Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
 

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Технология ТРИЗ как средство формирования основ системного мышления старших дошкольников
Педагогика
Автор: Медведева Евгения Александровна   
10.03.2022 10:49

Технология ТРИЗ как средство формирования основ системного мышления старших дошкольниковТехнология ТРИЗ как средство формирования основ системного мышления старших дошкольников

Медведева Евгения Александровна воспитатель, высшая квалификационная категория МБДОУ – детский сад №386 «Знайка» г. Екатеринбург

Родоначальник, основатель ТРИЗа Генрих Саулович Альтшуллер. Советский инженер, писатель-фантаст, ученый. Родом из Баку. Имеет несколько десятков изобретений. Первое авторское свидетельство изобретателя получил в 10 классе за аппарат погружения в воду. Одно из самых интересных изобретений — скафандр для горноспасателей. В 1945 году принялся за разработку научной технологии творчества. Очень многое сделал для организации ТРИЗ-движения в мире.

Творческо-игровое занятие

«Технология ТРИЗ и РТВ как средство формирования основ системного мышления старших дошкольников при создании творческих рассказов и сказок»

Скачать презентацию

Задачи

  • с помощью ТРИЗ-технологии (системного оператора) познакомить детей с последовательностью создания сюжета сказки;
  • расширить словарный запас детей; закрепить умение выражать мысль распространенным предложением;
  • развивать творческие способности дошкольников средствами продуктивной и театрализованной деятельности;
  • воспитывать доброжелательность, умение слушать до конца ответы друзей и работать в команде.
  • Дидактическая игра «Досье на сказочного героя»
  • Дидактическая игра «Сказка наизнанку»
  • Дидактическая игра «Салат из сказок»
  • Дидактическая игра «Из какой я сказки?»
  • Дидактическая игра «Сказочная тропинка»

Сочинение загадок

Дети с помощью системного оператора «Чудесный экран» освоили модель составления творческих рассказов и сюжетов сказок.

У детей появилась возможность использования модели системного мышления не только в литературоведческих направлениях, но и в различных образовательных областях, а самое главное, в повседневной жизни.

Активизировалось мышление и познавательный интерес.

Овладели навыками коллективного творчества и общения, испытали радость от реализации своих творческих возможностей.

ТРИЗ – теория решения изобретательских задач. Автор ТРИЗ – отечественный изобретатель Г.С. Альтшуллер. С появлением ТРИЗ стало возможным массовое обучение технологии творчества. В процессе овладения инструментами теории не только приобретаются навыки решения творческих задач, но и начинают формироваться черты творческой личности.

В 80–е гг. возникло новое направление в образовании – ТРИЗ-пелагогика. В центре внимания ТРИЗ-педагогики – человек творческий и творящий, имеющий богатое гибкое системное воображение, владеющий мощным арсеналом способов решения изобретательских задач в различных областях деятельности

В настоящее время приемы и методы технического ТРИЗ с успехом используются в детских садах для развития у дошкольников изобретательской смекалки, творческого воображения, диалектического мышления, связной речи.

Цель ТРИЗ – не просто развить фантазию детей, а научить мыслить системно, с пониманием происходящих процессов.

РТВ — развитие творческого воображения – направлено на управление воображением с целью создания новых образов.

Технология РТВ включает: — метод морфологического анализа; — метод фокальных объектов; — метод эмпатии; — типовые приемы фантазирования;

круги Луллия;

речетворчество и т.д.

Обучение детей созданию образных характеристик объектов при помощи технологических цепочек, позволяющих достаточно быстро научить детей 3 — 7 лет составлению сравнений, загадок и метафор.

Составление дошкольниками рифмованных текстов, используя определенную последовательность творческих заданий.

Обучение детей составлению творческих рассказов по картине представлена как система игровых заданий, в результате которых практически каждый ребенок может составить несколько творческих рассказов по картине.

Обучение дошкольников составлению текстов сказочного содержания, которое содержит алгоритмы организации умственной деятельности детей по развитию у них творческих способностей составлять сказки различных типов.

  • Первый этап (подготовительный). Введение детей в мир сказки через игровую деятельность, обогащение их литературного опыта.
  • Второй этап. Подготовка к самостоятельному сочинению сказок. Знакомство детей с типовыми приемами фантазирования, преобразования объектов и их свойств с помощью типовых приемов фантазирования. Обучению составлению загадок, метафор.
  • Третий этап. Самостоятельное сочинение сказок.
  • Четвертый этап. От идеи к воплощению. Театрализация придуманной сказки.
  • Пятый этап. Рефлексия, подведение итогов.
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 12 (374) выйдет
6 апреля 2025

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 11 (373) за 2025 год
Скачать Номер 10 (372) за 2025 год
Скачать Номер 9 (371) за 2025 год
Скачать Номер 8 (370) за 2025 год
Скачать Номер 7 (369) за 2025 год
Скачать Номер 6 (368) за 2025 год
Скачать Номер 5 (367) за 2025 год
Скачать Номер 4 (366) за 2025 год
Скачать Номер 3 (365) за 2025 год
Скачать Номер 2 (364) за 2025 год
Скачать Номер 1 (363) за 2025 год
Скачать Номер 46 (362) за 2024 год