Технология ТРИЗ как средство формирования основ системного мышления старших дошкольников |
Педагогика | |||
Автор: Медведева Евгения Александровна | |||
10.03.2022 10:49 | |||
Технология ТРИЗ как средство формирования основ системного мышления старших дошкольников Медведева Евгения Александровна воспитатель, высшая квалификационная категория МБДОУ – детский сад №386 «Знайка» г. Екатеринбург Родоначальник, основатель ТРИЗа Генрих Саулович Альтшуллер. Советский инженер, писатель-фантаст, ученый. Родом из Баку. Имеет несколько десятков изобретений. Первое авторское свидетельство изобретателя получил в 10 классе за аппарат погружения в воду. Одно из самых интересных изобретений — скафандр для горноспасателей. В 1945 году принялся за разработку научной технологии творчества. Очень многое сделал для организации ТРИЗ-движения в мире. Творческо-игровое занятие «Технология ТРИЗ и РТВ как средство формирования основ системного мышления старших дошкольников при создании творческих рассказов и сказок» Задачи
Сочинение загадок Дети с помощью системного оператора «Чудесный экран» освоили модель составления творческих рассказов и сюжетов сказок. У детей появилась возможность использования модели системного мышления не только в литературоведческих направлениях, но и в различных образовательных областях, а самое главное, в повседневной жизни. Активизировалось мышление и познавательный интерес. Овладели навыками коллективного творчества и общения, испытали радость от реализации своих творческих возможностей. ТРИЗ – теория решения изобретательских задач. Автор ТРИЗ – отечественный изобретатель Г.С. Альтшуллер. С появлением ТРИЗ стало возможным массовое обучение технологии творчества. В процессе овладения инструментами теории не только приобретаются навыки решения творческих задач, но и начинают формироваться черты творческой личности. В 80–е гг. возникло новое направление в образовании – ТРИЗ-пелагогика. В центре внимания ТРИЗ-педагогики – человек творческий и творящий, имеющий богатое гибкое системное воображение, владеющий мощным арсеналом способов решения изобретательских задач в различных областях деятельности В настоящее время приемы и методы технического ТРИЗ с успехом используются в детских садах для развития у дошкольников изобретательской смекалки, творческого воображения, диалектического мышления, связной речи. Цель ТРИЗ – не просто развить фантазию детей, а научить мыслить системно, с пониманием происходящих процессов. РТВ — развитие творческого воображения – направлено на управление воображением с целью создания новых образов. Технология РТВ включает: — метод морфологического анализа; — метод фокальных объектов; — метод эмпатии; — типовые приемы фантазирования; круги Луллия; речетворчество и т.д. Обучение детей созданию образных характеристик объектов при помощи технологических цепочек, позволяющих достаточно быстро научить детей 3 — 7 лет составлению сравнений, загадок и метафор. Составление дошкольниками рифмованных текстов, используя определенную последовательность творческих заданий. Обучение детей составлению творческих рассказов по картине представлена как система игровых заданий, в результате которых практически каждый ребенок может составить несколько творческих рассказов по картине. Обучение дошкольников составлению текстов сказочного содержания, которое содержит алгоритмы организации умственной деятельности детей по развитию у них творческих способностей составлять сказки различных типов.
|