МЕТОД ПРОЕКТОВ — ИННОВАЦИОННЫЙ И ПЕРСПЕКТИВНЫЙ МЕТОД В РАБОТЕ С ДОШКОЛЬНИКАМИ |
Педагогика | |||
Автор: Нагорнова Кристина Александровна | |||
31.01.2022 14:22 | |||
МЕТОД ПРОЕКТОВ — ИННОВАЦИОННЫЙ И ПЕРСПЕКТИВНЫЙ МЕТОД В РАБОТЕ С ДОШКОЛЬНИКАМИ НАГОРНОВА КРИСТИНА АЛЕКСАНДРОВНА Старший воспитатель МДОУ «Детский сад №1», г. Саранск Использование инновационных педагогических технологий открывает новые возможности воспитания и обучения дошкольников, и одной из наиболее актуальных и эффективных в наши дни стал метод проектов. Технология проектирования требует от педагога терпения, любви к ребенку, веры в его возможности, а от всех участников проектной деятельности, индивидуальных решений и коллективного творчества. При этом развиваются способности к рефлексии, выбору адекватных решений, умению из отдельных частей выстраивать целое, принимать точку зрения другого участника. Проектная деятельность – это дидактическое средство активизации познавательного и творческого развития ребенка и одновременно формирование его личностных качеств.
Особенностью проектной деятельности в дошкольной системе образования является то, что ребенок еще не может самостоятельно найти противоречия в окружающем, сформулировать проблему, определить цель (замысел). Поэтому в воспитательно-образовательном процессе ДОУ проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети и педагоги ДОУ, а также вовлекаются родители и другие члены семьи. Технология проектной деятельности не является принципиально новой в мировой педагогике. Метод проектов широко используется в работе ДОУ. Педагоги не только проектируют свою деятельность, но и разрабатывают интересные проекты на самые разные темы с воспитанниками и их родителями. Проектная деятельность — это тот вид педагогической работы, который будет востребован в связи с реализацией федеральных государственных стандартов (ФГОС) в практику работы дошкольных образовательных учреждений. Преимущества проектного метода: Является одной из форм организации воспитательно-образовательной работы. Является одним из методов развивающего обучения и самообразования, т. к. в его основе лежит развитие познавательных навыков детей, умение самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве; Позволяет развивать систему продуктивного взаимодействия между участниками процесса; Повышает компетентность педагога; Повышает качество образовательного процесса; Возможность углубленно изучать какую-либо тему и получение быстрых практических результатов. Способствует развитию креативности и логического мышления. В проектной деятельности происходит формирование субъективной позиции у ребёнка, раскрывается его индивидуальность. Что же такое «ПРОЕКТ»? В словаре слово «проект» заимствовано из латыни и означает «выброшенный вперёд», «выступающий», «бросающийся в глаза». Метод проектов — способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога и воспитанника, способ взаимодействия с окружающей средой, поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели. Метод проектов как педагогическая технология — это совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по своей сути. Проблемно-поисковые методы: проблемные вопросы, деловая игра, «мозговой штурм», тематические беседы, исследование (исследовательский проект, поэтапное выполнение действий.
Информационные методы: составление модели источников информации. При выполнении проекта могут использоваться другие активные методы обучения. Достоинства метода проектов Метод проектов полностью соответствует требованиям ФГОС дошкольного образования: Реализация проекта осуществляется в игровой форме, включением детей в различные виды творческой и практически значимой деятельности, в непосредственном контакте с различными объектами социальной среды (экскурсии, разведки, встречи с людьми разных профессий, игры на объектах социальной среды, практические полезные дела). Как следствие, проектная деятельность дает возможность воспитывать “деятеля”, а не “исполнителя”, развивать волевые качества личности, навыки партнерского взаимодействия. Метод проектов соответствует комплексно-тематическому принципу построения образовательного процесса, так как предполагает погружение ребенка в определенную тему или проблему. Таким образом, получается целостный, а не разбитый на части образовательный процесс. Это позволит ребенку «прожить» тему в разных видах деятельности, усвоить больший объем информации по предлагаемой теме, осмыслить связи между предметами и явлениями. Основной целью проектного метода в ДОУ является развитие свободной творческой личности ребёнка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей. Общие задачи развития:
Существуют и основные требования к использованию метода проекта в детском саду:
Обязательные составляющие проекта:
Примерный план работы воспитателя по подготовке проекта
Метод проектов предполагает: Постановку проблемы (1этап) Поисковый: определение темы и целей проекта; педагог помогает ребёнку выбрать наиболее актуальную и посильную для него задачу на определенный отрезок времени. Её обсуждение (2 этап) Планирование деятельности по достижению цели, определение источников информации:
Работу над проектом (3этап) Практический: (основной этап) поиск информации детьми совместно с родителями и воспитателями (интервью, опросов, наблюдений, экспериментов.). Презентация (4 этап) подведение итогов, коллективное обсуждение, самооценка, продукт деятельности др. Типология проектов в ДОУ (по Е. С. Евдокимовой) По доминирующей деятельности Исследовательские, информационные, творческие, игровые, приключенческие, практико-ориентированные) По характеру содержания (Ребенок и семья, ребенок и природа, ребенок и рукотворный мир, ребенок и общество и его культурные ценности) По характеру участия ребенка в проекте (Заказчик, эксперт, исполнитель, участник от зарождения до получения результатов) По характеру контактов (Внутри одной возрастной группы, в контакте с другой возрастной группой, внутри ДОУ, в контакте с семьей, учреждениями культуры, общественными организациями) По количеству участников (Индивидуальный, парный, групповой, фронтальный) По продолжительности (Краткосрочный, средней продолжительности, долгосрочный) В практике современных дошкольных учреждений используются следующие типы проектов:
Значимы и другие виды проектов, в том числе: комплексные: «Мир театра», «Здравствуй, Пушкин!», «Эхо столетий», «Книжкина неделя»; межгрупповые: «Математические коллажи», «Мир животных и птиц», «Времена года»; творческие: «Мои друзья», «У нас в нескучном саду», «Мир природы», «В гостях у сказки»; групповые: «Сказки о дружбе», «Познай себя», «Подводный мир», «Овощи и фрукты – полезные продукты», «Птицы наши друзья», «Откуда ботинки пришли?», индивидуальные: «Я и моя семья», «Генеалогическое древо», «Секреты бабушкиного сундука», «Сказочная птица»; исследовательские: «Без воды не обойтись», «Воздух невидимка», «Питание и здоровье» семейные: «Как я провёл лето» личностные: «Мои питомцы». Способы разработки проектов: Позиция взрослых как участников проекта: Является источником информации, координирует процесс, поддерживает и поощряет, обеспечивает непрерывность работы над проектом, подготавливает необходимое оборудование, осуществляет консультативную помощь. Имеют равное с детьми право вносить идеи, касающиеся тем, содержания и видов деятельности. Не претендуют на права единственно верного источника знания, ограничиваясь статусом «ресурсной личности». Предоставляют детям достаточную свободу для реализации их собственных потребностей, очерчивая её рамками принятой культуры и формируя понимание ответственности за свой выбор, действия и результаты. Позиция детей как участников проекта: Влияют на выбор темы, форм работы в рамках проекта; Устанавливают последовательность и общую продолжительность выполнения самостоятельно выбранной деятельности; Реализуют свои интересы, потребности в знаниях, общении, игре и других видах деятельности, в основном самостоятельно, принимая решение об участии или неучастии в общем проекте или конкретном действии. Основные положения ФГОС ДОО отражают необходимость включения в структуру планирования различных форм взаимодействия с семьей.
Структура образовательного проекта:
На 1 этапе — вхождение в проблему, «вживание» в игровую ситуацию, принятие задачи, предложения и дополнения по итоговому продукту. На 2 этапе — дети организуются в рабочие группы, распределяют направления по сбору материала и сферу ответственности. На 3 этапе — накопление, систематизация и усвоение новых знаний, умений, навыков. На 4 этапе — подготовка к защите проекта, изготовление итогового продукта. Представление зрителям продуктов своей деятельности. - Результаты проекта, их оценка, призы и награды. Результаты выполненных проектов должны быть осязаемыми: Выставка, газета, журнал. Костюм, модель, коллекция. Музыкальное или художественное произведение, ролевая игра, инсценировка. Экскурсия, поход, путешествие. Демонстрация продукта, выполненного на основе информационных технологий. Спектакль, праздник, видеофильм. Познавательные центры в группе Развивающая предметно – пространственная среда оказывает огромное влияние на познавательную активность дошкольника. Для развития познавательной активности детей и поддержания интереса к экспериментальной деятельности оснащён центр «Детская лаборатория», Центр научной и познавательной и художественной литературы и тд. Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму». Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Особую педагогическую значимость метода проекта я вижу в том, что:
Список использованных источников
|