ВОЗМОЖНОСТИ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ В ФОРМИРОВАНИИ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ВРЕМЕНИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА |
Педагогика | |||
Автор: Кузнецова Елена Владимировна | |||
10.03.2022 20:55 | |||
ВОЗМОЖНОСТИ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ В ФОРМИРОВАНИИ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ВРЕМЕНИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Кузнецова Елена Владимировна студентка факультета психолого-педагогического образования Нижнетагильский государственный социально-педагогический институт (филиал) РГППУ, г. Нижний Тагил, Россия Научный руководитель: Сегова Татьяна Дмитриевна, Кандидат педагогических наук, доцент Нижнетагильский государственный социально-педагогический институт (филиал) РГППУ, г. Нижний Тагил, Россия Kuznetsova Elena Vladimirovna student of the Faculty of Psychological and Pedagogical Education Nizhny Tagil State Socio-Pedagogical Institute (branch) * f RGPPU, Nizhny Tagil, Russia Scientific supervisor: Segova Tatiana Dmitrievna, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor Nizhny Tagil State Socio-Pedagogical Institute (branch) * f RGPPU, Nizhny Tagil, Russia
Аннотация: в статье рассматриваются возможности использования художественной литературы направленные на изучение времени при помощи сказок, стихов, басен и рассказов, демонстрирующих те или иные промежутки времени и их взаимосвязь. Такой подход создает наиболее благоприятные условия для формирования четких представлений у детей старшего дошкольного возраста. Ключевые слова: представления о времени, старший дошкольный возраст, художественная литература. THE POSSIBILITIES OF FICTION IN THE FORMATION OF IDEAS ABOUT TIME IN OLDER PRESCHOOL CHILDREN Abstract: the article discusses the possibilities of using fiction aimed at the study of time with the help of fairy tales, poems, fables and stories that demonstrate certain periods of time and their relationship. This approach creates the most favorable conditions for the formation of clear ideas in older preschool children. Keywords: ideas about time, senior preschool age, fiction. При существующем многообразии художественной литературы, ориентированной на формирование представлений о времени у детей старшего дошкольного возраста, используется сравнительно мало произведений, способствующих развитию представлений о времени, не определены требования к их отбору, не выстроена последовательность их использования в образовательном процессе. Анализ психолого-педагогической, программно-методической, художественной литературы и практики формирования представлений о времени у детей старшего дошкольного возраста позволил выявить следующие противоречия:
По ФГОС ребенок должен уметь анализировать результаты наблюдений и делать выводы о некоторых закономерностях и взаимосвязях в природе, уточнять свои представления о временах года, базируясь на четких понятиях о сезонных изменениях в природе. Но представления детей старшего дошкольного возраста путаются, а именно: ребенок часто путает времена года, схожие по некоторым признакам, например, весну с летом. Восприятие времени – отражение в сознании человека продолжительности, последовательности, быстроты и частоты протекания процессов, явлений, действий. В старшем дошкольном возрасте дети активно отражают в речи временные категории, однако, хуже усваивают временные термины, выражающие длительность и последовательность событий. Они воспринимают время по деятельности других людей, по объективным природным явлениям. Причины трудностей восприятия времени:
Из этого вытекает, что, ориентируясь на тематическое планирование образовательной деятельности, можно ввести художественную литературу как средство формирования представлений о времени в большинство изучаемых тем ребенка. И укреплять наблюдения произведениями художественной литературы. Художественная литература подразделяется на подкатегории по тематике. Детская литература – это комплекс произведений, созданных специально для детей с учетом психофизиологических особенностей их развития. Художественная литература является одним из наиболее действенных средств воспитания в силу своей образности, эмоциональности, воздействия не только на умы, но и на души людей. Воспитательная роль художественной литературы была отмечена российскими педагогами издавна. К. Д. Ушинский отмечал, что книга в дошкольном возрасте имеет важное значение в воспитании ребенка, к приобщению его к родному языку. Роль художественной литературы во всестороннем воспитании детей раскрывается в работах Е. А. Флериной, М. М. Кониной, Н. С. Карпинской. В 20-е годы прошлого века серьезное внимание работе с детской книгой уделяла Е. А. Флерина. Она отмечала, что воспитание средствами художественного слова – важнейшая часть всестороннего воспитания детей. Свой опыт работы с детьми Е. А. Флерина отразила в пособии «Живое слово в дошкольном учреждении». Основные разделы этого пособия были посвящены разговорной речи и беседе, художественному чтению и рассказыванию детям. Е. А. Флерина отмечала, что произведения для дошкольников в основном небольшого размера, и одно такое произведение, как правило, не удовлетворяет познавательных интересов ребенка. Она считала, что объединять произведения для чтения на одном занятии нужно по принципу тематического единства. Например, можно объединить ряд произведений о зиме, о зверятах, об одном и том же сказочном персонаже, а также произведения, посвященные одному нравственному понятию (честности, смелости, любви к матери, скромности и др.). Н. С. Карпинская отмечала, что глубина чувств и переживаний, испытываемых детьми при слушании художественных произведений, развивают у них эмоциональную отзывчивость, способствуют усвоению точности и красоты родного языка. С учетом специфики детской литературы ею был определен круг детского чтения и рассказывания. В него входят несколько групп произведений: произведения русского народного творчества и творчества народов мира, малые фольклорные формы; произведения русской и зарубежной классической литературы; произведения современной русской и зарубежной литературы. Большую роль в выборе художественной литературы для чтения дошкольникам играют те функции, которые сознательно или неосознанно, в силу логики текста, закладываются автором и предпочитаются взрослыми читателями в детском произведении. Родители и педагоги всегда желали видеть в нем в первую очередь воспитательное воздействие и познавательную, развивающую направленность. В.И. Гербова утверждает, что решающим для подбора художественных произведений является жанровое деление: народные (фольклор) и авторские произведения, также основываясь на тезисе о возрастной недоступности детскому восприятию (Б. М. Теплов, А.В. Запорожец, Л.П. Стрелкова, М.М. Конина) некоторых сложных жанровых форм (баллады, саги, сказания, предания), она рекомендует использовать в работе с детьми сказку, рассказ и стихотворение. К жанрам детской литературы, используемым для формирования представлений о времени, можно отнести:
В беседах воспитатель часто использует литературные произведения. Но специфика произведений, рассказывающих о природе, такова, писал К.Д. Ушинский, что в них «многое понимается только чувством и не может быть объяснено умом». Поэтому педагог при чтении стихотворения или рассказа должен обратить внимание не только на его содержание, но постараться раскрыть его настроение и помочь ребенку проникнуться этим настроением. «Именно глубина чувств и переживаний, испытываемых детьми при слушании, их эмоциональная отзывчивость, — пишет Н. С. Карпинская, — свидетельствует о силе воспитательного воздействия художественного произведения. Без этой чувственной основы, без эмоционального отношения детей к тому, что они слушают, искусство как средство воспитания теряет свою ценность». При выборе художественных произведений для формирования временных представлений, и чтения их детям нужно помнить о том, что:
При работе с детьми старшего дошкольного возраста нужно широко использовать сюжетные произведения о природе
так и описательные
нужно читать детям стихи русских и советских поэтов:
в том числе написанные специально для детей
Кроме произведений, рекомендованных программой, можно прочитать детям дополнительно некоторые рассказы из книг:
а также рассказы
«Перед педагогом, — отмечает Н. С. Карпинская, — стоит сложная, но выполнимая задача: сохраняя у детей свежесть первых впечатлений от прослушанного, вести их к более глубокому пониманию содержания произведения в пределах, доступных дошкольному возрасту». На основании сказанного выше можно сформулировать некоторые требования к проведению бесед по литературно-художественным произведениям о временных отношениях:
Время выражает последовательную смену явлений и состояний материальных объектов, продолжительность их существования, на его основе регулируется и планируется жизнь и повседневная деятельность людей. Несмотря на то, что жизнь и деятельность детей протекает во времени, представления о нем возникают у них сравнительно поздно. Это связано со специфическими особенностями времени: текучестью, необратимостью, отсутствием наглядных форм, относительностью словесных обозначений времени. Вместе с тем при целенаправленной педагогической работе дети к концу дошкольного возраста успешно осваивают не только названия отдельных общепринятых промежутков времени, но и их последовательность и взаимосвязь, а также учатся использовать их в практической и интеллектуальной деятельности. Именно художественная литература выступает на дошкольном этапе как эффективное средство познавательно — речевого развития ребенка, помогает быстро и заинтересованно познавать окружающий мир, связывать последовательность сезонов года. Художественная литература, с опорой на чувственные познания ребенка, закрепляет уже сформировавшиеся представления о сезонных изменениях в природе, цикличности времен года. Таким образом, возможности использования художественной литературы при формировании временных представлений у детей старшего дошкольного возраста в детском саду позволяет наметить дальнейшие пути эффективного изучения времени ребенком и использования в самостоятельной деятельности. Литература
|