Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Методические рекомендации педагогам, работающим с детьми дошкольного возраста с задержкой психического развития
Педагогика
Автор: Бракоренко Елена   
06.02.2022 22:27

Методические рекомендации педагогам, работающим с детьми дошкольного возраста с задержкой психического развитияМетодические рекомендации педагогам, работающим с детьми дошкольного возраста с задержкой психического развития

Количество детей, у которых уже в дошкольном возрасте обнаруживаются отклонения в развитии, весьма значительно. Соответственно, велик риск школьной дезадаптации и неуспеваемости. Особую тревогу вызывает рост количества детей с задержкой психического развития (ЗПР). Создание педагогических условий на основе личностно – ориентированного подхода, оптимальных для каждого воспитанника, предполагает формирование адаптивной социально – образовательной среды, включающей всё многообразие различных типов образовательных учреждений.

Дошкольное детство – период наиболее интенсивного формирования познавательной деятельности и личности в целом. Если интеллектуальный и эмоциональный потенциал ребенка не получает должного развития в дошкольном возрасте, то впоследствии не удается реализовать его в полной мере. Особенно это касается детей с задержкой психического развития.

 

Скачать конспект

Так что же такое задержка психического развития? Это особый тип аномального развития, для которого характерен замедленный темп развития одной или нескольких психических функций, которые, в большинстве случаев, компенсируются под воздействием медикаментозного лечения, специального коррекционного обучения и под влиянием временного фактора.

К старшему дошкольному возрасту становятся очевидными трудности в усвоении программы детского сада: дети малоактивны на занятиях, плохо запоминают материал, легко отвлекаются. Уровень развития познавательной деятельности и речи оказывается более низким по сравнению со сверстниками.

С началом обучения в школе клиническая картина нарушений становится более выраженной вследствие трудностей в усвоении школьной программы, а психологические проблемы приобретают более глубокий и стойкий характер.

Выдающиеся педагоги и психологи отмечают, что у детей с задержкой психического развития в большинстве случаев нарушено восприятие, внимание, мышление, память, речь. Очевидно, что традиционные занятия детям данной категории не интересны и малоэффективны. Возникает необходимость поиска различных путей и методов, способствующих более качественному усвоению необходимых знаний, обозначенных программой обучения.

Наиболее удачным и действенным методом в работе с детьми с задержкой психического развития, как на фронтальных коррекционно – развивающих занятиях, так и в индивидуальной работе, является дидактическая игра. Дидактическая игра определена самим названием – это игра обучающая. Она помогает ребенку пробрести знания в легкой, доступной и непринужденной форме. Именно через дидактическую игру, как основного метода коррекционной работы, происходит усвоение знаний, предусмотренных программой и необходимых при подготовке к школьному обучению детей с ЗПР.

Методические рекомендации по использованию дидактических игр в работе

с детьми с задержкой психического развития.

  1. Рекомендуется как можно шире использовать дидактические игры на фронтальных и индивидуальных коррекционно – развивающих занятиях, а также в различных режимных моментах в группе компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития.
  2. Дидактические игры должны быть доступны и понятны детям, соответствовать их возрастным и психологическим особенностям.
  3. В каждой дидактической игре должна ставиться своя конкретная обучающая задача, которая соответствует теме занятия и коррекционному этапу.
  4. При подготовке к проведению дидактической игры рекомендуется подбирать такие цели, которые способствуют не только получению новых знаний, но и коррекции психических процессов ребенка с ЗПР.
  5. Проводя дидактическую игру, необходимо использовать разнообразную наглядность, которая должна нести смысловую нагрузку и соответствовать эстетическим требованиям.
  6. Зная особенности детей с ЗПР, для лучшего восприятия изучаемого материала с использованием дидактической игры, необходимо стараться задействовать несколько анализаторов (слухового и зрительного, слухового и тактильного) одновременно.
  7. Содержание игры должно усложняться в зависимости от возрастных групп. В каждой группе следует намечать последовательность игр, усложняющихся по содержанию, дидактическим задачам, игровым действиям и правилам.
  8. Игровым действиям нужно обучать. Лишь при этом условии игра приобретает обучающий характер и становится содержательной.
  9. Дидактическая игра должна активизировать речевую деятельность детей. Должна способствовать приобретению и накоплению словаря и социального опыта детей.
  10. Рекомендуется подбирать такие дидактические игры, которые несут положительную эмоциональную окраску, развивают интерес к новым знаниям, вызывают у детей желание заниматься умственным трудом.

Методические рекомендации по подготовке к проведению занятий по ФЭМП с детьми с задержкой психического развития

  1. При проведении любого коррекционно – развивающего занятия по математике необходимо учитывать психо–физические особенности детей с ЗПР.
  2. Необходимо уделять особое внимание и значение пропедевтическому периоду.
  3. Программные задачи выполнять последовательно, используя принцип дидактики: от простого — к сложному.
  4. Замедленный темп усвоения нового материала детьми данной категории предполагает проведение по одной и той же теме двух и более занятий.
  5. На первых этапах обучения рекомендуется использовать простые, одноступенчатые инструкции, задания выполнять поэтапно.
  6. Переходить к следующей теме только после того, как будет усвоен предыдущий материал.
  7. Использовать как традиционные методы обучения (наглядные, словесные, практические, игровые…), так и нетрадиционные, новационные подходы.
  8. Задействовать большее количество различных анализаторов при выполнении счетных операций.
  9. Каждое занятие должно выполнять коррекционные задачи.
  10. Использовать индивидуальный и дифференцированный подход к детям.

Методические рекомендации для воспитателей, работающих с детьми с задержкой психического развития

  1. Воспитатель, работающий с детьми с ЗПР, должен учитывать психофизические, речевые особенности и возможности детей данной категории.
  2. При проведении любого вида занятий или игр воспитатель должен помнить, что необходимо решать не только задачи общеобразовательной программы, но и (в первую очередь) решать коррекционные задачи.
  3. Воспитатель должен обращать свое внимание на коррекцию имеющихся отклонений в мыслительном и физическом развитии, на обогащение представлений об окружающем мире, а также на дальнейшее развитие и совершенствование сохранных анализаторов детей.
  4. Необходимо учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка.
  5. Особое внимание должно уделяться развитию познавательных интересов детей, которые имеют своеобразное отставание под влиянием речевого дефекта, сужения контактов с окружающими, неправильных приемов семейного воспитания и других причин.
  6. Вся работа воспитателя строится в зависимости от запланированной лексической темы. Если же дети с ЗПР не усвоили данную тему, то работу над ней можно продлить на две недели (под руководством учителя – дефектолога и учителя – логопеда).
  7. При изучении каждой темы намечается, совместно с учителем – логопедом, тот словарный минимум (предметный, глагольный, словарь признаков), который дети могут и должны усвоить в импрессивной и экспрессивной речи.
  8. Словарь, предназначенный для понимания, должен быть значительно шире, чем для активного использования в речи ребенка. Также уточняются грамматические категории, типы синтаксических конструкций, которые необходимо закреплять воспитателю по следам коррекционных занятий учителя – логопеда (дефектолога).
  9. Первостепенными при изучении каждой новой темы являются упражнения на развитие различных видов мышления, внимания, восприятия, памяти. Необходимо широко использовать сравнения предметов, выделение ведущих признаков, группировка предметов по назначению, по признакам и т.д.
  10. Вся коррекционно – развивающая работа воспитателя строится в соответствии с планами и рекомендациями учителя – дефектолога и учителя – логопеда группы.
  11. В коррекционной работе с детьми с ЗПР воспитатель должен как можно шире использовать дидактические игры и упражнения, так как при их воздействии достигается лучшее усвоение изучаемого материала.
  12. Индивидуальная коррекционная работа с детьми проводится воспитателем преимущественно во второй половине дня. Особое место уделяется закреплению результатов, достигнутых учителем – дефектологом на фронтальных и индивидуальных коррекционно – развивающих занятиях.
  13. Важным направлением в работе воспитателя является компенсация психических процессов ребенка с ЗПР, преодоление речевого недоразвития, его социальная адаптация – все это способствует подготовке к дальнейшему обучению в школе.

Методические рекомендации по проведению физкультурных минуток в работе с детьми с задержкой психического развития

  1. Необходимо учитывать возраст и психофизическое развитие детей с задержкой психического развития.
  2. Желательно, чтобы упражнения были связаны с темой занятия, т.к. у детей с ЗПР переключение с одной деятельности на другую происходит труднее, чем у нормально развивающихся детей.
  3. Упражнения, используемые на фронтальном коррекционно – развивающем занятии, должны быть просты по структуре, интересны и хорошо знакомы детям.
  4. Упражнения должны быть удобны для выполнения на ограниченной площади.
  5. Рекомендуется подбирать такие упражнения, в которые включаются движения, воздействующие на крупные группы мышц, улучшающие функциональную деятельность всех органов и систем.
  6. Упражнения, используемые в физкультурной минутке, должны быть эмоциональными, достаточно интенсивными (с включением 10–15 подскоков, 10 приседаний или 30 – 40 секунд бега на месте).
  7. Необходимо знать, в какое время занятия проводить физкультурную минутку:
  • в средней группе на 9 – 11 минуте занятия, т.к. именно в это время наступает утомление
  • в старшей группе – на 12 – 14 минуте

- в подготовительной группе – на 14 – 16 минуте.

8. Общая длительность физкультурной минутки составляет 1,5 – 2 минуты.

9. При необходимости возможно проведение двух физкультурных минуток на одном фронтальном коррекционно – развивающем занятии.

10. Физкультурная минутка должна выполнять смысловую нагрузку: на занятии по ФМП – с элементами счета, на обучении грамоте – насыщена изучаемым звуком и т.д.

Методические рекомендации по развитию мелкой моторики и графо-моторных навыков у детей с задержкой психического развития

  1. Для развития мелкой моторики кистей рук детей с ЗПР рекомендуется использовать разнообразные подготовительные упражнения, при выполнении которых необходимо учитывать тонус мышц (гипотонус или гипертонус).
  2. Все упражнения должны проводиться в форме игры, что не только вызывает у детей интерес, но и способствует повышению технического тонуса руки ребенка.
  3. При подборе упражнений педагог должен учитывать возрастные и психические особенности детей с ЗПР, в том числе особенности зрительного восприятия, внимания, памяти и т.д.
  4. При подготовке к обучению письму рекомендуется обучить детей правильно сидеть за столом, пользоваться письменными принадлежностями.
  5. Необходимо научить ребенка ориентироваться на листе бумаги.
  6. Развитие мелкой моторики рук надо начинать с ведущей руки, затем – выполнять упражнения другой рукой, а затем – двумя.
  7. В подготовительный период рекомендуется использовать не разлинованные тетради, а альбомы, причем, «писать» простым карандашом.
  8. Работе в альбоме или тетради должны предшествовать упражнения пальчиковой гимнастики.
  9. Целесообразно подбирать упражнения пальчиковой гимнастики, которые связаны с темой занятия.
  10. После подготовительных упражнений рекомендуется переходить к работе в тетради в крупную клетку:
  • сначала надо знакомить детей с разлиновкой (дать понятие, что такое «клеточка»...)
  • с направлением написания (слева направо)
  • местом начала письма (сколько клеточек отступить)

- учить определять части страницы, границы строки.

12. После этого рекомендуется переходить к письму в более мелкую клетку, а затем – в линейку.

13. На протяжении всего периода обучения рекомендуется широко применять книжки – раскраски с крупными, четкими и понятными детям рисунками (буквами и цифрами);

14. «Прописи» для детей – дошкольников необходимо внимательно отбирать педагогу и рекомендовать родителям.

15. На техническую сторону письма ребенок затрачивает огромные физические усилия, поэтому продолжительность непрерывного письма у дошкольников не должна превышать 5 минут, а у школьников – 10 минут (первый класс).

16. Работу по развитию элементарных графических навыков письма целесообразно проводить систематически 2 – 3 раза в неделю по 7 – 10 минут, как часть занятия.

Коррекционные цели, направленные на формирование психических процессов детей с задержкой психического развития

Коррекционные цели необходимо вводить в каждое занятие учителя – дефектолога, учителя — логопеда, воспитателя, правильно подбирать их (в соответствии с целью занятия) и точно формулировать цель, направленную на коррекцию того или иного психического процесса.

Коррекция внимания

  1. Развивать умение концентрировать внимание (степень сосредоточенности внимания на объекте).
  2. Развивать устойчивость внимания (длительное сосредоточение внимания на объекте).
  3. Развивать умение переключать внимание (намеренный, осознанный перенос внимания с одного объекта на другой).
  4. Развивать умение распределять внимание (возможность удерживать в сфере внимания одновременно несколько объектов).
  5. Увеличивать объем внимания (количество объектов, которые могут быть охвачены вниманием ребенка одновременно).
  6. Формировать целенаправленное внимание (направленность в соответствии с поставленной задачей).
  7. Развивать произвольное внимание (требует волевых усилий).
  8. Активизировать и развивать зрительное и слуховое внимание.

Коррекция памяти

  1. Развивать двигательную, вербальную, образную, словесно – логическую память.
  2. Работать над усвоением знаний при помощи произвольного, сознательного запоминания.
  3. Развивать скорость, полноту, точность воспроизведения.
  4. Развивать прочность запоминания.
  5. Формировать полноту воспроизведения словесного материала (воспроизводить словесный материал близко к тексту).
  6. Совершенствовать точность воспроизведения словесного материала (правильность формулировок, умение давать краткий ответ).
  7. Работать над последовательностью запоминания, умение устанавливать причинно – следственные и временные связи между отдельными фактами и явлениями.
  8. Работать над увеличением объема памяти.
  9. Учить запоминать воспринятое, осуществлять выбор по образцу.

Коррекция ощущений и восприятия

  1. Работать над уточнением зрительных, слуховых, осязательных, двигательных ощущений.
  2. Развивать целенаправленное восприятие цвета, формы, величины, материала и качества объекта. Обогащать чувственный опыт детей.
  3. Учить соотносить предметы по величине, форме, цвету, зрительно проверяя свой выбор.
  4. Дифференцировать восприятие предметов по цвету, величине и форме.
  5. Увеличивать объем зрительных, слуховых, тактильных представлений.
  6. Формировать тактильное различение свойства предметов. Учить узнавать на ощупь знакомые предметы.
  7. Развивать тактильно – двигательное восприятие. Учить соотносить тактильно – двигательный образ предмета со зрительным образом.
  8. Работать над совершенствованием и качественным развитием кинестетического восприятия.
  9. Работать над увеличением поля зрения, скоростью обозрения.
  10. Формировать целостность восприятия образа предмета.
  11. Развивать глазомер.
  12. Учить анализировать целое из составляющих его частей.
  13. Развивать зрительный анализ и синтез.
  14. Развивать способность обобщать предметы по признаку (цвет, форма, величина).
  15. Развивать восприятие пространственного расположения предметов и их деталей.
  16. Развивать зрительно – моторную координацию.

Коррекция речи

  1. Развивать фонематическое восприятие.
  2. Развивать функции фонематического анализа и синтеза.
  3. Формировать коммуникативные функции речи.
  4. Учить дифференцировать звуки речи.
  5. Совершенствовать просодическую сторону речи.
  6. Расширять пассивный и активный словарь.
  7. Совершенствовать грамматический строй речи.
  8. Развивать навыки словоизменения, словообразования.
  9. Формировать диалогическую речь.
  10. Развивать связную речь. Работать над понятийной стороной речи.
  11. Способствовать преодолению речевого негативизма.

Коррекция мышления

  1. Развивать наглядно – действенное, наглядно – образное и логическое мышление.
  2. Развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать, классифицировать, систематизировать на наглядной или вербальной основе.
  3. Учить выделять главное, существенное, а так же сравнивать, находить сходство и отличие признаков предметов и понятий.
  4. Учить группировать предметы. Учить самостоятельно определять основание группировки, выделять существенный для данной задачи признак предмета.
  5. Развивать умение понимать связь событий и строить последовательные умозаключения, устанавливать причинно – следственные связи.
  6. Развивать критичность мышления (объективная оценка других и себя)
  7. Развивать самостоятельность мышления (умение использовать общественный опыт, независимость собственной мысли).

Коррекция эмоционально – волевой сферы

  1. Вырабатывать умение преодолевать трудности.
  2. Воспитывать самостоятельность, ответственность.
  3. Формировать стремление добиваться результатов, доводить начатое дело до конца.
  4. Воспитывать честность, доброжелательность, трудолюбие, настойчивость, выдержку.
  5. Развивать критичность.
  6. Развивать инициативу, стремление к активной деятельности.
  7. Вырабатывать положительные привычки поведения.

Используя вышеперечисленные методические рекомендации, коррекционно-развивающая работа с детьми с ЗПР будет более эффективна.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 40 (356) выйдет
5 ноября 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год
Скачать Номер 32 (348) за 2024 год
Скачать Номер 31 (347) за 2024 год
Скачать Номер 30 (346) за 2024 год
Скачать Номер 29 (345) за 2024 год
Скачать Номер 28 (344) за 2024 год
Скачать Номер 27 (343) за 2024 год