Специальные образовательные условия для детей с ограниченными возможностями здоровья. |
Педагогика | |||
Автор: Лазарева Татьяна Юрьевна | |||
18.03.2022 07:21 | |||
Специальные образовательные условия для детей с ограниченными возможностями здоровья. Специальная педагогика устанавливает, что обучение и воспитание детей с особыми образовательными потребностями органично взаимосвязаны и взаимодополняемы с саморазвитием, и реализуются они в специальных образовательных условиях. Важнейшими составляющими этих условий для любой категории обучающихся с особыми образовательным потребностями являются следующие: наличие адаптированных к особым образовательным потребностям конкретного обучающегося образовательных программ (общеобразовательных и коррекционно-развивающих); учет особенностей развития каждого ребенка, индивидуальный педагогический подход, проявляющийся в особой организации коррекционно-педагогического процесса, в применении специальных методов и средств обучения компенсации и коррекции (в том числе и технических);
создание адекватной среды жизнедеятельности как в условиях класса, школы, так и вне ее; необходимое участие в образовательном процессе специального педагога, соответствующего профиля – это может быть учитель-ассистент либо тьютор; для осуществления гигиенических и лечебнопрофилактических мероприятий в инклюзивной школе для обучающихся с нарушениями развития должны быть предусмотрены ставки врача, медицинской сестры, инструктора лечебной физкультуры. предоставление психологических и социальных услуг. В зависимости от степени ограничения возможностей, и в первую очередь от сохранности интеллекта, а также от качества и своевременности обеспечения специальными образовательными условиями обучающиеся, имеющие нарушения развития, могут осваивать разные уровни образования. Создание специальных образовательных условий для детей с ОВЗ: нарушение зрения. Главным фактором успешного инклюзивного обучения детей с нарушениями зрения в общеобразовательной организации является создание для них таких образовательных условий, которые бы отвечали всем образовательным потребностям учащихся данной категории и не являлись бы худшими, в сравнении с теми, которые созданы для этих детей в специальной (коррекционной) школе 3и 4 вида. Для учащихся с нарушениями зрения специальная образовательная среда в общеобразовательной организации предусматривает: наличие нормативно-правового обеспечения организационных, материальных, кадровых, содержательных аспектов процесса инклюзивного образования в общеобразовательных организациях; обеспечение индивидуального подхода в удовлетворении общих и специальных образовательных потребностей учащегося с нарушением зрения с учетом состояния зрения, наличия медицинских ограничений и/или противопоказаний; образовательного уровня учащегося и его образовательных потребностей; обеспечение безбарьерности окружающей предметной, архитектурной, а также коммуникативной, информационной и дидактической сред; наличие учебно-методического обеспечения и технического оснащения для осуществления образовательного процесса для учащихся с нарушениями зрения в общеобразовательной организации; обеспечение специального психологического сопровождения учащегося с нарушением зрения на всех этапах инклюзивного обучения; обеспеченность инклюзивного образовательного процесса психолого-педагогическими кадрами, владеющими знаниями об особенностях познавательной деятельности, общения, социального взаимодействия, передвижения и ориентировки в пространстве и о других специфических особенностях незрячего/слабовидящего человека; способных трансформировать и адаптировать учебный процесс, содержание, формы и методы учебной и воспитательной работы в соответствии с этими знаниями; владеющих необходимыми профессиональными компетенциями для удовлетворения всех имеющихся у незрячего и слабовидящего учащегося образовательных потребностей; Создание специальных образовательных условий для детей с ОВЗ: нарушение слуха. Включение ребенка с нарушенным слухом в образовательную организацию будет эффективным при наличии следующих составляющих:
При создании «безбарьерной среды» необходимо помнить, что серьезной проблемой для детей с нарушенным слухом является получение информации, следовательно, в первую очередь необходимо создавать доступное для этих учащихся пространство, которое позволит воспринимать максимальное количество сведений через визуализированные источники: удобно расположенные и доступные стенды с представленным на них наглядным материалом о внутришкольных правилах поведения, правилах безопасности, распорядках/режиме функционирования учреждения, расписании уроков, последних событиях в школе, ближайших планах и т.д.; табло с «бегущей строкой» /мониторы на этажах, где может быть представлена актуальная на сегодняшний день информация; световая индикация начала и окончания урока в классах и помещениях общего пользования (залы, рекреации, столовая, библиотека и т.д.), которая позволяет детям ориентироваться в учебном пространстве и самостоятельно организовывать свое рабочее время; доступный интернет и телефон с функцией работы в режиме СМС – сообщений, предназначенный для контактов с родителями, сверстниками, учителями. Акустическая подготовка групповых/классных комнат, нормализация акустики помещения, в котором будет учиться ребенок со слуховым аппаратом/кохлеарнымиплантом – важная составляющая в создании архитектурной среды учреждения. В большинстве групповых/классных комнат школы присутствует эффект реверберации (эхо), что значительно снижает возможность слухо-зрительного восприятия речи учителя или воспитателя, а также одноклассников глухими/слабослышащими учащимися. Оборудование классной комнаты специальными звукопоглощающими панелями и шторами из плотного материала поможет решению данной проблемы. Создание специальных кабинетов для отдыха/релаксации и коррекционно-развивающих занятий. Индивидуальная образовательная программа (ИОП) составляется психолого-педагогическим консилиумом, определяет содержание и формы построения образовательного процесса для ребёнка с нарушенным слухом в соответствии с его реальными возможностями, особенностями развития и образовательными потребностями. Детей с нарушенным слухом в соответствие с педагогической классификацией и особенностями организации специального образовательного пространства условно можно разделить на несколько групп:
Создание специальных образовательных условий для детей с ОВЗ: нарушения опорно-двигательного аппарата (НОДА). Необходимым условием организации успешного психолого-педагогического сопровождения детей с НОДА в образовательных организациях является создание адаптивной среды, позволяющей обеспечить их полноценную интеграцию и личностную реализацию. Обучение детей с НОДА должно осуществляться на фоне лечебно-восстановительной работы, которая должна вестись в следующих направлениях: посильная медицинская коррекция двигательного дефекта, терапия нервно-психических отклонений, купирование соматических заболеваний. Педагоги и администрация образовательной организации должны регулярно запрашивать рекомендации к осуществлению лечебно-профилактического режима, учитывающие возрастные изменения. Обязательным условием является соблюдение индивидуального ортопедического режима для каждого обучающегося с двигательной патологией. В соответствие рекомендациями врача-ортопеда, инструктора ЛФК определяются правила посадки и передвижения ребенка с использованием технических средств реабилитации, рефлекс-запрещающие позиции (поза, который взрослый придает ребенку для снижения активности патологических рефлексов и нормализации мышечного тонуса), обеспечивающие максимально комфортное положение ребенка в пространстве и возможность осуществления движений. Общеобразовательная организация должна реализовывать программы коррекционной работы и адаптированные образовательные программы. Образовательная программа для детей с НОДА разрабатывается учреждением самостоятельно на основе государственного образовательного стандарта, примерных программ по учебным предметам федерального компонента, программ регионального и школьного компонентов, исходя из особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей учащихся. Создание специальных образовательных условий для детей с ОВЗ: нарушения умственного и психического развития. В образовательной организации должны быть созданы необходимые условия для получения качественного образования детям с ЗПР, для коррекции нарушений развития и социальной адаптации. Первым специальным условием является специальные образовательные программы для детей данной категории (уровень академических знаний сопоставим с общеобразовательной школой). Обучение школьников, имеющих ЗПР, осуществляется по адаптированным образовательным программам, разработанным на основе программ специальных (коррекционных) общеобразовательных школ и классов VII вида. Данные программы сохраняют основное содержание образования начальных классов общеобразовательной школы, но отличаются коррекционной направленностью обучения. Это обусловлено особенностями усвоения учебного материала детьми, испытывающими стойкие трудности в обучении. Причиной их является задержка психического развития. Обучение в специальных (коррекционных) школах VIII вида ведется по специальным программам (Программы для специальных (коррекционных) учреждений VIII вида. Под ред. В.В. Воронковой; Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Под ред. И.М. Бгажноковой), в которых предусмотрено овладение учащимися системой элементарных понятий, умений и навыков, необходимых для их социальной адаптации. Содержание обучения отражено в оригинальных учебниках для специальных (коррекционных) школ VIII вида, которые издаются по всем учебным предметам. Для обучения умственно отсталого ребенка с нормально развивающимися сверстниками в одном классе должны быть составлены индивидуальный учебный план и индивидуальная образовательная программа. В программе должно быть указано, в каком объеме и на каком уровне (знания, понимания, применения) должен быть усвоен тот или иной учебный материал. Необходимо предусмотреть необходимое количество учебного времени для усвоения и закрепления нового материала, а также продумать измерители достижений учащегося: те знания, умения и навыки, которые должны быть сформированы у ученика. При этом целесообразно учитывать требования к знаниям, умениям и навыкам, которые сформулированы в программах по соответствующим учебным предметам в специальной (коррекционной) школе VIII вида. Индивидуальная учебная программа составляется специальным педагогом и учителем, осуществляющим обучение в классе, а также согласовывается с родителями ученика. Затем она утверждается школьной администрацией и вступает в силу. Важно в конце каждой четверти (триместра) оценивать эффективность индивидуальной учебной программы с тем, чтобы вовремя внести коррективы. При обучении школьников с нарушением интеллекта необходимо использовать специальные методы и приемы, позволяющие облегчить или сделать доступным для понимания учебный материал. Создание специальных образовательных условий для детей с ОВЗ: тяжелые нарушения речи. Ребенок, имеющий тяжелые нарушения речи, может найти свое место в системе общего образования и осваивать основную образовательную программу, посредством полностью или частично адаптированных программ учебных дисциплин и программы коррекционной работы, которые обеспечат реализацию его специальных образовательных потребностей. Для получения образования обучающимися с тяжелыми нарушениями речи в общеобразовательных организациях необходимо создание специальных условий обучения, воспитания и развития: раннее выявление детей с речевой патологией (совместно со специалистами медицинского профиля и психологами) и организация логопедической помощи на этапе обнаружения признаков отклоняющегося психо-речевого развития; обязательная систематическая коррекционно-логопедическая помощь в соответствии с выявленными нарушениями в раннем или дошкольном возрасте; взаимосвязь и преемственность содержания и методов логопедической работы в условиях дошкольного и школьного образования и воспитания, ориентированных на нормализацию (полное преодоление) или сглаживание отклонений речевого и личностного развития; обязательное получение начального образования в условиях учреждения массового или специального типа, адекватного образовательным потребностям учащегося с учетом степени тяжести его речевого недоразвития; получение обязательной систематической логопедической помощи в условиях учреждения массового или специального типа; возможность обучаться на дому и/или дистанционно (в случае тяжелых форм речевой патологии при сочетанных нарушениях развития); обеспечение специальных условий, способствующих психо-речевому развитию детей на основе системного и комплексного подхода при диагностике и коррекции речевых нарушений; взаимодействие и координация педагогических, психологических и медицинских средств воздействия при тесном сотрудничестве учителя-логопеда, учителя-дефектолога, педагога-психолога, учителей и врачей разных специальностей; доступность необходимых медицинских услуг, способствующих преодолению и сглаживанию первичного дефекта, нормализации общей, мелкой и артикуляционной моторики, состояния высшей нервной деятельности, соматического здоровья; применение индивидуально ориентированных специфических приемов и методов логопедической коррекции при различных по формах речевой патологии: для детей с артикуляционными расстройствами необходимы специфические приемы нормализации речевой моторики, дифференцированный логопедический массаж, артикуляционная гимнастика; для детей с фонологическим дефицитом – система развития фонематического восприятия, для детей с заиканием – методы нормализации темпо-ритмической организации речи, для детей с общим недоразвитием речи – формирование всех компонентов речевой деятельности в течение длительного периода; выбор индивидуального темпа обучения, с возможным изменением сроков продвижения в образовательном пространстве (особенно в случаях тяжелой речевой патологии); особая организация диагностических, проверочных и контрольно-оценочных средств: сокращение объема контрольных заданий, адресные пошаговые задания, с более дробными инструкциями (при необходимости с неоднократным повтором); увеличение времени на выполнение, самоанализ работы и исправление ошибок; объективная оценка личностных результатов освоения основной образовательной программы обучающимися; создание особой пространственной и временной организации образовательной среды, учитывающей коммуникативный и социальный опыт учащихся; щадящий, здоровье-сберегающий, комфортный режим обучения и нагрузок; применение специальных методов, приемов и средств обучения, в том числе специализированных компьютерных технологий, дидактических пособий, визуальных средств, обеспечивающих реализацию «обходных путей» обучения и коррекционного воздействия на речевые процессы, повышающих контроль за устной и письменной речью; профилактика и коррекция школьной и социокультурной дезадаптации за счет расширения образовательного пространства, увеличение социальных контактов, формирование навыков коллективной и индивидуально-подгрупповой работы и внеучебного взаимодействия, обучение с этой целью выбирать и применять необходимые коммуникативно-речевые стратегии поведения и общения; формирование социально-коммуникативного внимания, вежливости, приветливости, а также общекультурных, морально-этических и нравственных норм поведения; психолого-педагогическое сопровождение семьи с целью ее активного вовлечения в коррекционно-развивающую работу с ребенком; организация партнерских отношений с родителями, максимальное привлечение их к коррекционно-развивающей работе и общему образовательному процессу; наличие адаптированной образовательной программы для детей с тяжелыми нарушением речи, которая будет определять содержание и организацию образовательного процесса на каждом уровне общего образования; организация для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи в общеобразовательных организациях, патроната специальных служб помощи и поддержки (ПМПК, консультативных центров, ПМС центров, логопедических пунктов и т.д.). Эти службы оказывают логопедическую помощь детям с ТНР, направленную на диагностику состояния речевой деятельности, коррекционно-логопедическое воздействие по преодолению речевых расстройств, профилактику вторичных речевых нарушений. Помощь может быть систематической (регулярные занятия), а может быть эпизодической – по мере обращения родителей, что зависит от конкретных потребностей ребенка. Таким образом, категорию детей с ТНР можно рассматривать как учащихся, относящихся к группе риска по образовательному принципу. При этом для этих детей необходимо специально организованное обучение в условиях вариативной организации рабочего пространства и образовательной программы, учитывающей их особые образовательные потребности и содействующей решению интегративных задач как специальной педагогики, так и общего образования в целом. Создание специальных образовательных условий для детей с ОВЗ: расстройства аутистического спектра. Исходя из особенностей и потребностей детей школьного возраста, имеющих расстройства аутистического спектра, успешность обучения и воспитания ребенка школьного возраста, имеющего РАС, будет зависеть от того, насколько в учреждении удалось создать специальные условия для детей этой категории. Специальные условия для детей этой категории включают в себя: Обеспечение нормативно-правовой документацией, регламентирующей учебно-воспитательный процесс ребенка с РАС (стандартный пакет документов, а также локальные акты, договора между учреждением и лицами, осуществляющими опеку ребенка с РАС), в том числе специфические особенности, в частности, возможность альтернативного питания (с учетом диеты или значительных пищевых ограничениях ребенка с РАС); взаимодействие с учреждениями, оказывающими помощь ребенку с РАС вне школы (ПМС-центры и др.); организацию медицинского сопровождения (например, врача-психиатра). Обеспечение учреждения дополнительными помещениями, оборудованием, позволяющим проводить индивидуальные занятия с ребенком, имеющим РАС и создавать условия для отдыха (особенно важно для детей, имеющих нарушения или колебания работоспособности). Для более эффективного обучения детей с РАС необходимо оценивать успешность усвоения учебного материала ребенком в классе, темп освоения учебного материала. Например, в ряде случаев будет достаточно, если сопровождающий в дополнение к объяснению учителя даст ребенку с РАС алгоритм выполнения задания. В другом случае (если ребенок значительно отстает или опережает в рамках конкретного учебного предмета) более эффективным будет проведение индивидуальных занятий, при том, что все другие уроки ребенок посещает вместе с классом. Определение и использование наиболее эффективных приемов усвоения учебного материала, что позволяет избежать формального усвоения учебных знаний. Ребенок с РАС на этапе обучения может нуждаться в помощи тьютора (при недостаточной возможности ребенка самостоятельно организовать деятельность в школе), логопеда (для преодоления нарушений речи и коммуникации), психолога (решение различных задач, от развития эмоциональной сферы до освоения правил поведения в различных ситуациях, как игровое занятие или тренинг), дефектолога (при наличии задержки темпа познавательного развития, трудностях освоения учебного материала), при необходимости социального педагога, нейропсихолога и др.. Часть специалистов должны присутствовать в течение всего учебного дня (например, тьютор), часть специалистов могут оказывать помощь как в самом учреждении, так и в других учреждениях, но непременным условием является систематическое взаимодействие специалистов, оказывающих помощь ребенку с РАС. Важную роль играет координатор инклюзивного образования (чаще всего такие специалисты являются представителями ресурсных отделений ПМПС-центров и др. учреждений, оказывающих методическую помощь). Разработка и реализация адаптированной образовательной программы, в программе коррекционной работы которой реализуется индивидуально-ориентированный подход при определении сроков прохождения учебного материала. Использованная литература:
|