Формирование навыков инженерного мышления у детей дошкольного возраста (из опыта работы) |
Педагогика | |||
Автор: Ефремова Татьяна Евгеньевна Зайцева Марина Сергеевна | |||
09.03.2022 22:06 | |||
Формирование навыков инженерного мышления у детей дошкольного возраста (из опыта работы) Авторы:
Организация: МБОУ Школа № 24 г.о. Самара «Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, тем больше он знает, и усвоил, тем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая, исследовательская деятельность» — Выгодский Л.С. Дети — природные исследователи окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний.
Современное общество и технический мир — понятия не разделимы. Мир технологии, захватил всю сферу человеческого бытия и совершенно не сдает своих позиций, а наоборот только усовершенствует их все в новых и новых открытиях. С самого раннего возраста, ребёнок находится в окружении техники и чтобы успеть за новыми открытиями и шагать в ногу со временем, необходимо уже в дошкольном возрасте заложить основы инженерного мышления, дать детям возможность воплотить в жизнь свои мечты и задумки. Воспитание развитой личности во многом зависит от того, что в эту личность вложить, и как она с этим будет совладать. Дошкольное образование ставит перед собой цель – сформировать инженерное мышление у ребенка. А именно, воспитать человека творческого, с креативным мышлением, способным ориентироваться в мире высокой технической оснащенности и умеющим самостоятельно создавать новые технические формы. Инженерное мышление — это залог успеха. Начинать готовить будущих инженеров необходимо в дошкольном возрасте, когда у детей особенно выражен интерес к техническому творчеству, моделированию и проектированию. «Инженерное мышление — это вид познавательной деятельности, направленной на исследование, создание и эксплуатацию новой высокопроизводительной и надежной техники, прогрессивной технологии, автоматизации и механизации производства, повышение качества продукции» (Г. И. Малых и В.Е. Осипова).». Оно объединяет различные виды мышления: логическое, творческое, наглядно-образное, практическое, теоретическое, техническое, которые начинают формироваться уже в дошкольном возрасте. Инструментом, способным сформировать у детей дошкольного возраста инженерное мышление, является конструирование. В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования конструирование является одним из видов детской деятельности. Конструирование больше, чем другие виды деятельности, подготавливает почву для развития инженерного мышления и технических способностей детей, что является важным для всестороннего развития личности. Занятие конструированием, является эффективным средством создания и решения проблемной ситуации, детьми дошкольного возраста. Конструирование предполагает построение предмета, приведение в определенный порядок и взаимоотношение различных элементов и деталей конструкторов, изготовление поделок из бумаги, картона, различного природного и бросового материала. Конструирование объединяет игру с исследовательской и экспериментальной деятельностью, предоставляет ребенку возможность экспериментировать и созидать свой собственный мир. В процессе конструирования ребенок овладевает навыками моделирования пространства, знакомится с отношениями, существующими между находящимися в нем предметами, учится преобразовывать предметные отношения различными способами — надстраиванием, пристраиванием, комбинированием, конструированием по заданию взрослого, по собственному замыслу. Конструирование также является фундаментом научно-технической деятельности, на основе которой формируется инженерное мышление. При создании системы обучения дошкольников разным видам конструирования появляются предпосылки для комплексного развития детей в пропедевтике инженерного образования. Считаем, что возможности дошкольного возраста в развитии технического творчества на сегодняшний день используются недостаточно и необходимо уделять конструктивно-модельной деятельности с детьми больше внимания. Исходя из этого, мы поставили перед собой задачи: — расширять у детей опыт конструирования из различных видов конструкторов; — апробирование современных образовательных конструкторов нового поколения.
Для реализации этих задач у нас в группе сформирована развивающая предметно-пространственная среда. Работа с конструкторами проводится как в ходе непосредственно образовательной деятельности, так и в режимных моментах (совместная творческая деятельность, игровая и самостоятельная деятельность). При этом нами используются различные формы конструирования: конструирование по образцу, конструирование по модели, конструирование по простейшим чертежам и наглядным схемам, конструирование по условиям, конструирование по замыслу, конструирование по теме. В начале учебного года, в нашем дошкольном учреждении проводился «День технического творчества», где каждая группа демонстрировала свои конструкторские умения. На базе нашей подготовительной к школе группе было проведено игровое мероприятие — «Конструкторское бюро», направленное на развитие инженерного-технического мышления у детей. На мероприятие, были приглашены гости — дети средней группы, которые были также вовлечены в процесс технического творчества. Цель мероприятия: воспитание человека творческого, с креативным мышлением, способным ориентироваться в мире высокой технической оснащенности и умеющим самостоятельно создавать новые технические формы. Программные задачи:
Материал: деревянный конструктор «Строим сами», конструкторLego (средних размеров), крупный строительный материал, схемы к постройкам, крупные пазлы – «Транспорт», наборы цветной бумаги. Данному мероприятию, предшествовала большая предварительная работа, как в детском саду, так и дома. Предварительная работа:
-использование в конструктивной деятельности — схем, чертежей, рисунков, иллюстраций. В группе была организованна выставка поделок, выполненных дома с родителями – «Наши руки, не для скуки» В начале работы, дети были поделены на 4 команды, посредством жеребьевки. Для этого, ребята выбрали из коробки цветную деталь Lego, затем подошли к столу с кубиком того же цвета– это бюро! Но названия бюро, дети определили, собрав разрезные картинки – пазлы (машина, поезд, самолет, корабль). Конструкторские бюро — «Самолетостроения», «Машиностроения», «Судостроения», «Творческо-изобретательское» — уже были оснащены необходимым материалом и схемами. Далее, дети закрепили виды транспорта, его назначение, кто им управляет. Называли части машин: кабина – место управления машиной, корпус, салон, колеса, окна, иллюминаторы, фары и т.д В конструкторском бюро, руководит работой инженер-конструктор. Ребятам было предложено самостоятельно выбрать кандидата на эту должность. В конце работы, инженеры -конструкторы представили постройки своего бюро, пояснили название машин, для чего предназначены, как будут работать. А чтобы гости (приглашенная группа) не скучали, мы им тоже предложили, как команде поучаствовать и построить дорогу для будущего транспорта. Дети выполняли работу под веселую музыку. Очень весело, интересно и познавательно прошло творческое мероприятие, на котором дети изобретали свои машины из разного вида конструктора. Ребята закрепляли умения самостоятельно строить модель машины по схемам и по собственному замыслу на основе имеющихся знаний и умений, находить свои конструктивные решения. По окончанию мероприятия, дети выразили свои эмоции, разместив смайлики на «Светофоре». Дети с большим удовольствием обыгрывали свои постройки. На память о мероприятии, была сделана общая фотография. «Гостям мы были рады, ты дружбе – улыбнись! Как здорово, что все мы здесь, сегодня собрались!!!» Таким образом, можно отметить, что конструирование одно из важных условий формирования у дошкольников инженерного мышления, так как оно влияет на развитие умения анализировать предмет, выделять его характерные особенности, основные части, устанавливать связь между их назначением и строением; развивает у детей умение планировать деятельность, доводить работу до результата, адекватно оценивать его; вносить необходимые изменения в работу; способствует формированию у воспитанников умение фиксировать этапы и результаты деятельности по созданию моделей, «читать» простейшие схемы, чертежи технических объектов, макетов, моделей; развивает умение применять свои знания при проектировании и сборке конструкций. Литература:
|