Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Педагогическая инновационная технология ТРИЗ в дошкольном образовании
Педагогика
Автор: Хайбулина Наталья Григорьевна   
23.03.2022 09:33

Педагогическая инновационная технология ТРИЗ в дошкольном образованииПедагогическая инновационная технология ТРИЗ в дошкольном образовании

Хайбулина Наталья Григорьевна Воспитатель высшей квалификационной категории

Аннотация. В статье раскрываются особенности использования ТРИЗ технологии в дошкольном учреждении. Автором приводятся примеры заданий с использованием современной интерактивной технологии.

Ключевые слова: дошкольное образование, ТРЗ, ТРИЗ-технология, образовательная технология

На сегодняшний день, после введения нового Федерального Образовательного Государственного Стандарта, формирование системного мышления обучающихся — одно из важнейших требований к системе образования. Чтобы подготовить ребенка к самостоятельной жизни необходимо с ранних лет воспитывать у него любознательность, стойкость, расширять кругозор, развивать творческий потенциал. Одной из эффективных современных технологий развития творческого мышления является ТРИЗ, в основе которой лежит проблемно-поисковый метод, однако при таком обучении учащимся информация предоставляется в виде проблемы с инструментами для ее решения.

 

Приобретение компетентностей дошкольниками происходит через обучение, которое осуществляется на основе деятельностного, интегрированного подходов и проектного обучения. Уже в старшем дошкольном возрасте ребенок может овладеть основами мышления теоретического типа, усвоить некоторые научные знания.

Для решения этих задач воспитатель должен владеть системой методических приемов, направленных на постановку проблемных задач, стимуляцию активной познавательной деятельности детей, развитие творческого мышления обучающихся в условиях развивающей образовательной среды.

Внедрение элементов ТРИЗ-педагогики в дошкольном учреждении заслуживает особого внимания, ведь использование интеллектуальных инструментов ТРИЗ-педагогики для развития творческого и системного мышления воспитанников помогает успешно решать очерченные задачи. Главным средством в данной технологии является постоянный поиск новых педагогических идей. При использовании данной технологии, у детей пробуждается творческая и мыслительная активность.

Цель ТРИЗ — развить воображение и гибкое мышление, умение эффективно и элегантно решать сложные задачи. Чтобы дети не терялись при решении необычных и нетипичных задач, нужно постоянно заниматься решением нестандартных задач. Перед ребенком нужно открыть широкие горизонты познания, помочь ему войти в загадочный мир творчества, воображения и фантазии.

Целью ТРИЗ является не только развитие воображения детей, но и научить их постоянно осмысливать и осмысливать происходящие процессы, обеспечить четкую практическую отработку творческих качеств личности, способной к пониманию единства и контрастности окружающего мира и для решения своих ежедневных проблем.

С точки зрения целесообразности, логичности и эффективности сочетания теории ТРИЗ с традиционными методами творческого мышления большинство существующих методов творческого мышления в области графического дизайна, их процедуры, шаги и меры основаны на преодолении психологических барьеров творчества для стимулирования творческого мышления.

С точки зрения методов и процессов решения задач ТРИЗ быстрее, точнее и эффективнее традиционных методов творческого мышления. ТРИЗ представляет собой управляемый и эффективный метод и мощный инструмент формирования инновационного мышления [1, 2].

Необходимо использовать современные педагогические технологии для развития творческого мышления.

Методы ТРИЗ в учреждении дошкольного образования используются при организации эстетической (изобразительной, музыкальной), умственной (логической) и речевой (придумывание сказок и сказочных задач) деятельностей.

Рассмотрим методы и приемы в рамках технологии ТРИЗ:

  • метод проб и ошибок. Сущность этого метода состоит в решении проблемной задачи через подбор различных вариантов решений;
  • метод проблемной ситуации: создание проблемных ситуаций является необходимым условием для активной умственной деятельности обучающихся. Перед детьми ставится определённая задача, вызывающая заинтересованность в её решении, но при этом они понимают, что имеющиеся в их запасе знания и опыт недостаточны для выполнения задания, то есть возникает конкретная трудность
  • метод фокальных объектов. Это один из методов активизации творческой мысли, помогающий снять психологическую инерцию и найти оригинальные решения. Определяется любой реальный объект с целью его усовершенствования;
  • мозговой штурм — один из методов активного обучения, который направлен на активизацию мыслительных процессов путем совместного поиска решения противоречия;

Перед воспитателями дошкольных учреждений стоит задача быть в курсе детских вопросов, а также дать детям возможность проявить себя, а не выдавать правильный ответ.

Таким образом, отправной точкой является заинтересованный и пытливый подход к изучению научных явлений. Удивление возникает, когда воспитатель дошкольного учреждения приводит детей к ситуациям, которые вызывают вопросы и недоумение, а затем в совместных действиях находятся решения проблем.

Когда педагоги дошкольных учреждений смогут поддерживать эту непрерывность опыта, дети станут свидетелями того, как процесс обучения приобретет смысл.

ТРИЗ формирует творческое мышление, обусловленное высоким уровнем воображения учащихся, которое включает в себя: критическое мышление, умение выявлять противоречия, прогнозировать возможное направление развития, создавать алгоритм действий, анализировать, синтезировать, сравнивать и устанавливать причинно-следственные связи. Происходит обмен результатами решения, решение одного ребенка активизирует мнение другого, расширяет границы воображения, стимулирует его развитие.

Главный принцип ТРИЗ базируется на утверждении, что каждое задание имеет бесконечное количество решений. Условия задач должны быть всеобщими, абстрактными, не связанными с конкретными жизненными ситуациями. Еще одно важное условие формулировки творческой задачи ТРИЗ – ориентация на результат. Ребенку интересна реальная задача, противоречие, непонятность, они мотивируют и обычно не требуют дополнительной внешней мотивации.

Приемы, методы и алгоритмы ТРИЗ могут быть успешно использованы в индивидуальной и коллективной исследовательской работе с детьми разного дошкольного возраста. Во время исследовательской работы дети могут направить свои ресурсы на совместный поиск решения проблемной задачи; изучение конкретных ситуаций; обсуждение полученных результатов; выполнение опережающих знаний для последующих занятий и т.д.

Теория решения изобретательских задач позволяет исследовательскому поиску нестандартных решений, выбору наиболее оптимального подхода к решению различных типов задач, принятию творческих решений при решении проблемных ситуаций, способствует усвоению знаний и формированию профессиональных компетентностей на более высоком уровне.

Технология ТРИЗ активизирует и развивает творческое мышление другие познавательные процессы; формирует самостоятельность, ответственность, критичность и самокритичность, инициативность; обеспечивает прочность приобретенных знаний, способствует превращению знаний в убеждение.

Таким образом, Развитие творческого мышления, как ключевого компонента творческого процесса, является залогом успешного творческого самосознания человека. Использование ТРИЗ-технологии в образовательном процессе дошкольного учреждения способствует развитию нестандартного и творческого мышления

Список источников:

  1. Гордеева, В. В. Возможности stem-образования в развитии предпосылок инженерного мышления у детей дошкольного возраста / В. В. Гордеева, А. С. Назарова // Modern Science. – 2021. – № 12-4. – С. 143-145.
  2. Козловская, Н. А. Динамические трансформации когнитивных процессов детей старшего дошкольного возраста в условиях сюжетно-ролевой игры / Н. А. Козловская, Е. В. Толстова // Вестник Кемеровского государственного университета. Серия: Гуманитарные и общественные науки. – 2022. – Т. 6. – № 1 (21). – С. 26-33. – DOI 10. 21603/2542-1840-2022-6-1-26-33.
  3. Конюхова, Д. А. Методы и приемы ТРИЗ для развития творческого системного мышления учащихся// Наука, технологии, образование: актуальные вопросы, достижения и инновации^ Пенза: Наука и Просвещение (ИП Гуляев Г.Ю.), 2022. – С. 128-130.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год