игры-драматизации: с пальчиками, с куклами бибабо, импровизации. Подготовка и разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок. Упражнения по формированию выразительности исполнения (вербальной и невербальной). Отдельные упражнения по этике. Упражнения в целях социально-эмоционального развития детей. Познавательно-речевое развитие Виды совместной деятельности детей и воспитателя:
Целевые прогулки, передвижные выставки, экскурсии. Подвижные игры, сопровождаемые литературным текстом или песней. Подвижные игры со звукоподражаниями. Подвижные игры, способствующие развитию фонематического и слогового восприятия ( «Мяч в воздухе», «Ловишка из круга», Найди себе пару», «Мяч в кругу»). Подвижные игры, направленные на формирование лексико-грамматической стороны речи ( «Земля, вода, огонь, воздух», «Прятки» и другие). Беседы. Викторины, конкурсы с речевым материалом. Игры с природным материалом. Продуктивные виды деятельности: рисунки, аппликации и другое. Игры-эксперименты (Например: тонет — не тонет, бьется — не бьется, катится — не катится). Средства и формы обучения языку, направленные на развитие коммуникативной компетенции ребенка, включают в себя: Специальные речевые занятия. Дидактические игры и упражнения с парным взаимодействием. Игры с передачей по кругу мяча, картинок. Игры «Живые слова», «Телефон». Игры-драматизации. Беседы с детьми. Народные игры. Сюжетно-ролевые игры. Этюды, импровизации. Наблюдения, прогулки, экскурсии. Рассматривание рисунков и фотографий. Свободное и тематическое рисование, лепку. Чтение художественных произведений. Рассказы педагога и рассказы детей. Сочинение историй. Мини-конкурсы, игры-соревнования. Планирование гимнастик.
|