Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Представление опыта работы на тему «Создание специальной развивающей среды для детей с особыми образовательными потребностями»
Педагогика
Автор: Давлетбаева Е.В., Мурзанаева Е.А.   
18.03.2022 09:09

Представление опыта работы на тему «Создание специальной развивающей среды для детей с особыми образовательными потребностями»Представление опыта работы на тему «Создание специальной развивающей среды для детей с особыми образовательными потребностями»

Подготовили: Давлетбаева Е.В., Мурзанаева Е.А., воспитатели МАДОУ «ДС КВ №16» г. Усинска

Мы работаем воспитателями комбинированной группы, которую посещают воспитанники с различными нарушениями в развитии (с нарушениями речи, интеллекта, с задержкой психического развития). У данной категории детей отмечается недостаточность процесса переработки сенсорной информации, зачастую дети не могут целостно воспринять наблюдаемые объекты, они воспринимают их фрагментарно, выделяя лишь отдельные признаки. Всё это затрудняет процесс коррекции и социализации.

Мы хотим представить опыт работы по обогащению чувственного опыта воспитанников путем создания определённой развивающей предметно-пространственной среды. Правильно организованная предметно-развивающая среда в группе предоставляет каждому ребёнку равные возможности для приобретения тех или иных качеств личности, возможности для всестороннего развития.

У детей с особыми образовательными потребностями очень слабо идёт формирование и закрепление пространственно-временных представлений. Детям трудно последовательно назвать части суток, дни недели, времена года. Они не соотносят месяцы с сезоном года, не знают причинной зависимости времен года. Кроме того, не владение детьми эталонами времени, отсутствие способности устанавливать пространственно — временные отношения приводит к недостаточному осознанию детьми последовательности происходящих событий, причинно- следственных связей между ними, что может явиться одной из причин недостаточной готовности дошкольников к школьному обучению, а также влияют на их социальную адаптацию.

Так в группе появилась тактильно — сенсорное панно «Времена года», которая оформлена в форме сюжетной картины, элементы одного блока органично переходят в сюжет другого, все элементы стены сделаны из материалов разной фактуры и крепятся с помощью липучек.

Тактильно — сенсорные панно представляют собой реальную возможность расширить жизненный опыт детей, обогатить их чувственный мир. Они используются как «энциклопедия стимулирующих ощущений» предлагающих гораздо большее разнообразие впечатлений, чем традиционное окружение.

Наше панно- это:

  • центр познавательного развития,
  • социально — коммуникативный центр,
  • центр художественно — эстетического развития.

Оно решает важные воспитательно — образовательные задачи:

  • создаёт условия для игровой, познавательной, творческой активности детей;
  • позволяет изменять предметно — пространственную среду с учётом образовательной ситуации;
  • развивает внимание, память, мелкую моторику, речь, зрительное и слуховое восприятие, воображение, творческое мышление дошкольников;
  • обеспечивает эмоциональный комфорт для детей.

Панно «Времена года» многофункционально при этом же оно мобильно, доступно, привлекает детей своей яркостью, простотой в использовании, разнообразием содержания. Есть возможность замены учебного материала, используется в качестве образовательной и игровой мотивации. У детей есть возможность самостоятельно расставлять и снимать предметы. Каждый сезон и месяц имеют ассоциативную картинку (осень – опадающая листва, уборка овощей и фруктов, зима-обилие снежинок, декабрь – нарядная новогодняя елка и др..). Таким образом, ребенок может узнать основные признаки или символы каждого периода времени.

Данное панно позволяет решить задачи разных образовательных областей:

  • развитие познавательной активности
  • развитие тактильных ощущений
  • формирование представлений о количестве
  • развитие пространственных свойств (форма, размер, величина, расположение)
  • знакомство с цветом
  • развитие общей и мелкой моторики
  • развитие художественно — эстетического вкуса
  • развитие речи, внимания, памяти, зрительного и слухового восприятия, воображения.

Панно мы используем одновременно группой воспитанников и инициируем совместные действия, а также в самостоятельной деятельности детей. Использование тактильно-сенсорного панно является одним из эффективных способов мотивации и индивидуализации обучения, развития творческих способностей и создания благоприятного эмоционального фона.

Наблюдая за работой ребенка с панно, мы узнаем о его интересах и приоритетах в выборе вида и содержания деятельности. Это помогает эффективно планировать наше дальнейшее взаимодействие с воспитанниками, а также построить индивидуальную работу с ними.

Недостаточная сформированность пространственно-временных представлений в дальнейшем может стать одной из причин нарушений чтения и письма. Действия с игровым панно «Времена года» помогут детям овладеть такими понятиями, как: верх — низ, вправо — влево, перед — за — после — между, над — под; названия месяцев и времен года (их количество и последовательность), а также закрепить навыки счета, знание цифр, букв, геометрических фигур,

С помощью тактильно-дидактического панно с ребятами мы организуем следующие игры: «Подбери по размеру», «Выложи столько же, сколько…», «Найди соседа», «Посчитай и подбери», «Выложи в соответствии с цифрами», «Больше или меньше», «Посчитай и запиши», «Что, где растет», «Количество и счет», игры на закрепление геометрической фигуры «Найди геометрическую фигуру, найди такую же», «Соотнеси геометрическую фигуру с предметом», «Расставь от низкого до самого высокого и наоборот».

Использование игрового панно «Времена года» в образовательной деятельности по развитию речи, позволяет оживить созданную картину и обыграть предметы. Использование показа с включением действий самого ребенка удовлетворяется его естественная потребность — воспринимать и действовать одновременно. Это очень важно для накопления сенсорного опыта. С помощью игрового панно «Времена года» подводим ребенка к пониманию вначале простого сюжета картины, а потом и более сложного. Ему легче понять сюжет, который на его глазах и создается. Организуем такие игры, как «Выложи правильно и расскажи», «Какой первый звук в слове», «Кто как кричит?», «Расскажи, что видишь на картине» «Скажи словечко», «Кто где?», «Составь слово», «Что сначала, а что потом…», «Что лишнее».

Каждое пространство нашей группы задейственно различными играми на сенсорное развитие. Подбирая дидактические игры, обязательно продумывали цель и дидактическую задачу, определяли место и роль игры в системе обучения и воспитания. Совершенствование любой деятельности зависит от уровня сенсорного развития ребенка. Усвоив тот или иной признак предмета в одном виде деятельности (например, научился различать цвет в дидактической игре), ребенок использует его в других видах деятельности (рисовании, аппликации и т.п.).

Педагоги-психологи доказали прямую связь правильного формирования нервной системы, речевого и зрительного центров с развитием мелкой моторики. Вот почему нужно уделять много внимания выполнению детьми разнообразных действий пальцами. Умению хорошо скоординировать движения замечательно помогают игры со шнуровкой, открыванием-закрыванием замочков, липучек, шпингалетов и крючков. Так у нас в группе появились бизиборды, содержащие разные предметы из окружающего нас мира.

Совершая с этими предметами определенные действия, они учатся: открывать дверцы, нажимать цветные кнопки, застегивать-расстегивать молнию, завязывать шнурки и прочее. Эти навыки развивают мелкую пальчиковую моторику, а также учат пользоваться настоящими предметами в быту. В процессе занятия с бизибордом ребенок пробует абсолютно самостоятельно решать задачи различной сложности, находить свои ошибки, вносить исправления. В процессе игровых действий у ребенка развивается мышление, связная речь, воображение и мелкая моторика пальцев рук, формируется понятия цвета, размера, формы.

Таким образом, среда не только создает благоприятные условия для жизнедеятельности ребенка, она служит так же непосредственным организатором деятельности детей и влияет на воспитательный процесс. Создание развивающей предметно-пространственной среды, учитывающей особенности и характер нарушений здоровья детей с особыми образовательными потребностями, способствует их включению в социальную жизнь.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год