Представление опыта работы на тему «Создание специальной развивающей среды для детей с особыми образовательными потребностями» |
Педагогика | |||
Автор: Давлетбаева Е.В., Мурзанаева Е.А. | |||
18.03.2022 09:09 | |||
Представление опыта работы на тему «Создание специальной развивающей среды для детей с особыми образовательными потребностями» Подготовили: Давлетбаева Е.В., Мурзанаева Е.А., воспитатели МАДОУ «ДС КВ №16» г. Усинска Мы работаем воспитателями комбинированной группы, которую посещают воспитанники с различными нарушениями в развитии (с нарушениями речи, интеллекта, с задержкой психического развития). У данной категории детей отмечается недостаточность процесса переработки сенсорной информации, зачастую дети не могут целостно воспринять наблюдаемые объекты, они воспринимают их фрагментарно, выделяя лишь отдельные признаки. Всё это затрудняет процесс коррекции и социализации. Мы хотим представить опыт работы по обогащению чувственного опыта воспитанников путем создания определённой развивающей предметно-пространственной среды. Правильно организованная предметно-развивающая среда в группе предоставляет каждому ребёнку равные возможности для приобретения тех или иных качеств личности, возможности для всестороннего развития. У детей с особыми образовательными потребностями очень слабо идёт формирование и закрепление пространственно-временных представлений. Детям трудно последовательно назвать части суток, дни недели, времена года. Они не соотносят месяцы с сезоном года, не знают причинной зависимости времен года. Кроме того, не владение детьми эталонами времени, отсутствие способности устанавливать пространственно — временные отношения приводит к недостаточному осознанию детьми последовательности происходящих событий, причинно- следственных связей между ними, что может явиться одной из причин недостаточной готовности дошкольников к школьному обучению, а также влияют на их социальную адаптацию. Так в группе появилась тактильно — сенсорное панно «Времена года», которая оформлена в форме сюжетной картины, элементы одного блока органично переходят в сюжет другого, все элементы стены сделаны из материалов разной фактуры и крепятся с помощью липучек. Тактильно — сенсорные панно представляют собой реальную возможность расширить жизненный опыт детей, обогатить их чувственный мир. Они используются как «энциклопедия стимулирующих ощущений» предлагающих гораздо большее разнообразие впечатлений, чем традиционное окружение. Наше панно- это:
Оно решает важные воспитательно — образовательные задачи:
Панно «Времена года» многофункционально при этом же оно мобильно, доступно, привлекает детей своей яркостью, простотой в использовании, разнообразием содержания. Есть возможность замены учебного материала, используется в качестве образовательной и игровой мотивации. У детей есть возможность самостоятельно расставлять и снимать предметы. Каждый сезон и месяц имеют ассоциативную картинку (осень – опадающая листва, уборка овощей и фруктов, зима-обилие снежинок, декабрь – нарядная новогодняя елка и др..). Таким образом, ребенок может узнать основные признаки или символы каждого периода времени. Данное панно позволяет решить задачи разных образовательных областей:
Панно мы используем одновременно группой воспитанников и инициируем совместные действия, а также в самостоятельной деятельности детей. Использование тактильно-сенсорного панно является одним из эффективных способов мотивации и индивидуализации обучения, развития творческих способностей и создания благоприятного эмоционального фона. Наблюдая за работой ребенка с панно, мы узнаем о его интересах и приоритетах в выборе вида и содержания деятельности. Это помогает эффективно планировать наше дальнейшее взаимодействие с воспитанниками, а также построить индивидуальную работу с ними. Недостаточная сформированность пространственно-временных представлений в дальнейшем может стать одной из причин нарушений чтения и письма. Действия с игровым панно «Времена года» помогут детям овладеть такими понятиями, как: верх — низ, вправо — влево, перед — за — после — между, над — под; названия месяцев и времен года (их количество и последовательность), а также закрепить навыки счета, знание цифр, букв, геометрических фигур, С помощью тактильно-дидактического панно с ребятами мы организуем следующие игры: «Подбери по размеру», «Выложи столько же, сколько…», «Найди соседа», «Посчитай и подбери», «Выложи в соответствии с цифрами», «Больше или меньше», «Посчитай и запиши», «Что, где растет», «Количество и счет», игры на закрепление геометрической фигуры «Найди геометрическую фигуру, найди такую же», «Соотнеси геометрическую фигуру с предметом», «Расставь от низкого до самого высокого и наоборот». Использование игрового панно «Времена года» в образовательной деятельности по развитию речи, позволяет оживить созданную картину и обыграть предметы. Использование показа с включением действий самого ребенка удовлетворяется его естественная потребность — воспринимать и действовать одновременно. Это очень важно для накопления сенсорного опыта. С помощью игрового панно «Времена года» подводим ребенка к пониманию вначале простого сюжета картины, а потом и более сложного. Ему легче понять сюжет, который на его глазах и создается. Организуем такие игры, как «Выложи правильно и расскажи», «Какой первый звук в слове», «Кто как кричит?», «Расскажи, что видишь на картине» «Скажи словечко», «Кто где?», «Составь слово», «Что сначала, а что потом…», «Что лишнее». Каждое пространство нашей группы задейственно различными играми на сенсорное развитие. Подбирая дидактические игры, обязательно продумывали цель и дидактическую задачу, определяли место и роль игры в системе обучения и воспитания. Совершенствование любой деятельности зависит от уровня сенсорного развития ребенка. Усвоив тот или иной признак предмета в одном виде деятельности (например, научился различать цвет в дидактической игре), ребенок использует его в других видах деятельности (рисовании, аппликации и т.п.). Педагоги-психологи доказали прямую связь правильного формирования нервной системы, речевого и зрительного центров с развитием мелкой моторики. Вот почему нужно уделять много внимания выполнению детьми разнообразных действий пальцами. Умению хорошо скоординировать движения замечательно помогают игры со шнуровкой, открыванием-закрыванием замочков, липучек, шпингалетов и крючков. Так у нас в группе появились бизиборды, содержащие разные предметы из окружающего нас мира. Совершая с этими предметами определенные действия, они учатся: открывать дверцы, нажимать цветные кнопки, застегивать-расстегивать молнию, завязывать шнурки и прочее. Эти навыки развивают мелкую пальчиковую моторику, а также учат пользоваться настоящими предметами в быту. В процессе занятия с бизибордом ребенок пробует абсолютно самостоятельно решать задачи различной сложности, находить свои ошибки, вносить исправления. В процессе игровых действий у ребенка развивается мышление, связная речь, воображение и мелкая моторика пальцев рук, формируется понятия цвета, размера, формы. Таким образом, среда не только создает благоприятные условия для жизнедеятельности ребенка, она служит так же непосредственным организатором деятельности детей и влияет на воспитательный процесс. Создание развивающей предметно-пространственной среды, учитывающей особенности и характер нарушений здоровья детей с особыми образовательными потребностями, способствует их включению в социальную жизнь.
|