Методические рекомендации педагогам, работающим с детьми дошкольного возраста с задержкой психического развития
Количество детей, у которых уже в дошкольном возрасте обнаруживаются отклонения в развитии, весьма значительно. Соответственно, велик риск школьной дезадаптации и неуспеваемости. Особую тревогу вызывает рост количества детей с задержкой психического развития (ЗПР). Создание педагогических условий на основе личностно – ориентированного подхода, оптимальных для каждого воспитанника, предполагает формирование адаптивной социально – образовательной среды, включающей всё многообразие различных типов образовательных учреждений.
Дошкольное детство – период наиболее интенсивного формирования познавательной деятельности и личности в целом. Если интеллектуальный и эмоциональный потенциал ребенка не получает должного развития в дошкольном возрасте, то впоследствии не удается реализовать его в полной мере. Особенно это касается детей с задержкой психического развития.
Скачать конспект
Так что же такое задержка психического развития? Это особый тип аномального развития, для которого характерен замедленный темп развития одной или нескольких психических функций, которые, в большинстве случаев, компенсируются под воздействием медикаментозного лечения, специального коррекционного обучения и под влиянием временного фактора.
К старшему дошкольному возрасту становятся очевидными трудности в усвоении программы детского сада: дети малоактивны на занятиях, плохо запоминают материал, легко отвлекаются. Уровень развития познавательной деятельности и речи оказывается более низким по сравнению со сверстниками.
С началом обучения в школе клиническая картина нарушений становится более выраженной вследствие трудностей в усвоении школьной программы, а психологические проблемы приобретают более глубокий и стойкий характер.
Выдающиеся педагоги и психологи отмечают, что у детей с задержкой психического развития в большинстве случаев нарушено восприятие, внимание, мышление, память, речь. Очевидно, что традиционные занятия детям данной категории не интересны и малоэффективны. Возникает необходимость поиска различных путей и методов, способствующих более качественному усвоению необходимых знаний, обозначенных программой обучения.
Наиболее удачным и действенным методом в работе с детьми с задержкой психического развития, как на фронтальных коррекционно – развивающих занятиях, так и в индивидуальной работе, является дидактическая игра. Дидактическая игра определена самим названием – это игра обучающая. Она помогает ребенку пробрести знания в легкой, доступной и непринужденной форме. Именно через дидактическую игру, как основного метода коррекционной работы, происходит усвоение знаний, предусмотренных программой и необходимых при подготовке к школьному обучению детей с ЗПР.
Методические рекомендации по использованию дидактических игр в работе
с детьми с задержкой психического развития.
- Рекомендуется как можно шире использовать дидактические игры на фронтальных и индивидуальных коррекционно – развивающих занятиях, а также в различных режимных моментах в группе компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития.
- Дидактические игры должны быть доступны и понятны детям, соответствовать их возрастным и психологическим особенностям.
- В каждой дидактической игре должна ставиться своя конкретная обучающая задача, которая соответствует теме занятия и коррекционному этапу.
- При подготовке к проведению дидактической игры рекомендуется подбирать такие цели, которые способствуют не только получению новых знаний, но и коррекции психических процессов ребенка с ЗПР.
- Проводя дидактическую игру, необходимо использовать разнообразную наглядность, которая должна нести смысловую нагрузку и соответствовать эстетическим требованиям.
- Зная особенности детей с ЗПР, для лучшего восприятия изучаемого материала с использованием дидактической игры, необходимо стараться задействовать несколько анализаторов (слухового и зрительного, слухового и тактильного) одновременно.
- Содержание игры должно усложняться в зависимости от возрастных групп. В каждой группе следует намечать последовательность игр, усложняющихся по содержанию, дидактическим задачам, игровым действиям и правилам.
- Игровым действиям нужно обучать. Лишь при этом условии игра приобретает обучающий характер и становится содержательной.
- Дидактическая игра должна активизировать речевую деятельность детей. Должна способствовать приобретению и накоплению словаря и социального опыта детей.
- Рекомендуется подбирать такие дидактические игры, которые несут положительную эмоциональную окраску, развивают интерес к новым знаниям, вызывают у детей желание заниматься умственным трудом.
Методические рекомендации по подготовке к проведению занятий по ФЭМП с детьми с задержкой психического развития
- При проведении любого коррекционно – развивающего занятия по математике необходимо учитывать психо–физические особенности детей с ЗПР.
- Необходимо уделять особое внимание и значение пропедевтическому периоду.
- Программные задачи выполнять последовательно, используя принцип дидактики: от простого — к сложному.
- Замедленный темп усвоения нового материала детьми данной категории предполагает проведение по одной и той же теме двух и более занятий.
- На первых этапах обучения рекомендуется использовать простые, одноступенчатые инструкции, задания выполнять поэтапно.
- Переходить к следующей теме только после того, как будет усвоен предыдущий материал.
- Использовать как традиционные методы обучения (наглядные, словесные, практические, игровые…), так и нетрадиционные, новационные подходы.
- Задействовать большее количество различных анализаторов при выполнении счетных операций.
- Каждое занятие должно выполнять коррекционные задачи.
- Использовать индивидуальный и дифференцированный подход к детям.
Методические рекомендации для воспитателей, работающих с детьми с задержкой психического развития
- Воспитатель, работающий с детьми с ЗПР, должен учитывать психофизические, речевые особенности и возможности детей данной категории.
- При проведении любого вида занятий или игр воспитатель должен помнить, что необходимо решать не только задачи общеобразовательной программы, но и (в первую очередь) решать коррекционные задачи.
- Воспитатель должен обращать свое внимание на коррекцию имеющихся отклонений в мыслительном и физическом развитии, на обогащение представлений об окружающем мире, а также на дальнейшее развитие и совершенствование сохранных анализаторов детей.
- Необходимо учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка.
- Особое внимание должно уделяться развитию познавательных интересов детей, которые имеют своеобразное отставание под влиянием речевого дефекта, сужения контактов с окружающими, неправильных приемов семейного воспитания и других причин.
- Вся работа воспитателя строится в зависимости от запланированной лексической темы. Если же дети с ЗПР не усвоили данную тему, то работу над ней можно продлить на две недели (под руководством учителя – дефектолога и учителя – логопеда).
- При изучении каждой темы намечается, совместно с учителем – логопедом, тот словарный минимум (предметный, глагольный, словарь признаков), который дети могут и должны усвоить в импрессивной и экспрессивной речи.
- Словарь, предназначенный для понимания, должен быть значительно шире, чем для активного использования в речи ребенка. Также уточняются грамматические категории, типы синтаксических конструкций, которые необходимо закреплять воспитателю по следам коррекционных занятий учителя – логопеда (дефектолога).
- Первостепенными при изучении каждой новой темы являются упражнения на развитие различных видов мышления, внимания, восприятия, памяти. Необходимо широко использовать сравнения предметов, выделение ведущих признаков, группировка предметов по назначению, по признакам и т.д.
- Вся коррекционно – развивающая работа воспитателя строится в соответствии с планами и рекомендациями учителя – дефектолога и учителя – логопеда группы.
- В коррекционной работе с детьми с ЗПР воспитатель должен как можно шире использовать дидактические игры и упражнения, так как при их воздействии достигается лучшее усвоение изучаемого материала.
- Индивидуальная коррекционная работа с детьми проводится воспитателем преимущественно во второй половине дня. Особое место уделяется закреплению результатов, достигнутых учителем – дефектологом на фронтальных и индивидуальных коррекционно – развивающих занятиях.
- Важным направлением в работе воспитателя является компенсация психических процессов ребенка с ЗПР, преодоление речевого недоразвития, его социальная адаптация – все это способствует подготовке к дальнейшему обучению в школе.
Методические рекомендации по проведению физкультурных минуток в работе с детьми с задержкой психического развития
- Необходимо учитывать возраст и психофизическое развитие детей с задержкой психического развития.
- Желательно, чтобы упражнения были связаны с темой занятия, т.к. у детей с ЗПР переключение с одной деятельности на другую происходит труднее, чем у нормально развивающихся детей.
- Упражнения, используемые на фронтальном коррекционно – развивающем занятии, должны быть просты по структуре, интересны и хорошо знакомы детям.
- Упражнения должны быть удобны для выполнения на ограниченной площади.
- Рекомендуется подбирать такие упражнения, в которые включаются движения, воздействующие на крупные группы мышц, улучшающие функциональную деятельность всех органов и систем.
- Упражнения, используемые в физкультурной минутке, должны быть эмоциональными, достаточно интенсивными (с включением 10–15 подскоков, 10 приседаний или 30 – 40 секунд бега на месте).
- Необходимо знать, в какое время занятия проводить физкультурную минутку:
- в средней группе на 9 – 11 минуте занятия, т.к. именно в это время наступает утомление
- в старшей группе – на 12 – 14 минуте
- в подготовительной группе – на 14 – 16 минуте.
8. Общая длительность физкультурной минутки составляет 1,5 – 2 минуты.
9. При необходимости возможно проведение двух физкультурных минуток на одном фронтальном коррекционно – развивающем занятии.
10. Физкультурная минутка должна выполнять смысловую нагрузку: на занятии по ФМП – с элементами счета, на обучении грамоте – насыщена изучаемым звуком и т.д.
Методические рекомендации по развитию мелкой моторики и графо-моторных навыков у детей с задержкой психического развития
- Для развития мелкой моторики кистей рук детей с ЗПР рекомендуется использовать разнообразные подготовительные упражнения, при выполнении которых необходимо учитывать тонус мышц (гипотонус или гипертонус).
- Все упражнения должны проводиться в форме игры, что не только вызывает у детей интерес, но и способствует повышению технического тонуса руки ребенка.
- При подборе упражнений педагог должен учитывать возрастные и психические особенности детей с ЗПР, в том числе особенности зрительного восприятия, внимания, памяти и т.д.
- При подготовке к обучению письму рекомендуется обучить детей правильно сидеть за столом, пользоваться письменными принадлежностями.
- Необходимо научить ребенка ориентироваться на листе бумаги.
- Развитие мелкой моторики рук надо начинать с ведущей руки, затем – выполнять упражнения другой рукой, а затем – двумя.
- В подготовительный период рекомендуется использовать не разлинованные тетради, а альбомы, причем, «писать» простым карандашом.
- Работе в альбоме или тетради должны предшествовать упражнения пальчиковой гимнастики.
- Целесообразно подбирать упражнения пальчиковой гимнастики, которые связаны с темой занятия.
- После подготовительных упражнений рекомендуется переходить к работе в тетради в крупную клетку:
- сначала надо знакомить детей с разлиновкой (дать понятие, что такое «клеточка»...)
- с направлением написания (слева направо)
- местом начала письма (сколько клеточек отступить)
- учить определять части страницы, границы строки.
12. После этого рекомендуется переходить к письму в более мелкую клетку, а затем – в линейку.
13. На протяжении всего периода обучения рекомендуется широко применять книжки – раскраски с крупными, четкими и понятными детям рисунками (буквами и цифрами);
14. «Прописи» для детей – дошкольников необходимо внимательно отбирать педагогу и рекомендовать родителям.
15. На техническую сторону письма ребенок затрачивает огромные физические усилия, поэтому продолжительность непрерывного письма у дошкольников не должна превышать 5 минут, а у школьников – 10 минут (первый класс).
16. Работу по развитию элементарных графических навыков письма целесообразно проводить систематически 2 – 3 раза в неделю по 7 – 10 минут, как часть занятия.
Коррекционные цели, направленные на формирование психических процессов детей с задержкой психического развития
Коррекционные цели необходимо вводить в каждое занятие учителя – дефектолога, учителя — логопеда, воспитателя, правильно подбирать их (в соответствии с целью занятия) и точно формулировать цель, направленную на коррекцию того или иного психического процесса.
Коррекция внимания
- Развивать умение концентрировать внимание (степень сосредоточенности внимания на объекте).
- Развивать устойчивость внимания (длительное сосредоточение внимания на объекте).
- Развивать умение переключать внимание (намеренный, осознанный перенос внимания с одного объекта на другой).
- Развивать умение распределять внимание (возможность удерживать в сфере внимания одновременно несколько объектов).
- Увеличивать объем внимания (количество объектов, которые могут быть охвачены вниманием ребенка одновременно).
- Формировать целенаправленное внимание (направленность в соответствии с поставленной задачей).
- Развивать произвольное внимание (требует волевых усилий).
- Активизировать и развивать зрительное и слуховое внимание.
Коррекция памяти
- Развивать двигательную, вербальную, образную, словесно – логическую память.
- Работать над усвоением знаний при помощи произвольного, сознательного запоминания.
- Развивать скорость, полноту, точность воспроизведения.
- Развивать прочность запоминания.
- Формировать полноту воспроизведения словесного материала (воспроизводить словесный материал близко к тексту).
- Совершенствовать точность воспроизведения словесного материала (правильность формулировок, умение давать краткий ответ).
- Работать над последовательностью запоминания, умение устанавливать причинно – следственные и временные связи между отдельными фактами и явлениями.
- Работать над увеличением объема памяти.
- Учить запоминать воспринятое, осуществлять выбор по образцу.
Коррекция ощущений и восприятия
- Работать над уточнением зрительных, слуховых, осязательных, двигательных ощущений.
- Развивать целенаправленное восприятие цвета, формы, величины, материала и качества объекта. Обогащать чувственный опыт детей.
- Учить соотносить предметы по величине, форме, цвету, зрительно проверяя свой выбор.
- Дифференцировать восприятие предметов по цвету, величине и форме.
- Увеличивать объем зрительных, слуховых, тактильных представлений.
- Формировать тактильное различение свойства предметов. Учить узнавать на ощупь знакомые предметы.
- Развивать тактильно – двигательное восприятие. Учить соотносить тактильно – двигательный образ предмета со зрительным образом.
- Работать над совершенствованием и качественным развитием кинестетического восприятия.
- Работать над увеличением поля зрения, скоростью обозрения.
- Формировать целостность восприятия образа предмета.
- Развивать глазомер.
- Учить анализировать целое из составляющих его частей.
- Развивать зрительный анализ и синтез.
- Развивать способность обобщать предметы по признаку (цвет, форма, величина).
- Развивать восприятие пространственного расположения предметов и их деталей.
- Развивать зрительно – моторную координацию.
Коррекция речи
- Развивать фонематическое восприятие.
- Развивать функции фонематического анализа и синтеза.
- Формировать коммуникативные функции речи.
- Учить дифференцировать звуки речи.
- Совершенствовать просодическую сторону речи.
- Расширять пассивный и активный словарь.
- Совершенствовать грамматический строй речи.
- Развивать навыки словоизменения, словообразования.
- Формировать диалогическую речь.
- Развивать связную речь. Работать над понятийной стороной речи.
- Способствовать преодолению речевого негативизма.
Коррекция мышления
- Развивать наглядно – действенное, наглядно – образное и логическое мышление.
- Развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать, классифицировать, систематизировать на наглядной или вербальной основе.
- Учить выделять главное, существенное, а так же сравнивать, находить сходство и отличие признаков предметов и понятий.
- Учить группировать предметы. Учить самостоятельно определять основание группировки, выделять существенный для данной задачи признак предмета.
- Развивать умение понимать связь событий и строить последовательные умозаключения, устанавливать причинно – следственные связи.
- Развивать критичность мышления (объективная оценка других и себя)
- Развивать самостоятельность мышления (умение использовать общественный опыт, независимость собственной мысли).
Коррекция эмоционально – волевой сферы
- Вырабатывать умение преодолевать трудности.
- Воспитывать самостоятельность, ответственность.
- Формировать стремление добиваться результатов, доводить начатое дело до конца.
- Воспитывать честность, доброжелательность, трудолюбие, настойчивость, выдержку.
- Развивать критичность.
- Развивать инициативу, стремление к активной деятельности.
- Вырабатывать положительные привычки поведения.
Используя вышеперечисленные методические рекомендации, коррекционно-развивающая работа с детьми с ЗПР будет более эффективна.
|