Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Специальные образовательные условия для детей с ограниченными возможностями здоровья.
Педагогика
Автор: Лазарева Татьяна Юрьевна   
18.03.2022 07:21

Специальные образовательные условия для детей с ограниченными возможностями здоровья.Специальные образовательные условия для детей с ограниченными возможностями здоровья.

Специальная педагогика устанавливает, что обучение и воспитание детей с особыми образовательными потребностями органично взаимосвязаны и взаимодополняемы с саморазвитием, и реализуются они в специальных образовательных условиях.

Важнейшими составляющими этих условий для любой категории обучающихся с особыми образовательным потребностями являются следующие:

наличие адаптированных к особым образовательным потребностям конкретного обучающегося образовательных программ (общеобразовательных и коррекционно-развивающих);

учет особенностей развития каждого ребенка, индивидуальный педагогический подход, проявляющийся в особой организации коррекционно-педагогического процесса, в применении специальных методов и средств обучения компенсации и коррекции (в том числе и технических);

 

создание адекватной среды жизнедеятельности как в условиях класса, школы, так и вне ее;

необходимое участие в образовательном процессе специального педагога, соответствующего профиля – это может быть учитель-ассистент либо тьютор; для осуществления гигиенических и лечебнопрофилактических мероприятий в инклюзивной школе для обучающихся с нарушениями развития должны быть предусмотрены ставки врача, медицинской сестры, инструктора лечебной физкультуры.

предоставление психологических и социальных услуг.

В зависимости от степени ограничения возможностей, и в первую очередь от сохранности интеллекта, а также от качества и своевременности обеспечения специальными образовательными условиями обучающиеся, имеющие нарушения развития, могут осваивать разные уровни образования.

Создание специальных образовательных условий для детей с ОВЗ: нарушение зрения.

Главным фактором успешного инклюзивного обучения детей с нарушениями зрения в общеобразовательной организации является создание для них таких образовательных условий, которые бы отвечали всем образовательным потребностям учащихся данной категории и не являлись бы худшими, в сравнении с теми, которые созданы для этих детей в специальной (коррекционной) школе 3и 4 вида.

Для учащихся с нарушениями зрения специальная образовательная среда в общеобразовательной организации предусматривает:

наличие нормативно-правового обеспечения организационных, материальных, кадровых, содержательных аспектов процесса инклюзивного образования в общеобразовательных организациях;

обеспечение индивидуального подхода в удовлетворении общих и специальных образовательных потребностей учащегося с нарушением зрения с учетом состояния зрения, наличия медицинских ограничений и/или противопоказаний; образовательного уровня учащегося и его образовательных потребностей;

обеспечение безбарьерности окружающей предметной, архитектурной, а также коммуникативной, информационной и дидактической сред;

наличие учебно-методического обеспечения и технического оснащения для осуществления образовательного процесса для учащихся с нарушениями зрения в общеобразовательной организации;

обеспечение специального психологического сопровождения учащегося с нарушением зрения на всех этапах инклюзивного обучения;

обеспеченность инклюзивного образовательного процесса психолого-педагогическими кадрами, владеющими знаниями об особенностях познавательной деятельности, общения, социального взаимодействия, передвижения и ориентировки в пространстве и о других специфических особенностях незрячего/слабовидящего человека; способных трансформировать и адаптировать учебный процесс, содержание, формы и методы учебной и воспитательной работы в соответствии с этими знаниями; владеющих необходимыми профессиональными компетенциями для удовлетворения всех имеющихся у незрячего и слабовидящего учащегося образовательных потребностей;

Создание специальных образовательных условий для детей с ОВЗ: нарушение слуха.

Включение ребенка с нарушенным слухом в образовательную организацию будет эффективным при наличии следующих составляющих:

  1. нормативно-правовая база, регулирующая инклюзивное образование;
  2. материально-технические, кадровые и методические ресурсы;
  3. социально-нравственный потенциал всех участников образовательного процесса;
  4. учет особенностей детей с нарушением слуха;
  5. непрерывное и компетентное участие родителей в образовательном процессе.

При создании «безбарьерной среды» необходимо помнить, что серьезной проблемой для детей с нарушенным слухом является получение информации, следовательно, в первую очередь необходимо создавать доступное для этих учащихся пространство, которое позволит воспринимать максимальное количество сведений через визуализированные источники:

удобно расположенные и доступные стенды с представленным на них наглядным материалом о внутришкольных правилах поведения, правилах безопасности, распорядках/режиме функционирования учреждения, расписании уроков, последних событиях в школе, ближайших планах и т.д.;

табло с «бегущей строкой» /мониторы на этажах, где может быть представлена актуальная на сегодняшний день информация;

световая индикация начала и окончания урока в классах и помещениях общего пользования (залы, рекреации, столовая, библиотека и т.д.), которая позволяет детям ориентироваться в учебном пространстве и самостоятельно организовывать свое рабочее время;

доступный интернет и телефон с функцией работы в режиме СМС – сообщений, предназначенный для контактов с родителями, сверстниками, учителями.

Акустическая подготовка групповых/классных комнат, нормализация акустики помещения, в котором будет учиться ребенок со слуховым аппаратом/кохлеарнымиплантом – важная составляющая в создании архитектурной среды учреждения. В большинстве групповых/классных комнат школы присутствует эффект реверберации (эхо), что значительно снижает возможность слухо-зрительного восприятия речи учителя или воспитателя, а также одноклассников глухими/слабослышащими учащимися. Оборудование классной комнаты специальными звукопоглощающими панелями и шторами из плотного материала поможет решению данной проблемы.

Создание специальных кабинетов для отдыха/релаксации и коррекционно-развивающих занятий.

Индивидуальная образовательная программа (ИОП) составляется психолого-педагогическим консилиумом, определяет содержание и формы построения образовательного процесса для ребёнка с нарушенным слухом в соответствии с его реальными возможностями, особенностями развития и образовательными потребностями.

Детей с нарушенным слухом в соответствие с педагогической классификацией и особенностями организации специального образовательного пространства условно можно разделить на несколько групп:

  1. группа – дети, состояние слуха и уровень развития которых позволяет им успешно обучаться в общеобразовательных учреждениях при условии применения специальных материально-технических ресурсов и ассистивных технологий в минимальном объеме;
  2. группа – дети, уровень развития которых требует создания специальных материально-технических условий и использования ассистивных технологий;
  3. группа – дети по уровню развития способные обучаться только при наличии материально-технических ресурсов и ассистивных технологий в специально организованном образовательном пространстве.

Создание специальных образовательных условий для детей с ОВЗ: нарушения опорно-двигательного аппарата (НОДА).

Необходимым условием организации успешного психолого-педагогического сопровождения детей с НОДА в образовательных организациях является создание адаптивной среды, позволяющей обеспечить их полноценную интеграцию и личностную реализацию. Обучение детей с НОДА должно осуществляться на фоне лечебно-восстановительной работы, которая должна вестись в следующих направлениях: посильная медицинская коррекция двигательного дефекта, терапия нервно-психических отклонений, купирование соматических заболеваний. Педагоги и администрация образовательной организации должны регулярно запрашивать рекомендации к осуществлению лечебно-профилактического режима, учитывающие возрастные изменения.

Обязательным условием является соблюдение индивидуального ортопедического режима для каждого обучающегося с двигательной патологией. В соответствие рекомендациями врача-ортопеда, инструктора ЛФК определяются правила посадки и передвижения ребенка с использованием технических средств реабилитации, рефлекс-запрещающие позиции (поза, который взрослый придает ребенку для снижения активности патологических рефлексов и нормализации мышечного тонуса), обеспечивающие максимально комфортное положение ребенка в пространстве и возможность осуществления движений.

Общеобразовательная организация должна реализовывать программы коррекционной работы и адаптированные образовательные программы. Образовательная программа для детей с НОДА разрабатывается учреждением самостоятельно на основе государственного образовательного стандарта, примерных программ по учебным предметам федерального компонента, программ регионального и школьного компонентов, исходя из особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей учащихся.

Создание специальных образовательных условий для детей с ОВЗ: нарушения умственного и психического развития.

В образовательной организации должны быть созданы необходимые условия для получения качественного образования детям с ЗПР, для коррекции нарушений развития и социальной адаптации.

Первым специальным условием является специальные образовательные программы для детей данной категории (уровень академических знаний сопоставим с общеобразовательной школой). Обучение школьников, имеющих ЗПР, осуществляется по адаптированным образовательным программам, разработанным на основе программ специальных (коррекционных) общеобразовательных школ и классов VII вида. Данные программы сохраняют основное содержание образования начальных классов общеобразовательной школы, но отличаются коррекционной направленностью обучения. Это обусловлено особенностями усвоения учебного материала детьми, испытывающими стойкие трудности в обучении. Причиной их является задержка психического развития.

Обучение в специальных (коррекционных) школах VIII вида ведется по специальным программам (Программы для специальных (коррекционных) учреждений VIII вида. Под ред. В.В. Воронковой;

Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Под ред. И.М. Бгажноковой), в которых предусмотрено овладение учащимися системой элементарных понятий, умений и навыков, необходимых для их социальной адаптации. Содержание обучения отражено в оригинальных учебниках для специальных (коррекционных) школ VIII вида, которые издаются по всем учебным предметам.

Для обучения умственно отсталого ребенка с нормально развивающимися сверстниками в одном классе должны быть составлены индивидуальный учебный план и индивидуальная образовательная программа. В программе должно быть указано, в каком объеме и на каком уровне (знания, понимания, применения) должен быть усвоен тот или иной учебный материал. Необходимо предусмотреть необходимое количество учебного времени для усвоения и закрепления нового материала, а также продумать измерители достижений учащегося: те знания, умения и навыки, которые должны быть сформированы у ученика.

При этом целесообразно учитывать требования к знаниям, умениям и навыкам, которые сформулированы в программах по соответствующим учебным предметам в специальной (коррекционной) школе VIII вида.

Индивидуальная учебная программа составляется специальным педагогом и учителем, осуществляющим обучение в классе, а также согласовывается с родителями ученика. Затем она утверждается школьной администрацией и вступает в силу. Важно в конце каждой четверти (триместра) оценивать эффективность индивидуальной учебной программы с тем, чтобы вовремя внести коррективы.

При обучении школьников с нарушением интеллекта необходимо использовать специальные методы и приемы, позволяющие облегчить или сделать доступным для понимания учебный материал.

Создание специальных образовательных условий для детей с ОВЗ: тяжелые нарушения речи.

Ребенок, имеющий тяжелые нарушения речи, может найти свое место в системе общего образования и осваивать основную образовательную программу, посредством полностью или частично адаптированных программ учебных дисциплин и программы коррекционной работы, которые обеспечат реализацию его специальных образовательных потребностей.

Для получения образования обучающимися с тяжелыми нарушениями речи в общеобразовательных организациях необходимо создание специальных условий обучения, воспитания и развития:

раннее выявление детей с речевой патологией (совместно со специалистами медицинского профиля и психологами) и организация логопедической помощи на этапе обнаружения признаков отклоняющегося психо-речевого развития;

обязательная систематическая коррекционно-логопедическая помощь в соответствии с выявленными нарушениями в раннем или дошкольном возрасте;

взаимосвязь и преемственность содержания и методов логопедической работы в условиях дошкольного и школьного образования и воспитания, ориентированных на нормализацию (полное преодоление) или сглаживание отклонений речевого и личностного развития;

обязательное получение начального образования в условиях учреждения массового или специального типа, адекватного образовательным потребностям учащегося с учетом степени тяжести его речевого недоразвития;

получение обязательной систематической логопедической помощи в условиях учреждения массового или специального типа;

возможность обучаться на дому и/или дистанционно (в случае тяжелых форм речевой патологии при сочетанных нарушениях развития);

обеспечение специальных условий, способствующих психо-речевому развитию детей на основе системного и комплексного подхода при диагностике и коррекции речевых нарушений;

взаимодействие и координация педагогических, психологических и медицинских средств воздействия при тесном сотрудничестве учителя-логопеда, учителя-дефектолога, педагога-психолога, учителей и врачей разных специальностей;

доступность необходимых медицинских услуг, способствующих преодолению и сглаживанию первичного дефекта, нормализации общей, мелкой и артикуляционной моторики, состояния высшей нервной деятельности, соматического здоровья;

применение индивидуально ориентированных специфических приемов и методов логопедической коррекции при различных по формах речевой патологии: для детей с артикуляционными расстройствами необходимы специфические приемы нормализации речевой моторики, дифференцированный логопедический массаж, артикуляционная гимнастика; для детей с фонологическим дефицитом – система развития фонематического восприятия, для детей с заиканием – методы нормализации темпо-ритмической организации речи, для детей с общим недоразвитием речи – формирование всех компонентов речевой деятельности в течение длительного периода;

выбор индивидуального темпа обучения, с возможным изменением сроков продвижения в образовательном пространстве (особенно в случаях тяжелой речевой патологии);

особая организация диагностических, проверочных и контрольно-оценочных средств: сокращение объема контрольных заданий, адресные пошаговые задания, с более дробными инструкциями (при необходимости с неоднократным повтором); увеличение времени на выполнение, самоанализ работы и исправление ошибок;

объективная оценка личностных результатов освоения основной образовательной программы обучающимися;

создание особой пространственной и временной организации образовательной среды, учитывающей коммуникативный и социальный опыт учащихся;

щадящий, здоровье-сберегающий, комфортный режим обучения и нагрузок;

применение специальных методов, приемов и средств обучения, в том числе специализированных компьютерных технологий, дидактических пособий, визуальных средств, обеспечивающих реализацию «обходных путей» обучения и коррекционного воздействия на речевые процессы, повышающих контроль за устной и письменной речью;

профилактика и коррекция школьной и социокультурной дезадаптации за счет расширения образовательного пространства, увеличение социальных контактов, формирование навыков коллективной и индивидуально-подгрупповой работы и внеучебного взаимодействия, обучение с этой целью выбирать и применять необходимые коммуникативно-речевые стратегии поведения и общения;

формирование социально-коммуникативного внимания, вежливости, приветливости, а также общекультурных, морально-этических и нравственных норм поведения;

психолого-педагогическое сопровождение семьи с целью ее активного вовлечения в коррекционно-развивающую работу с ребенком;

организация партнерских отношений с родителями, максимальное привлечение их к коррекционно-развивающей работе и общему образовательному процессу;

наличие адаптированной образовательной программы для детей с тяжелыми нарушением речи, которая будет определять содержание и организацию образовательного процесса на каждом уровне общего образования; организация для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи в общеобразовательных организациях, патроната специальных служб помощи и поддержки (ПМПК, консультативных центров, ПМС центров, логопедических пунктов и т.д.). Эти службы оказывают логопедическую помощь детям с ТНР, направленную на диагностику состояния речевой деятельности, коррекционно-логопедическое воздействие по преодолению речевых расстройств, профилактику вторичных речевых нарушений. Помощь может быть систематической (регулярные занятия), а может быть эпизодической – по мере обращения родителей, что зависит от конкретных потребностей ребенка.

Таким образом, категорию детей с ТНР можно рассматривать как учащихся, относящихся к группе риска по образовательному принципу.

При этом для этих детей необходимо специально организованное обучение в условиях вариативной организации рабочего пространства и образовательной программы, учитывающей их особые образовательные потребности и содействующей решению интегративных задач как специальной педагогики, так и общего образования в целом.

Создание специальных образовательных условий для детей с ОВЗ: расстройства аутистического спектра.

Исходя из особенностей и потребностей детей школьного возраста, имеющих расстройства аутистического спектра, успешность обучения и воспитания ребенка школьного возраста, имеющего РАС, будет зависеть от того, насколько в учреждении удалось создать специальные условия для детей этой категории.

Специальные условия для детей этой категории включают в себя:

Обеспечение нормативно-правовой документацией, регламентирующей учебно-воспитательный процесс ребенка с РАС (стандартный пакет документов, а также локальные акты, договора между учреждением и лицами, осуществляющими опеку ребенка с РАС), в том числе специфические особенности, в частности, возможность альтернативного питания (с учетом диеты или значительных пищевых ограничениях ребенка с РАС); взаимодействие с учреждениями, оказывающими помощь ребенку с РАС вне школы (ПМС-центры и др.);

организацию медицинского сопровождения (например, врача-психиатра).

Обеспечение учреждения дополнительными помещениями, оборудованием, позволяющим проводить индивидуальные занятия с ребенком, имеющим РАС и создавать условия для отдыха (особенно важно для детей, имеющих нарушения или колебания работоспособности). Для более эффективного обучения детей с РАС необходимо оценивать успешность усвоения учебного материала ребенком в классе, темп освоения учебного материала. Например, в ряде случаев будет достаточно, если сопровождающий в дополнение к объяснению учителя даст ребенку с РАС алгоритм выполнения задания. В другом случае (если ребенок значительно отстает или опережает в рамках конкретного учебного предмета) более эффективным будет проведение индивидуальных занятий, при том, что все другие уроки ребенок посещает вместе с классом. Определение и использование наиболее эффективных приемов усвоения учебного материала, что позволяет избежать формального усвоения учебных знаний.

Ребенок с РАС на этапе обучения может нуждаться в помощи тьютора (при недостаточной возможности ребенка самостоятельно организовать деятельность в школе), логопеда (для преодоления нарушений речи и коммуникации), психолога (решение различных задач, от развития эмоциональной сферы до освоения правил поведения в различных ситуациях, как игровое занятие или тренинг), дефектолога (при наличии задержки темпа познавательного развития, трудностях освоения учебного материала), при необходимости социального педагога, нейропсихолога и др.. Часть специалистов должны присутствовать в течение всего учебного дня (например, тьютор), часть специалистов могут оказывать помощь как в самом учреждении, так и в других учреждениях, но непременным условием является систематическое взаимодействие специалистов, оказывающих помощь ребенку с РАС.

Важную роль играет координатор инклюзивного образования (чаще всего такие специалисты являются представителями ресурсных отделений ПМПС-центров и др. учреждений, оказывающих методическую помощь).

Разработка и реализация адаптированной образовательной программы, в программе коррекционной работы которой реализуется индивидуально-ориентированный подход при определении сроков прохождения учебного материала.

Использованная литература:

  1. Организация инклюзивного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья: Учебное пособие/отв. ред. С.В. Алехина, Е.Н. Кутепова. – М.: МГППУ, 2013.
  2. Организация специальных образовательных условий для детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных учреждениях: Методические рекомендации /отв. ред. С.В. Алехина. – М.: МГППУ, 2012. – 92 с.
  3. Особенности обучения ребенка с нарушением опорно-двигательного аппарата в общеобразовательном учреждении: методические рекомендации. – М.; СПб.: Нестор-История, 2012. –с. 216. (серия «Инклюзивное образование»)
  4. Создание специальных образовательных условий для детей нарушениями опорно-двигательного аппарата в общеобразовательных учреждениях: Методический сборник /Отв. ред. С.В. Алехина //Под. ред. Е.В. Самсоновой. — М.: МГППУ, 2012. -64 с.
  5. Психология глухих детей / под ред. И.М. Соловьева. – М., 2005.
  6. Особый ребенок — особый подход. Сборник методических материалов. /Под ред. О.И. Марычевой, 2018. -40с.
  7. Педагогические технологии обучения детей с нарушением интеллектуального развития: учебно-методическое пособие/ Под ред. И.М. Яковлевой. — М.: ГБОУ ВПО МГПУ, 2012.
  8. Литвак А.Г. Психология слепых и слабовидящих. – Изд. РГПУ им. А. И. Герцена, СПб. 2006 Мозговой В.М., Яковлева И.М., Еремина А.А. Основы олигофренопедагогики. – М., 2006.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год